Над поставками белорусского топлива нависла угроза?

Над поставками белорусского топлива нависла угроза?

Беларусь по своим экспортным возможностям, известна поставками продовольствия и продуктов нефтепереработки. Кто только не знает и не хвалит, в той же России, белорусскую молочную или мясную продукцию. Хотя, все помнят и недавние молочные войны. Теперь гроза нависла над поставками бензина. Причем, жалуются на белорусскую продукцию, как с востока, так и с юга. Соседние страны не выдерживают конкуренции и пытаются вытеснить белорусских производителей со своих рынков. Чем это может грозить Беларуси?

Ещё в марте месяце украинские нефтепереработчики инициировали кампанию по проведению расследования в отношении белорусского бензина, которого, по их мнению, на украинском рынке слишком много. Уже третью, кстати, по счету. Первые две, так и не начинались. Подписали бумагу пять НПЗ. В целом, сейчас на Украине работают два из семи НПЗ. Эксперты рынка считают, что украинские заводы находятся в отсталом в техническом отношении состоянии. Их владельцы не желают делать масштабные инвестиции в модернизацию производств. Поэтому, производство собственных нефтепродуктов в южной стране-соседке не в лучшей форме. Украинцы в ответ заявляют, что мол, белорусское правительство субсидирует нефтепереработку и поэтому украинский рынок оказался занятым белорусским топливом. Они выделяют аж 6 видов поддержки. Плюс существенный плюс в поставках российской нефти по условиям Таможенного союза. Правда, все эти субсидии или уже не действуют, например, освобождение от продажи 30% валютной выручки или помощь государства при погашении займов. Это самые весомые в денежном отношении претензии. Украинские нефтепереработчики просят установить пятилетнюю пошлину размером более, чем 180 долларов за тонну поставляемого белорусского топлива. Именно таковой считается сумма субсидий.

Для белорусских НПЗ это нехороший сигнал. Так называемое антисубсидиарное расследование может закрыть доступ белорусским нефтепродуктам на украинский рынок. А он для наших предприятий один из самых прибыльных. Только за прошлый год поставки бензина и дизтоплива в Украину выросли более, чем на 44%, достигнув почти 4, 5 миллионов тонн. То есть, белорусским можно считать каждый второй литр дизеля и каждый третий литр бензина на украинских заправках. Причем, бензин этот очень хорошего качества - класса Евро-5. Украинский рынок очень либеральный, по мнению эксперта - директора «Консалтинговой группы А-95» (Украина) Сергея Куюна. И на нем отсутствует госрегулирование, что очень выгодно поставщикам. А их более, чем 10. Это, кроме белорусов и россияне, и румыны, и болгары, и литовцы, и поляки. Но они поставляют бензин низшего качества, Евро-3, или Евро-4. В случае прекращения поставок белорусского топлива, цена с нынешних 11 гривен за литр подскочит сразу до 12,3 гривен. И конкуренты их не замедлят поднять. А это для украинцев, по словам того же С.Куюна, будет означать апокалипсис.

Поставки белорусского топлива в количественном выражении в последние годы на украинский рынок, по данным Белстата, выглядели так:

Белорусская сторона отвергает украинские претензии, называя их надуманными и необоснованными. В концерне «Белнефтехим» подчеркивают, что топливо в Украину поставляется на рыночных условиях, то есть о демпинге не может быть и речи. Также отрицают отсутствие всяких субсидий, а выдвигаемые претензии - это желание вытеснить белорусские продукты с рынка. Замгендиректора Мозырского НПЗ В.Павлов придерживается подобного мнения, надеется на благоразумие украинской стороны и подчеркивает приоритетность украинского рынка.

Тревожные моменты складываются и на российском направлении. Россияне в конце прошлого года, критикуя Беларусь в недопоставках топлива, сейчас действуют с точностью до наоборот. Согласно баланса белорусские НПЗ должны в этом году поставить свыше 3 миллионов тонн топлива. И уже только за первых два месяца нового года в Россию было поставлено нефтепродуктов больше, чем за 9 месяцев предыдущего - 180 тонн, против 147 тонн, соответственно. Российские компании всполошились. Дешевый белорусский бензин мешает им удерживать высокие цены на внутреннем рынке. Традиционно, весной российские НПЗ ремонтируются, перед этим создаются значительные топливные запасы и приток большого количества белорусского бензина в Москве не ко двору. Надавить на конкурента россияне решили проверенным способом – обратившись в Минэнерго РФ. И чиновники поддержали своих. С апреля месяца квота на бензин из Беларуси не выбирается полностью. Такой подход, по мнению эксперта Thomson Reuters А. Ершова, не соответствует договоренностям в рамках Таможенного Союза и связан с алчностью российских продавцов топлива, а также нежеланием конкурировать. Представитель «Белорусской нефтяной компании» Д. Юдин, в свою очередь, называет действия российской стороны нелогичными.

Таким образом, складывающаяся ситуация, особенно на украинском направлении, может грозить значительными финансовыми потерями и белорусским нефтепереработчикам придется пересмотреть экспортные потоки, чтобы сохранить прибыль.

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus