Рыночные реалии и правовые аномалии

Рыночные реалии и правовые аномалии

Об амнистии капиталов

— Вы, Николай Иванович, курируете в том числе и такое важное направление, как, говоря по-старому, общий надзор. Поэтому начну с конкретных вопросов данного направления. Каково ваше отношение к звучащим в последнее время предложениям о проведении амнистии капиталов?

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в пределах своей компетенции рассматривался вопрос о целесообразности проведения так называемой экономической амнистии, или амнистии капиталов. Вопрос этот очень сложный и неоднозначный. Тем более, что нормативно-правовая база, регламентирующая проведение экономической амнистии, в стране отсутствует.

Государственными органами проводится обсуждение возможности принятия нормативного правового акта, которым в первую очередь должна быть предусмотрена схема привлечения ресурсов, как не учтенных официальной статистикой, так и вывезенных из страны. Процесс этот довольно сложный. Необходимо учесть опыт проведения рассматриваемых мероприятий в различных зарубежных странах (как положительный, так и отрицательный), проанализировать его на предмет возможности применения аналогичных механизмов амнистии с учетом состояния экономики нашего государства, стабильности банковской системы, а также национального менталитета.

Представляется, что в нормативном акте должно быть дано четкое определение амнистии капиталов, целей и срока ее проведения, решен вопрос о субъектах амнистии (физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся резидентами Республики Беларусь). Кроме того, предстоит определить конкретный перечень объектов налоговой амнистии (капиталы, недвижимость, ценные бумаги и т.д.).

Должны быть предусмотрены гарантии субъектов амнистии, связанные не только с непривлечением к уголовной и административной ответственности за совершенные ими правонарушения, но и с исключением возможного предвзятого отношения к ним со стороны надзорных и контролирующих органов. Такой гарантией может являться расписка ответственного органа о выполнении обязательств в полном объеме либо уничтожение деклараций за определенный период (на примере Казахстана). Установить, что информация о лицах, зачисливших денежные средства на специальные счета в банках, должна быть конфиденциальной, разглашение которой влечет установленную законом ответственность.

В целях недопущения в дальнейшем ослабления налоговой дисциплины представляется необходимым предусмотреть в нормативном акте норму, указывающую на исключительно разовый характер проведения экономической амнистии. Во избежание противоречия международным договорам Республики Беларусь, в том числе и Договору государств — участников СНГ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, данная амнистия не должна распространяться на случаи легализации денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов.

Поскольку убедительные экономические расчеты и обоснования, позволяющие прогнозировать положительные результаты экономической амнистии и исключить возможные негативные последствия, до настоящего времени отсутствуют, говорить о том, что такая амнистия действительно назрела, на мой взгляд, вряд ли будет правильным. Опыт зарубежных стран показывает, что большинство из них не достигли прогнозируемых показателей эффективности налоговых амнистий. В то же время в ряде стран такие мероприятия нельзя назвать безуспешными ввиду существенных поступлений в доходную часть бюджета.

В связи с этим полагаю, что представители всех заинтересованных государственных органов, ученые-экономисты, политологи, представители бизнес-сообщества, работодатели и объединения предпринимателей должны продолжить совместную работу по определению необходимости амнистии капиталов и порядка ее проведения.

Об издержках в ходе реформирования отношений собственности

— Какие правовые процессы наблюдаются в ходе реформирования отношений собственности? Есть ли серьезные нарушения при проведении приватизации? Как на эти нарушения реагируют органы прокуратуры?

— В настоящее время действует ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу приватизации. Это Декрет Президента «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», постановления Совета Министров, Государственного комитета по имуществу, которые определяют алгоритм работы, процедурные вопросы, связанные с приватизацией государственного имущества.

Необходимо отметить, что по итогам совещания глава государства в марте текущего года поручил правительству выработать целостный документ, который бы регулировал вопросы приватизации в Республике Беларусь, обратив внимание на то, что обвальной приватизации в стране не было и не будет.

По данным Государственного комитета по имуществу, из запланированных к приватизации в минувшем году объявлялись торги по продаже акций 168 обществ. Имели место факты, когда торги не были объявлены по причине реорганизации обществ, исключения их из плана приватизации в связи с передачей в коммунальную собственность, по иным объективным причинам. В отношении ряда объектов, подлежащих приватизации, перечень которых утвержден постановлением правительства, полномочия органов приватизации надлежит выполнить государственному учреждению «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Информация о планах приватизации, предстоящих торгах размещается на сайтах Государственного комитета по имуществу, органов государственного управления, местных органов власти, дипломатических представительств государства за рубежом.

С целью уточнения отдельных вопросов, корректировки правоприменительной практики в текущем году правительством в новой редакции изложено Положение о порядке определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Республики Беларусь. К примеру, изменения внесены в части определения порядка установления цены акций (долей в уставных фондах) по наивысшей цене исходя из их рыночной и балансовой стоимости.

Вопросы, связанные с приватизацией государственного имущества, постоянно находятся в поле зрения сотрудников органов прокуратуры. При выявлении нарушений законодательства в данной сфере правоотношений принимаются меры прокурорского реагирования.

— Приведите, пожалуйста, несколько примеров в подтверждение.

— В настоящее время в Хозяйственном суде Могилевской области рассматривается исковое заявление прокуратуры Ленинского района г. Могилева о расторжении договора купли-продажи и возврате здания Дома быта в коммунальную собственность областного центра. Ранее органами прокуратуры проведены проверки выполнения условий продажи убыточных сельскохозяйственных организаций. Проверки показали, что в ряде случаев решения о продаже имущества убыточных сельскохозяйственных организаций принимались органами государственного управления без глубокого изучения возможностей организаций-инвесторов по развитию приобретаемых сельскохозяйственных организаций, без учета финансового положения инвесторов.

Проверками установлены неединичные факты невыполнения организациями-инвесторами условий договоров об оплате приобретенных имущественных комплексов, а также определенных законодательством обязательных условий их продажи. Согласно условиям заключенного 29.12.2004 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия и ООО «ОМС Агро» договора купли-продажи имущественного комплекса РУСПП «Гвардия» Борисовского района, общество приняло на себя обязательство уплатить за предприятие 1394,2 млн. рублей в рассрочку сроком на три года в течение 2005—2007 гг. без индексации платежей ежегодно равными долями. К установленному сроку окончания расчета средства в республиканский бюджет от покупателя не поступили. После предъявления Министерством сельского хозяйства и продовольствия претензии ООО «ОМС Агро» перечислило в доход республиканского бюджета 100 млн. рублей в счет частичной оплаты за имущественный комплекс. По иску Генеральной прокуратуры Высшим Хозяйственным Судом вынесено решение о взыскании с ООО «ОМС Агро» 1294,2 млн. рублей основного долга и 292,4 млн. рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

По договору между Министерством сельского хозяйства и продовольствия и ЗАО «Промстройторг» имущественный комплекс РУСПП «Светлогорская птицефабрика» продан за 928,4 млн. рублей с оплатой в рассрочку сроком на три года без индексации платежей путем перечисления в республиканский бюджет средств тремя ежегодными платежами. В нарушение условий договора к окончательному сроку завершения расчетов покупатель уплатил в республиканский бюджет за приобретенное предприятие только 8 млн. рублей. Кроме того, покупателем не была обеспечена деятельность по производству сельскохозяйственной продукции и не сохранены рабочие места на период предоставления отсрочки исполнения обязательств по договору. По иску Генеральной прокуратуры, предъявленному в защиту интересов государства, решением Высшего Хозяйственного Суда договор купли-продажи имущественного комплекса РУСПП «Светлогорская птицефабрика» расторгнут, имущество возвращено в республиканскую собственность.

О сохранении историко-культурных ценностей

— Широкий общественный резонанс получила деятельность органов прокуратуры по наведению порядка в сфере охраны историко-культурных ценностей. Каковы реальные результаты этой важной работы и добилась ли прокуратура понимания ее значимости со стороны органов исполнительной власти и собственников исторических объектов?

Позитивным шагом в сохранении материальных и духовных ценностей являются принятие и реализация государственных программ «Культура Беларуси» и «Замки Беларуси», которыми предусмотрен ряд мероприятий по сохранению, восстановлению и популяризации историко-культурных ценностей и их финансирование. В то же время многие собственники историко-культурных ценностей не заботятся об их сохранности, а исполнительные и распорядительные органы контроль осуществляют ненадлежащим образом. Диапазон недостатков и нарушений — от отсутствия охранных досок на объектах историко-культурного наследия до угрозы разрушения, утраты памятников. В связи с выявленными нарушениями в прошлом году органами прокуратуры внесено свыше 300 актов надзора, привлечено свыше 100 лиц к дисциплинарной и административной ответственности.

Владельцами рекламы, зачастую без согласия Минкультуры, а иногда и без ведома органов местной исполнительной власти, на исторических объектах размещалась реклама современных торговых брендов. По требованиям прокуратуры незаконно размещенная реклама демонтирована, виновные привлечены к административной ответственности.

В центре Минска и примыкающих кварталах были демонтированы многочисленные пристройки к историческим зданиям, используемые под объекты общественного питания, размещенные без согласия Министерства культуры и полностью диссонирующие с исторической застройкой. В ряде случаев капремонт зданий, которые вследствие бесхозяйственного отношения утратили эстетичный вид и восприятие в качестве историко-культурных ценностей, проводился только по актам надзора прокуроров.

Органами исполнительной власти в основном правильно воспринимаются требования прокуратуры о необходимости принятия мер к обеспечению сохранности историко-культурных ценностей. В результате ими активизирована работа по разработке проектов зон охраны историко-культурных ценностей, принятию региональных программ по охране историко-культурного наследия, привлечению к административной ответственности лиц за нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия. Собственники объектов значительно чаще стали обращаться за получением разрешений на проведение реставрационно-восстановительных работ.

Об изменениях после знакового нововведения

— Николай Иванович, нынешний год проходит под знаком кардинальных и решительных правовых реформ. С начала нынешнего года функционирует новый правоохранительный орган — Следственный комитет Республики Беларусь. Президент объявил и о предстоящем реформировании МВД. Как себя ощущают, насколько «вписались» в новые реалии прокуроры? Как взаимодействуют с новой правоохранительной структурой, всегда ли находят общий язык и взаимопонимание?

Создание в Беларуси Следственного комитета как самостоятельного государственного органа, основной задачей которого является оперативное, своевременное и качественное проведение предварительного расследования уголовных дел, ознаменовало начало нового этапа в развитии отечественного уголовного процесса. Это также позволило повысить принципиальность прокуроров при оценке доказательств при направлении уголовных дел в суд. За прокурором в полном объеме сохранены те полномочия, которые являются сутью его участия в уголовном процессе. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Именно поэтому прокурор, как никто, заинтересован в положительных результатах работы следственных подразделений. Ему не безразлично, будет ли обвинение по уголовному делу подтверждено в суде достоверными, допустимыми и относимыми доказательствами. В связи с этим прокурор наделен рядом неотъемлемых процессуальных полномочий, направленных на обеспечение качества предварительного следствия. В частности, возвращать дела для производства дополнительного предварительного расследования.

Каких-либо неразрешимых проблем во взаимоотношениях органов прокуратуры и Следственного комитета нет и быть не должно. И хоть в повседневной работе иногда и возникают вопросы, связанные с неоднозначным толкованием некоторых норм уголовно-процессуального закона органами предварительного следствия и прокуратуры, в конечном итоге мы в ходе обсуждения находим взаимопонимание и приходим к согласованным решениям.

Органами прокуратуры на всех уровнях налажено конструктивное взаимодействие с подразделениями СК, проводятся рабочие совещания и встречи, на которых обсуждаются текущие вопросы. Созданы и приступили к работе сформированные из числа сотрудников Генеральной прокуратуры и Следственного комитета рабочие группы, в том числе группа по разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и Следственного комитета.

При образовании СК, после проведения соответствующей аттестации, туда перешли не только следователи, но и прокурорские работники из различных надзорных подразделений. Поэтому в некоторых областях и на определенных участках прокурорского надзора возникли определенные сложности. Однако благодаря грамотной и активной кадровой политике нам удалось избежать провалов в работе органов прокуратуры, в том числе и за счет приема на службу в органы прокуратуры квалифицированных бывших сотрудников МВД и ДФР.

— В завершение интервью вы можете, Николай Иванович, традиционно обратиться к тем, кто 26 июня отмечает юбилей прокуратуры.

— Пользуясь предоставленной возможностью, хотел бы поздравить всех работников и ветеранов органов прокуратуры с 90-летием со дня образования прокуратуры Беларуси. Желаю им крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов во всех их начинаниях и делах.

Источник: «Рэспубліка»

Сайт
Система Orphus