КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ

КАК УРАВНЯТЬ БЕЛОРУСОВ И КИТАЙЦЕВ

10 способов поддержать белорусское предпринимательство

19 июня 2014г. в лесу Смолевичского района был заложен первый камень Китайско-белорусского индустриального парка. Здесь должен вырасти город-сад. Для этого белорусские власти обильно удобрили законодательную почву. Люди, которые за 20 лет превратили Беларусь в государственную номенклатурно-хозяйственную зону строго бюрократического режима вдруг «родили» Парк по типу Гонконга. Невероятно, но факт. В него с трудом верят даже сами китайцы: с момента подписание указа президента до закладки первого камня прошло более двух лет. И то сегодня большой очереди стать резидентом Парка не видно. Очевидно, сказывается низкий уровень доверия к властям Беларуси. Когда ты 20 лет ведёшь разгульный образ жизни с пьянками и оргиями, а потом вдруг берешь обет вести праведный образ жизни, естественно, доверие формируется не за один день и даже год.

В Парке прекрасный налоговый режим. Частная собственность на землю – пожалуйста, на 99 лет. Право использовать иностранную проектную документацию и строить по иностранным стандартам – без согласования с белорусскими регуляторами. Никакого регулирования цен для резидентов. Освобождение до 2032 года от налога на прибыль, на доходы от аренды или лизинга, налога на недвижимость, земельного налога и местных налогов. Налог на зарплату – только 9% - и никаких налогов в пенсионный фонд для иностранных работников. Льготы по НДСу, которые превращают обыкновенную операцию по продаже товаров резидентам Парка в экспортную операцию с возвращением НДС-а. И всё это совсем рядом с нашей столицей.

 

Правовая и экономическая сегрегация

Цели и мотивация создания Парка понятны: привлечение инвестиций, развитие современных производств, диверсификация экспорта, создание новых рабочих мест и приобретение опыта путём сотрудничества с авторитетными ТНК. Для достижения всех этих правильных целей белорусские власти предлагают использовать те средства и инструменты, которые недоступны для предпринимателей во всей Беларуси. Значит, есть понимание того, что модернизация производства и экономический форсаж нельзя обеспечить без экономической свободы, частной собственности и низких налогов. Только почему это понимание распорядители чужого (политики и чиновники) решили распространить только на 0,4% территории Беларуси (площадь Парка чуть больше 8 тысяч гектаров) и то только под китайским флагом?

Искусственное деление Беларуси на экономическую элиту и плебс имеет исторические аналоги. Феодалы и аристократы всегда считали себя выше народной «черни». Советская система награждала «пролетарскую аристократию» спецпайками, валютными товарами и правом выезжать за рубеж. В Беларуси тоже существует экономическая и правовая сегрегация. Унизительно, когда белорусские распорядители чужого создают выгодные условия для бизнеса только для иностранцев и только в отдельно взятом Парке. Получается некрасивая история. То, что можно для китайских гигантов Huawei или ZTE Corporation, запрещено для более чем 140 тысяч юридических лиц и 266 тысяч индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Беларуси вне Парка.

Такое поведение белорусских распорядителей чужого напоминает поведение вождей племён тумба-юмба, которые за безделушки и стекляшки продавали белым людям огромные территории земли, считая их чуть ли не богами. Сегодня чиновники предлагают белорусам считать инвестиционными богами китайцев. Большие начальники рассчитывают договориться с ними, чтобы обеспечить своё безбедное будущее, а свою страну они обрекают на пятилетки, программы импортозамещения, инфляцию, ручное регулирование цен, выбор бюрократами инвестиционных приоритетов и удушение «дружеским» регулированием.

Нет сомнений, что Беларуси остро нужны новые технологии, инвестиции и доступ к новым рынкам, но почему белорусские чиновники считают, что это можно сделать только при помощи китайцев и только в отдельно взятом Парке? Стратегически выгоднее и перспективнее обратиться за помощью и предложить реальное партнёрство белорусскому бизнесу, отечественным предпринимателям. В них гораздо больше патриотизма, ответственности и знаний нашего регионального рынка, чем у заморских инвесторах, которых заманивают налоговыми пряниками и частной собственность на землю. В отношении к земле проявляется особый цинизм и высокомерие белорусских распорядителей чужого. Более чем за 20 лет белорусские предприниматели, фермеры и домашние хозяйства до сих пор не получили права полноценной частной собственности на землю, а вот китайцам – пожалуйста, берите и пользуйтесь. До этого в частную собственность в самом центре Минска землю продали африканцам – тоже за обещание инвестиций. Пора вспомнить о национальном достоинстве и не относиться к гражданам Беларуси, как к людям второго сорта.

 

Белорусский парк предпринимательства - ответ китайцам

Во главе стратегии экономического развития Беларуси должно быть создание благоприятных, конкурентных условий работы для белорусских предпринимателей. Это ведь их земля, их Родина. Нет сомнений, что они выберут иностранных партнёров для себя и страны лучше, чем это делают чиновники. Многие проекты белорусский бизнес в состоянии реализовать сам, без иностранцев. Без крепкого национального предпринимательства (от больших корпораций до ИП) независимость Беларуси никогда не будет в безопасности.

Пусть работает Китайско-белорусский индустриальный парк. Я предлагаю создать такой же или даже лучший режим работы, т. е. деловой климат для белорусского бизнеса по всей стране. Лучший вариант распространить налоговые, административные, таможенные правила Парка на всю территорию страны. Уровнять белорусских предпринимателей в правах с китайскими инвесторами – это путь к ликвидации унизительной административно-правовой сегрегации. Если распорядители чужого не решатся на такой подарок стране, в рамках открытой честной конкуренции с китайцами предлагаю выделить белорусскому бизнесу 8 тысяч гектар на тех же условиях, как китайцам в Парке. Уверен, что белорусские предприниматели самоорганизуются и быстрее запустят производство товаров и услуг, чем обоснованно осторожничающие китайцы. Для развития регионов лучше всего сделать такой Белорусский парк предпринимательства в каждой области, кроме Минской. Честная, отрытая конкуренция в равных условиях хозяйствования – это драйвер настоящих перемен к лучшему.

Для поддержки белорусских предпринимателей в тяжёлых макроэкономических условиях, при усилении давления со стороны российского бизнеса предлагаю принять следующие меры:

  1. бесплатно передать предпринимателям на местах все неиспользуемые и неэффективно используемые объекты недвижимости и землю под ними – в частную собственность и без никаких условий. Способ определения, кому отдать за $1 эти объекты – лотерея среди желающих местных предпринимателей. Местных чиновников нужно обязать закончить этот процесс до 1 января 2015г.
  2. освободить белорусский бизнес от уплаты налогов в ФСЗН в случае приема на работу молодёжи до 25 лет. Если китайцам можно вообще не платить этот налог в случае найма на работу иностранцев, то почему бы нам не поддержать белорусскую молодёжь?
  3. ликвидировать отягощающие малый бизнес и ИП нормы трудового кодекса, которые превратились в чистую формальность и способ вытягивания из них денег (обязательные семинары, обучения и т.д.);
  4. обязать чиновников продать по остаточной стоимости на 1.01.2011 арендуемое более трех лет государственное, коммунальное имущество и недвижимость, включая землю. Если арендатор отказывается выкупать арендуемое имущество, оно продаётся на открытом аукционе.
  5. разрешить (как в китайском Парке) ввозить технологическое, производственное оборудование, машины и инструменты без уплаты НДС;
  6. ликвидировать налог на прибыль (опять же, как в Парке);
  7. снять ограничения на включение земли в полноценный коммерческий оборот, в том числе земли с/х назначения. Фермеры должны получить право делать со своей землёй всё, что они посчитают необходимым в рамках коммерческой деятельности;
  8. снять ограничения по валютному кредитованию, приватизировать ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», чтобы исключить возможность ручного управления валютным и фондовым рынком. Для представления интересов предпринимателей по 2% акций Биржи передать Республиканской конфедерации предпринимательства, областным бизнес ассоциациям и союзам, в том числе бизнес союзу Минска (всего 10 бизнес структур);
  9. ликвидировать административное регулирования цен на все товары и услуги за исключением тарифов государственных монополий;
  10. ликвидировать практику льготирования процентных ставок по государственным бизнес проектам за счёт бюджета и государственных банков.

 

Этот декалог, разумеется, не является субститутом полноценных системных рыночных реформ. Частный белорусский бизнес очень ждёт чётких, ясных сигналов, что белорусские власти с ним за одно. С ними, плотью и кровью белорусского народа, а не с китайскими корпоративными «богами».

Ярослав Романчук специально для Myfin.by

Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus