Эксперт: развитие траста в Беларуси сдерживает система налогообложения

Эксперт: развитие траста в Беларуси сдерживает система налогообложения

30 марта 2010 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления». В эксперименте приняли участие два белорусских банка – Белинвестбанк и Приорбанк. 31 декабря 2012 года эксперимент завершился, и ФБУ оказались свернуты на неопределенный срок.

По всей вероятности, в Нацбанке (который по итогам эксперимента был уполномочен внести предложения по дальнейшей судьбе ФБУ в Беларуси) начинание сочили успешным: была подготовлена соответствующая документация, фонды банковского управления отнесены к банковской деятельности и банки получили право регистрировать ФБУ в Нацбанке и предлагать клиентам стать вверителями.

Однако на сегодняшний день ФБУ не получили широко распространения. Флагманом стал Приорбанк, который  предлагает клиентам инвестировать в фонды, номинированные в долларах и евро. Белинвестбанк, в котором в рамках эксперимента действовали три разных фонда, сегодня такой услуги не предлагает.

По мнению Начальника отдела расчетов с бюджетом Финансового департамента ЗАО «Альфа-Банк» Ирины Чернявской, развитие ФБУ и услуг доверительного управления финансовыми средствами компаний в Беларуси сдерживает существующий порядок налогообложения доходов, получаемых юридическими лицами.

«Банки в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с высоким спросом потенциальных клиентов-юрлиц на услуги доверительного управления денежными средствами, поскольку для частных клиентов эта услуга успешно оказывается вот уже несколько лет. Интересны для компаний и услуги ФБУ. Однако, сложившийся механизм налогообложения доходов юридических лиц от переданных в доверительное управление денежных средств настолько сложен в части ведения налогового и бухгалтерского учета, что ни компании, ни банки не рискуют развивать этот вид финансового бизнеса», - сказала И.Чернявская.

К слову, в рейтинге Всемирного банка «Doing business - 2014» по параметру «Налогообложение» Беларусь заняла 133 место из 189 возможных. Между тем, И. Чернявcкая подчеркнула, что ФБУ и траст могли бы стать для юридических лиц значимой альтернативой валютным депозитам, так как доход, который могла бы получить компания-вверитель, значительно выше дохода от размещения средств в традиционный депозит. Соответственно, дополнительные доходы получил бы и национальный бюджет, так как юрлица уплачивают налоги с доходов, получаемых от размещения в банках временно свободных средств. Банки, в свою очередь, могли бы расширить инструментарий финансового рынка, обеспечивая диверсификацию ресурсной базы. В целом развитие ФБУ и доверительного управления денежными средствами является одним из ключевых компонентов развития современного финансового рынка, способствуя повышению его емкости, а значит, и инвестиционной привлекательности, подчеркнула представитель ЗАО «Альфа-Банк».

«Руководствуясь такой логикой, ЗАО «Альфа-Банк» совместно с «Приорбанк» ОАО и ОАО «БПС-Сбербанк» сформулировали общую позицию и направили свои предложения по совершенствованию порядка ведения бухгалтерского учета и налогообложения корпоративных клиентов в Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Мы предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс, которые позволят упростить этот механизм, что «откроет дверь» для развития услуг траста и ФБУ в Беларуси», - отметила И.Чернявская.

Она пояснила, что в настоящее время Налоговый кодекс предписывает доверительному управляющему вести учет исходя из учетной политики вверителя, то есть компании-клиента. В результате банк вынужден «подстраивать» свою отчетность под каждого конкретного вверителя. При этом доверительное управление и ФБУ, в соответствии с Банковским кодексом, являются банковскими операциями, также как депозиты, кредиты, расчетное обслуживание и так далее. «Доверительное управление, по определению, это банковская операция, что предполагает ее массовость, стандартизацию и унификацию. Только в этом случае она будет эффективной и выгодной всем сторонам. Но сейчас система требует от нас индивидуального учета для каждого корпоративного клиента. Особенно проблема унификации актуальна для ФБУ. Поскольку банк ведет учет в целом по фонду, то сейчас юрлица просто не могут стать вверителями ФБУ, так как у управляющего нет возможности предоставлять им информацию для бухгалтерского и налогового учета», - подчеркнула эксперт.

Кроме того, она выделила проблему потенциального двойного налогообложения доходов от участия в ФБУ, так как порядок формирования доходов компании-вверителя, который определяется инструкцией Национального банка, отличен от аналогичного порядка, который описан в Налоговом кодексе. Кроме того, банки, которые оказывают услуги доверительного управления, несут значительные временные и материальные издержки, так как постоянно должны предоставлять вверителю пакет учетных документов, а компания-клиент вынуждена эти пакеты принимать и вести свой учет.

«Суть данного банковского продукта для клиента сводится к получению дохода, то есть клиент передает банку определенную сумму денежных средств в доверительное управление, чтобы в результате получить прибыль. По аналогии с депозитом, клиенту не важно, каким образом банк – доверительный управляющий формирует эту прибыль. При этом, по сравнению с бухгалтерским и налоговым учетом депозита, учет операций по доверительному управлению у клиента в разы усложняется, что значительно уменьшает привлекательность данного продукта для клиента», - резюмировала И.Чернявская.

По мнению представителей банков, решение находится в плоскости оперативного внесения изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие данные вопросы. Банки, которые оказывают услуги доверительного управления, и могли бы создать ФБУ, предлагают выделить доходы (расходы) вверителей-юрлиц по доверительному управлению денежными средствами и от участия в ФБУ в отдельные виды внереализационных доходов (расходов), сообщила представитель ЗАО «Альфа-Банк». При этом целесообразно отражать такие внереализационные доходы по факту поступления средств, а не по принципу начисления, т.е. по аналогии признания в учете внереализационных расходов. «Это предложение вызвано спецификой доверительного управления. Как правило, средства клиентов размещаются в ценные бумаги и другие финансовые инструменты срочного рынка. Поэтому и принципы отражения доходов/расходов должны быть идентичны. Такой же подход логичен и для ФБУ. Хотя пай сам по себе не является ценной бумагой, для клиента он является аналогичным инструментом с точки зрения получения дохода», - пояснила эксперт.

Кроме того, банки-управляющие предлагают унифицировать подходы к налогообложению НДС операций по доверительному управлению и ФБУ с другими банковскими операциями (открытие и ведение счетов, денежные переводы, прочие вознаграждения). «Это позволит сделать услугу доверительного управления для клиентов банков более привлекательной, в результате радикально увеличится объем средств, передаваемых в доверительное управление. По нашим расчетам, очевидный рост отчислений в бюджет в виде налога на прибыль как от организаций–вверителей, так и от самих банков, с избытком компенсирует незначительное снижение поступлений в части НДС от банков», - полагает И.Чернявская.

Представитель ЗАО «Альфа-Банк» также отметила, что работающие на рынке доверительного управления белорусские банки совместно с заинтересованными ведомствами в прошлом году смогли решить проблему исчисления и уплаты подоходного налога физическими лицами от операций по доверительному управлению денежными средствами, что сделало эти продукты более привлекательными для частных клиентов. Так, по инициативе банков, в главу 16 Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2014 года включены новые статьи: 160-1 «Особенности определения налоговой базы, исчисления, удержания и уплаты подоходного налога с физических лиц при получении доходов по операциям доверительного управления денежными средствами» и 160-2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления, удержания и уплаты подоходного налога с физических лиц при получении доходов от участия в фондах банковского управления», в которых учтены предложения банковского сообщества.

«У банков есть положительный опыт взаимодействия с заинтересованными органами государственного управления в части создания условий для развития доверительного управления. Мы уверены, что здравый смысл, очевидная экономическая выгода для бюджета, банков и вверителей, позволят нам общими усилиями создать условия для динамичного развития финансового рынка и повысить его инвестиционную привлекательность», - отметила И.Чернявская.

Источник: Альфа-Банк

Сайт
Система Orphus