Какие нововведения ожидают отечественную розничную торговлю?

Какие нововведения ожидают отечественную розничную торговлю?

Министерство торговли пытается реформировать торговую сферу в сторону более цивилизованных отношений. На это потрачено почти два года и в недрах ведомства уже готов новый закон о торговле. Что ожидать магазинам и потребителям от нововведений?

Заместитель министра торговли И.Наркевич рассказала, что в новом законе в отношениях между поставщиками товаров и магазинами будут действовать абсолютно простые и ясные условия. Договор будет указывать только стоимость товара и все. Различные дополнительные условия, как-то маркетинг, тестирование, рекламные акции и другие мероприятия, которые магазины и, так обязаны проводить, будут исключены. Сюда входят и, так любимые сетями, бонусы. Диктат магазина по отношению к производителю, таким образом, будет ограничен. А то последнее время крупные торговые сети очень часто перекладывали свои издержки на предприятия. А те, в свою очередь, вынуждены были соглашаться, так как имели возможность поставить сразу крупную партию товара. Есть тому и реальные примеры.

Руководитель «Криницы» на одном из совещаний жаловался, что магазины требуют от него скидки в 45% и ещё бонус в 15%. По свидетельству Виктора Маргелова - члена Совета по развитию предпринимательства в РБ представители гипермаркетов даже не разговаривают, если не оговорена первоначальная скидка в размере не менее 30%. Фактически ритейлеры продают полки. А ещё и выбирают, кому из производителей оказать наибольшее предпочтение. И некоторые оказывались в неравном положении. Теперь торговые объекты обяжут указывать все условия либо в интернете, либо по письменному запросу. Будет создано равенство между различными производителями. И крупный, и мелкий смогут на равных конкурировать за место на магазинном прилавке. В результате выигрывают покупатели, так как у них выходит большая свобода выбора.

Вообще, в Беларуси по данным Минторга на начало года насчитывалось свыше 40,5 тысяч магазинов. И площадей они занимают более 3,5 миллионов кв.метров. Из них более 70%  располагаются на площади менее 100 кв.метров. Что касается формы собственности торговых объектов, то министерство торговли о доли каждой из них на 1 января 2013 года дает такие сведения, представленные в диаграмме ниже:

Кроме того, грешат крупные розничные сети и задержкой оплаты поставленного товара. Производители для производства новой партии зачастую вынуждены брать кредит в банке. В новом законе уже оговариваются конкретные сроки возврата денег за тот или иной поставленный товар. Так, за скоропортящийся товар магазины должны будут рассчитаться в течении 10 дней. Товар – срок реализации которого месяц, должен быть  оплачен в течении месяца. Ну, и деньги за товар свыше 30-дневного срока реализации возвращаются по договоренности.

Бурные дискуссии в предпринимательской среде, вызывает вопрос, который даже был вынесен на уровень Президента на одной из пресс-конференций – это присутствия торговых сетей на рынке розничной торговли. Мол, они вытесняют мелких предпринимателей, особенно на периферии, где людей немного и соответственно ритейлерам проще устраивать бизнес, придя с большим набором товаров и хорошо раскрученным брендом. Та же замминистра И.Наркевич недавно уличила сеть «Евроопт» в агрессивной рекламе. Попросила доказательств того, что у них действительно самые низкие цены, ниже, чем у конкурентов. Но ответа пока не дождалась.

В нововведениях, разработанных Минторгом, будет пресекаться монопольное положение на рынках. Теперь объект розничной торговли не сможет занимать более 20% товарооборота. Это нужно для развития конкурентной среды в сфере продаж. Если же такой норматив будет превышен, то на дополнительное развитие продавцы могут не рассчитывать. Расширять и арендовать площади в плюс к имеющимся, будет невозможно. Но, в то же время, как свидетельствуют в профильном министерстве, такое доминирование крупных торговых сетей характерно лишь для маленьких городков. В столице и областных центрах ситуация контролируется. Сегодня на рынке действует 21 крупная торговая сеть. И их товарооборот в общем объеме в больших городах сейчас не превышает и 10%. Под крупными игроками понимается торговый объект, площадью более 3 тысяч кв. метров.

Сегодня на тысячу жителей в Беларуси  приходится более 400 кв. метров торговых площадей. Через три года он должен по расчетам министерства торговли достичь 600 кв.метров. Для сравнения, в Европе этот показатель превышает тысячу кв. метров на тысячу человек.

Магазины и поставщики начнут работать по-новому уже в течении этого года. Только новый закон должны ещё рассмотреть депутаты Палаты представителей на проходящей в эти дни весенней сессии. После процедуры его утверждения можно будет надеяться, что отечественная торговля перейдет на более высокую ступень в отношениях с поставщиками и потребителями.

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus