Банк из золотой середины

Банк из золотой середины

Трастбанк сделал ставку на динамичное развитие.

ЗАО "Трастбанк" приступило к реализации новой стратегии, направленной на закрепление его позиции как одного из средних банков Беларуси.

Смена руководства в белорусских банках в последние годы происходит довольно редко. Поэтому назначение акционерами ЗАО "Трастбанк" нового председателя правления — Валентины САКСОН — весной 2012 года стало событием, которое привлекло внимание всего финансового сообщества. В связи с этим В. Саксон рассказала корреспонденту "БР" о текущих делах банка и перспективах его развития.

- Прежде всего, разрешите вас поздравить с назначением на должность председателя правления ЗАО "Трастбанк". Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, какие основные задачи стоят перед банком в нынешнем году.

- Спасибо за поздравление! Мой приход в Трастбанк состоялся в 1997 году.

- То есть можно сказать, что вы пришли в банк тогда, когда он, по сути, еще находился в фазе своего становления, ведь Трастбанк был основан в 1994 году, и прошли с ним практически весь путь?

- Совершенно верно. С 1997 года я принимала активное участие в работе банка, возглавляла различные структурные подразделения финансового учреждения. В последнее время осуществляла руководство розничным блоком. С 2007 года я вхожу в состав правления банка.

Относительно задач, стоящих перед банком: основные задачи Трастбанка остались прежними — это качественное обслуживание клиентов и достижение определенных финансовых показателей.

Лично для меня — сначала необходимо оценить систему управления, сформировать команду единомышленников, обозначить круг задач на ближайшую перспективу, а также предпринять ряд первоочередных решений для их реализации.

- Что нового вы планируете привнести в деятельность банка? Можно ли ожидать изменения стратегии развития банка?

- В настоящее время ЗАО "Трастбанк" является универсальным кредитно-финансовым учреждением, обладающим широким спектром лицензий, что позволяет осуществлять все виды банковской деятельности.

Стратегия банка направлена на закрепление позиций в сегменте обслуживания корпоративного бизнеса, а также на продолжение развития розничного направления деятельности.

Банк по-прежнему планирует строить и развивать коммерческий бизнес на основе долгосрочных партнерских взаимоотношений с предприятиями малого и среднего бизнеса. Приоритетность коммерческого кредитования является одной из основ построения финансового супермаркета, поэтому спектр услуг по финансированию бизнеса, предлагаемый клиентам, весьма широк.

Основой взаимоотношений банка с клиентами является индивидуальный подход к организации обслуживания и подбор банковских сервисов, максимально удовлетворяющих запросы каждого клиента независимо от того, кто это — частное лицо, индивидуальный предприниматель либо предприятие так называемого сегмента МСБ (малого и среднего бизнеса).

Предполагается также проведение ряда мероприятий по совершенствованию розничного кредитования, в частности определенная трансформация внутренних бизнес-процессов. Это централизация работы бэк-офиса, оптимизация фронт-офиса, переобучение персонала в целях повышения квалификации работников банка для работы в новых условиях, а также создание мотивационной схемы оплаты труда с целью повышения эффективности труда и снижения издержек.

Кроме того, Трастбанк непрерывно совершенствует существующие и внедряет новые услуги и продукты для клиентов, в том числе организует различные акции, позволяющие получить набор услуг на максимально комфортных для клиента условиях. Важно отметить, что уже сегодня банк диверсифицирует клиентов и опирается на сегментированный подход при производстве и продаже продуктов, который основывается на принципах максимальной эффективности и сохранения лояльности наших клиентов.

С 1 августа текущего года будет изменена структура банка, в результате чего в нем будет создано несколько новых управлений. В частности, появится подразделение, которое будет работать на развитие бизнеса, на опережение с учетом изменений законодательства, потребностей клиентов и рынка. Мы уже сегодня должны разрабатывать то, что будет хорошо продаваться через полгода-год, ведь не обязательно быть большим, чтобы быть в чем-то лучшим.

Будет создано управление по работе с проблемными активами, что позволит сократить размеры просроченной и проблемной задолженности, минимизировать связанную с ними нагрузку на капитал.

- А каким вы видите место Трастбанка среди других белорусских банков? Каковы его конкурентные преимущества?

- Не вдаваясь в отдельные цифры, отмечу, что у банка широкая сеть контрагентов. При этом Трастбанк имеет 19 точек продаж своих продуктов и услуг: 12 ЦБУ и 7 экспресс-представительств. Абсолютное большинство ЦБУ являются универсальными и оказывают полный спектр банковских услуг.

Сильными, на наш взгляд, являются следующие позиции:

- присутствие банка на рынке розничных банковских услуг во всех городах с населением более 100 тысяч человек;

- устойчивые отношения с крупными корпоративными клиентами;

- конкурентоспособная тарифная политика банка по расчетно-кассовому обслуживанию корпоративных клиентов.

Вместе с тем, стремясь в нашей деятельности выйти на новый качественный уровень, мы не говорим о намерении осуществить некую экспансию на рынке банковских услуг. Сегодня практически по всем основным показателям, за исключением нормативного капитала, банк входит во вторую десятку банков Республики Беларусь и стремится в дальнейшем сохранить и усилить свои позиции.

Это взвешенное решение. Мы знаем ситуацию на рынке, знаем, что в банковской среде существует достаточно высокая конкуренция и что в страну приходит российский капитал. У нашего банка нет крупного зарубежного инвестора, поэтому мы и ставим цель стабильно находиться в золотой середине белорусских банков в качестве универсального банка, оказывающего полный спектр услуг как в розничном, так и в корпоративном бизнесе.

Ориентированность на клиента является одной из важнейших составляющих нашей стратегии. Трастбанк позиционирует себя как банк для клиентов, мы дорожим ими. Банк проводит различные акции для формирования и сохранения лояльности клиентов.

- Трастбанк является одним из немногих банков Беларуси с национальным капиталом (из 32 банков РБ 27 — с участием иностранного капитала). Как это проявляется в его работе?

- Тот факт, что Трастбанк является банком с национальным капиталом, действительно предопределяет некоторые особенности нашей работы.

Мы не имеем материнского банка, который обычно фондирует дочерние банки. И вследствие отсутствия дешевых ресурсов мы в большей степени зависим от состояния финансового рынка Беларуси и, стало быть, просто обязаны проводить динамичную клиентскую политику.

Трастбанк как банк с национальным капиталом имеет возможность самостоятельно формировать собственную стратегию. Отсутствие необходимости согласовывать политику учреждения с головными иностранными офисами и глубокое понимание процессов, происходящих в белорусской экономике, позволяют нашему банку в сжатые сроки принимать взвешенные решения и предлагать клиентам привлекательные продукты на приемлемых условиях, проявляя должную гибкость.

Банки же с иностранным капиталом вынуждены действовать с оглядкой на материнские банки, которые зачастую используют чрезмерно осторожный подход, обусловленный необходимостью ведения отчетности в соответствии со стандартом 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" МСФО, не в полной мере учитывающий наступившую вследствие действий правительства и Национального банка макроэкономическую стабилизацию. Подобная ситуация обусловливает то, что предприятия не всегда могут в нужный срок и на приемлемых условиях получить кредит в банках, контролируемых иностранным капиталом.

- Какие задачи ставит перед собой Трастбанк на ближайшее будущее?

- В разрезе того, что в настоящее время банком осуществляется политика стабилизации, основными целями в 2012 году являются докапитализация и совершенствование внутренней работы банка.

Прорабатываются новые проекты, в частности совместные программы лояльности с различными предприятиями по кредитованию населения. Плюс мы хотим внедрить в текущем году мобильный и интернет-банкинг.

Специфика текущей ситуации на финансовом рынке Беларуси состоит в том, что рублевые ресурсы сейчас дорогие и нашим предприятиям достаточно сложно обслуживать кредиты в рублях. Поэтому мы предлагаем юридическим лицам в основном валютные кредиты. При этом смотрим, чтобы проект был валютоокупаемым или же, чтобы у клиента было достаточно рублевой выручки для покупки валюты, то есть предлагаем различные варианты нашим заемщикам.

В целом можно отметить, что если в 2011 году банк в определенном смысле затормозился в развитии, то в 2012 году мы делаем ставку на поступательное развитие.

- Вы не могли бы уточнить, как банк собирается провести докапитализацию в связи с решением Национального банка увеличить требования к нормативному капиталу до 25 млн. EUR и ориентировать существующие банки на достижение данной величины фонда?

- В целом мы солидарны с Национальным банком в стремлении придать белорусскому банковскому сектору большие конкурентоспособность и устойчивость. В настоящее время увеличение нормативного капитала банка до необходимых согласно требованиям Национального банка величин является одной из наших важнейших задач.

Частично мы собираемся решить эту проблему за счет прибыли. Плюс у нас есть значительные неполученные доходы, которые вычитаются из капитала первого уровня и которые мы рассчитываем получить в ближайшее время. То есть задачу докапитализации в некоторой степени мы сможем решить за счет усилий менеджмента банка. Остальное — дело акционеров. Есть основания полагать, что до 2015 года Трастбанк нарастит свой капитал до необходимой величины.

В связи с этим важно отметить, что Трастбанк уже начал работать в данном направлении. В результате максимальной капитализации с начала 2012 года банк увеличил свой уставный фонд на 48,8 млрд. BYR (экв. 4,65 млн. EUR). Его размер составляет 71,6 млрд. BYR, или 6,8 млн. EUR при установленном минимальном размере 5 млн. EUR.

- В 2011 году Трастбанк провел громкую кампанию по привлечению депозитов "Шкварка". Каковы ее итоги?

- В связи с консервативной денежно-кредитной политикой, проводимой Национальным банком, существенным снижением ставки рефинансирования и общей макроэкономической стабилизацией "Шкварка" не в полной мере принесла желаемый результат.

Вместе с тем информационная кампания Трастбанка была успешной и он извлек ощутимые имиджевые дивиденды. В дальнейшем банк намерен продолжить практику предложения привлекательных продуктов на рынке, сочетая при этом привлекательность предложения для клиента, эффективность и оригинальную форму, выгодно выделяющую наш банк на общем фоне рекламного шума.

- Что бы вы могли сказать нашим читателям в заключение нашей беседы?

- Подводя итоги, мне бы хотелось сказать, что я понимаю, какие приоритетные направления нас ждут в ближайшее время, у меня сегодня нет ни малейшей эйфории. Есть четкое осознание тех целей, к которым нужно стремиться, и задач, которые нужно решать ежедневно. Как председатель правления ЗАО "Трастбанк" я ощущаю огромную личную ответственность за построение модели успешного развития банка. Я уверена, что, являясь командой профессионалов-единомышленников, коллектив банка сможет достичь поставленных целей.

Источник: Белорусы и рынок

Сайт
Система Orphus