Малый бизнес в Беларуси: интервью с создателем онлайн-сервиса Slovomol

Малый бизнес в Беларуси: интервью с создателем онлайн-сервиса Slovomol
Разговор об успехах белорусского IT не обходится без вдохновляющего примера War Gaming. Пример, понятный и близкий всем, кто играет в “Танчики”. Но за этой историей успеха кроется важная тенденция: белорусские IT-шники начинают создавать собственный продукт. Один из представителей этой тенденции, создатель сервиса текстовой расшифровки аудиозаписей “Slovomol”, рассказал Myfin о белорусской бюрократии, научных прорывах и о том, что несправедливое распределение активов может погубить даже самый стойкий проект.
 
Сервис Slovomol был запущен с апреля этого года. Он работает с аудио- и видеофайлами, преобразовывая речевую информацию в текст. Ребята не пользуются системами распознавания речи: на Slovomol работают живые стенографисты. Насколько это прогрессивно в мире подрывных технологий и сколько времени потребуется науке, чтобы вытеснить Slovomol из этой ниши? 
 
Myfin: Чувствуете ли вы угрозу со стороны автоматических систем распознавания речи?
 
Дмитрий Минч: Угрозу? Я буду очень рад, если произойдет прорыв в технологиях распознавания. Уверен, что мы сработаемся с такими системами. Это может снизить стоимость услуги и тем самым увеличить область ее применения, а значит и количество клиентов. 
 
 В IT постоянно происходят микрореволюции: новые технологии, инструменты, подходы. Часто видишь возможность задействовать их для практических нужд, то есть воплотить в жизнь и, даже чувствуешь потребность это сделать. Такая потребность улучшать и переосмысливать что-то на самом деле является основной движущей силой нового бизнес проекта. 
 
Так появилась идея Slovomol, в результате поисков в рунете устаревающей бизнес модели, которую мы могли бы пересмотреть и переработать в духе времени. Беглого взгляда на сайты российских стенографических компаний было достаточно, чтобы понять что мы сможем серьезно улучшить процесс расшифровки аудиозаписей и оформления заказа, добавить функций и в целом повысить удобство пользователей. И сейчас позитивные отзывы клиентов говорят о том, что у нас это получается.
 
Так что новые технологии нас не пугают, а наоборот, вдохновляют. Но, к сожалению, научных прорывов в системах распознавания речи пока не видно, и я убежден, что в ближайшее время их не будет. Сейчас используются подходы на основе статистических моделей, которые не могут дать стабильно качественного результата на аудиозаписях, сделанных в неизвестном окружении и с неизвестными собеседниками. Гораздо лучше дело обстоит с записями одного собеседника, профиль которого уже сформирован. Но это очень узкий сценарий.
 
Myfin: С какими трудностями вы столкнулись на пороге своего начинания? 
 
Дмитрий Минч: Самыми болезненными были юридические вопросы. Сложилось впечатление, что в байнете без особых проблем можно запустить только классического вида интернет-магазин. Вся остальная деятельность на всякий случай придавлена суровыми или, чаще, двусмысленными законами.
 
Myfin: Сколько заказов у вас бывает в месяц? Получается ли на сегодняшний день извлечь из проекта какую-то прибыль?
 
Дмитрий Минч: На сегодняшний день Словомол скорее команда единомышленников и почти 40 тысяч строк кода, чем отлаженный бизнес. В апреле мы запустились в тестовом режиме, чтобы посмотреть на результаты и получить отклики пользователей. В течение месяца мы выполнили 20 заказов. За этот период мы славно потрудились и заработали больше, чем ожидали, но меньше, чем потратили. В мае мы притормозили с рекламными кампаниями, чтобы отдышаться и осмотреться, внести некоторые изменения в сервис, и за лето, я думаю, он станет уже совсем взрослый.
 
 
Myfin: Кажется, у Slovomol есть инвестор. Какую часть затрат он согласился взять на себя и какую часть компании потребовал взамен? Теперь, когда Slovomol вышел на определенную прибыль и вы можете оценить перспективы ее дальнейшего роста - как вы считаете, это была выгодная сделка?
 
Дмитрий Минч: У нас здоровые отношения в команде и доли распределены вполне справедливо. Хотя, оглядываясь назад, понимаю что это получилось почти случайно и что стоит с самого начала использовать западные подходы к мотивации сотрудников (опционы) и регулированию отношения партнеров. Они давно изобретены, продуманы и обкатаны. Конечно, не хочется тратить свой запал и время на старте проекта на договора, долгие беседы и на то, чтобы разобраться что такое вестинг и опцион, но, к сожалению, позже это может погубить проект. Ведь все конфликты случаются от того, что партнеры не договорились в самом начале и замяли неудобные и сложные вопросы.
 
Myfin: Насколько актуален ваш продукт? С кем вам приходится конкурировать?
 
Дмитрий Минч: Сейчас в русскоязычном интернете не видно удобных сервисов по расшифровке аудиозаписей. Наверняка в этот рынок придут западные компании, но со многими из них у нас различаются целевые аудитории и бизнес-модель. Мы 
целимся на пользователей, которым важна конфиденциальность данных и умная обработка текста, добавляем услуги, которые сложно предоставлять с помощью дешевого краудсорсинга, фриланса или автоматического распознавания речи.
 
Myfin: Планируете ли вы делать что-то для дальнейшего развития проекта, модернизации, предоставления более широкого спектра услуг, или Slovomol как проект уже состоялся и дальше вы будете заниматься наращиванием клиентской базы?
 
Дмитрий Минч: Конечно будем развивать проект, остановка этого процесса может обернутся потерей наших конкурентных преимуществ. У нас много идей, даже больше, чем возможно реализовать, да и обратная связь от клиентов время от времени подбрасывают нам действительно ценные мысли.
 
Автор: Анна Копричева;   Фото: Slovomol.com
 

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus