Сможет ли Беларусь рассчитаться по долгам?

Сможет ли Беларусь рассчитаться по долгам?

По данным Национального банка, валовой внешний государственный долг Беларуси снизился за январь-октябрь текущего года на 1,27 млрд. с 34 млрд. 23 млн. до 32 млрд. 966 млн. долларов.

Внешний долг органов государственного управления при этом с начала года вырос с 12,3 млрд. до 12,7 млн. долларов. По этой статье госдолга в расчете на душу населения на каждого жителя Беларуси приходится 1 342 доллара.

Сумма валового госдолга на душу населения по сравнению с начала года сократилась на 110 долларов.

Несмотря на довольно оптимистичную динамику, в новом 2013 году Беларусь войдет в полосу пиковых выплат по внешнему долгу. По предварительным оценкам, платежи по госдолгу в следующем году вырастут в несколько раз и составят 3,1 млрд. долларов.

Для обслуживания основного долга по кредитам органов госуправления, к которым относятся кредиты США, ФРГ, России, Китая, Венесуэлы, в следующем году потребуется почти в два раза больше средств, чем в нынешнем. Сумма платежей вырастет с 234,2 млн. до 421,7 млн. долларов.

В Министерстве финансов трудностей, связанных с выплатами по внешнему долгу в пиковый период, между тем не видят. В ведомстве отмечают, что у правительства имеется достаточно ресурсов и инструментов, чтобы комфортно пройти данные периоды. Тем не менее премьер-министр Михаил Мясникович поручил организовать четкую систему работы над рефинансированием накопленных долгов, чтобы распределить пики выплат по времени.

Основной подушкой безопасности относительно выплат по внешнему госдолгу правительство и Нацбанк рассматривают золотовалютные резервы, которые, по утверждениям НББ, находятся на безопасном уровне.

С одной стороны, ЗВР Беларуси на самом деле более чем достаточно, чтобы сполна обеспечить объемы выплат по госдолгу в следующем году. Так в определении стандарта МВФ золотовалютные резервы Беларуси на 1 декабря составили 8 млрд. 224 млн. долларов, увеличившись в прошлом месяце на 184,3 млн. долларов.

Рост ЗВР, по версии Нацбанка, произошел в результате размещения валютных облигаций Минфина Беларуси на внутреннем рынке страны. Увеличению золотовалютных резервов также способствовало положительное сальдо покупки-продажи Нацбанком иностранной валюты на БВФБ.

Вместе с тем эксперты отмечают, что несмотря на самые высокие показатели за всю историю Беларуси, ЗВР, если исходить из международных стандартов, не обеспечивают экономическую безопасность страны.

В частности, по словам старшего аналитика ForexClubв Беларуси Валерия Полховского, золотовалютные запасы  в размере 8,2 млрд. долларов в эквиваленте удовлетворяют лишь двухмесячному объему импорта.

Он отмечает, что, в соответствии с международной методологией, ЗВР для обеспечения безопасности должны составлять не менее 12 млрд. долларов.

Тем не менее, реальных угроз, на взгляд эксперта, на сегодняшний день нет.  

Большие надежды в правительстве возлагают также на четвертый транш Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 440 млн. долларов. Как заявила еще в сентябре председатель Нацбанка Надежда Ермакова, поступление транша ожидается до конца 2012 года. Положительное решение о выделении средств Беларуси было принято Фондом 7 декабря, даже несмотря на неполное выполнение официальным Минском стабилизационной программы.

Однако вчера стало известно, что выделение Беларуси двух траншей по 440 млн. долларов будет рассмотрено лишь в следующем году. Об этом 19 декабря заявил генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров.

Таким образом, транш в размере 440 млн. долларов, в выделении которого был уверен Минск, остается под вопросом. По негласным версиям, Россия ведет свою игру в отношении Беларуси и, учитывая нестабильность на финансовом рынке республики, засматривается на белорусские госактивы.

Кроме того, чтобы снизить объем выплат в следующем году, белорусское правительство рассчитывает на рефинансирование части задолженности. Экономисты отмечают, что в целом рефинансирование - это нормальная международная практика. Однако в случае Беларуси это означает лишь наращивание долгов на фоне отсутствия каких-либо структурных реформ. В результате рефинансирование затягивает страну в еще большую долговую яму, что снижает ее возможности для очередных нормальных заимствований, и в долгосрочной перспективе может привести к дефолту.

 

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus