ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс

ДОЖДЁМСЯ ДЕФЛЯЦИИ ЦЕН НА ЕДУ? Уникальный инвестиционный и социальный шанс

За январь – июль 2014г. цены на продукты питания выросли на 13,4%. Годовой рост составил 19,6%. В ситуации приближающейся стагнации реальной зарплаты и доходов люди считают каждую копейку. Особенно много этих самых копеек уходит на еду. Средняя белорусская семья тратит на продукты питания около 41% всех потребительских расходов, а у малообеспеченных семей на еду уходит 49%. Для сравнения в США в 2012г. американцы тратили на продукты питания всего 6,6%. При годовом объёме потребительских расходов $34541 столь дешёвая еда позволяет даже бедным, но трудолюбивым и целеустремлённым людям обеспечить высокий уровень благополучия.

В Америке в 1950-ых американцы тратили на продукты питания более 20% дохода, в 1960-ых – около 15%. Из 84 стран мира Беларусь входит в десятку стран с наибольшей долей расходов на продукты питания. Хуже только в Камеруне, Пакистане, Кении, Алжире, Египте, Азербайджане и на Филиппинах. Нам бы хотя бы приблизится к стандартам Америки середины XХ века. И вот история предоставляет нам прекрасную возможность. Правда для того чтобы им воспользоваться, нужны решения властей, выходящие за рамки модели белорусского неосоветского Госплана.

 

Инновационные решения в нестандартной ситуации

В стандартной ситуации они едва ли бы на них пошли, но сегодня обстоятельства экстраординарные. Во-первых, образовалась большая дырка в российском рынке с/х продукции и продовольствия. Время её заполнения ограничено. Во-вторых, Беларусь не поддержала российские санкции и имеет право завозить сырьё из стран ЕС, чтобы потом производить из него уже белорусские товары. В-третьих, у белорусских продуктов питания хорошая репутация на российском и белорусском рынках. Наконец, у А. Лукашенко через год с небольшим очередная президентская кампания. Для измученного хронической инфляцией электората, на фоне ликвидации сверхприбыльных Br-рублёвых депозитов, роста напряжения с бюджетных финансированием социальных и инвестиционных программ президентский подарок в виде снижения цен на с/х продукцию и продовольствие для беларусов был бы настоящим джокером. Беларусь впервые в истории могла бы зафиксировать дефляцию цен на эти товары без ущерба, а даже с очевидной пользой для производителей. В результате и индекс потребительских цен был бы ниже 10% годовых.

Электоральный подарок населению Беларуси в виде снижения цен на еду требует совершения следующих действий. Очевидно, что в странах Евросоюза легко найти с/х сырьё дешевле, чем в Беларуси. По отдельным позициям эта разница составляет не проценты, а разы. Сегодня желающих найти легальные схемы остаться на российском рынке или увеличить своё присутствие на нём предостаточно. Потенциальные потери с/х производителей и экспортёров продовольствия в ЕС оцениваются на $7 – 10 млрд. Они склонны снижать цены на с/х сырьё, чтобы минимизировать потери. У них задействованы средства производства, которые также нужно загружать. Поэтому заключить с европейцами договор о выгодных поставках с/х сырья не должно быть проблемой. Подчёркиваю, что речь идёт именно о легальных схемах, а не о контрабанде, о которой на встрече в Минске 26 августа уже раздражённо говорил В. Путин.

 

Мясной и молочный расклад

Чтобы не нарываться на санитарные, таможенные и политические оплеухи от России, белорусские производители перенаправляют, сколько смогут, белорусской с/х продукции и продовольствия на рынок России. Именно той, которая сделана их белорусского сырья.

В 2013г. на розничном рынке Беларуси было продано 841 тысяча тонн мяса и мясопродуктов, 32 тысячи тонн сливочного масла, 44 тысячи сыров, 92 тысячи растительного масла, 312 тысяч тонн овощей и 347 тысяч тонн фруктов. В целом розничный товарооборот продовольственных товаров в 2013г. составил Br111,1 трлн. Из них на мясо и мясные продукты приходилось Br21,3 трлн., рыбу, морепродукты и консервы – более Br5,5 трлн., молочные продукты – Br11,5 трлн.

В 2013 году Беларусь экспортировала 307,8 тысяч мяса и мясных продуктов на $992,4 млн. 96% поставок пришлось на Россию. В идеальной организованной схеме Беларусь может в два раза увеличить экспорт в Россию мяса и мясных товаров путём переориентации внутренних поставок на продажи в Россию. Для этого нужно снять все количественные ограничения для белорусских производителей по обязательным поставкам именно белорусских товаров на внутренний рынок. Кроме этого нужно обязательно вести режим свободного ценообразования. Эти меры необходимо распространить не только на мясные товары, но вообще на всё с/х сырьё и продовольствие, включая готовые пищевые продукты. Сохранение ценового регулирования, квотирования и обширного вмешательства в производственный процесс может на корню «убить» представившийся шанс.

Аналогичная ситуация по молоку и молочным продуктам. В 2013г. Беларусь экспортировала 934,2 тысячи тонн товаров этой группы на $2,3 млрд. Доля России составила 93,2%. Производство же молока в 2013г. составило 6654,7 тыс. тонн. Как в случае с мясными товарами, доля белорусской молочки на внутреннем рынке заметно превышает 90%. Значит, в случае изменения модели продаж и смены ориентации в самой Беларуси есть сырьё для производства молочных товаров на российский рынок без угрозы нарваться на санкции грозного Россельхознадзора. В идеальном варианте в 2015 году белорусские производители могут увеличить объём продаж товаров этой группы на $1 – 1,5 млрд.

Наибольшие шансы имеют те белорусские производители, которые своими брендами завоевали доверие российских производителей. Именно они имеют набольший потенциал. Значит, на внутреннем рынке должен резко ускориться процесс слияния и поглощения самыми успешными молочными и мясными предприятиями убыточных и не имеющих опыта работы на российском рынке предприятий.

 

Внутренний рынок

А в это время на внутренний рынок поступают готовые пищевые продукты, изготовленные из дешёвого, качественного европейского сырья. Производители сами или в партнёрстве с европейскими компаниями расширяют производственные возможности до уровня, необходимого для заполнения белорусского рынка. Чтобы не было дефицита и перебоев с поставками продовольственных товаров можно на полгода снять барьеры на импорт готовых пищевых продуктов, хотя бы по тем, которые пользуются большим спросом на внутреннем рынке Беларуси. Нет сомнения, что производственными и торговыми возможностями, в первую очередь, воспользуются резиденты свободных экономических зон, а также производители, расположенные в малых городах и сельской местности. Перед ними появится шанс резко активизировать процесс создания совместных предприятий с европейскими производителями. Нет сомнения, что для минимизации потерь от российских санкций они будут склонны рассматривать конструктивные предложения белорусских производителей. Главное, чтобы они, действительно, были конструктивными, а не страдали синдромом «пусть принимают все наши 25 инвестиционных условий».

В результате использования европейского с/х сырья, а также импорта дешёвых европейских товаров цены на продовольствие в Беларуси с учётом всех факторов могут снизиться в зависимости от товара на 30 – 50%. Продовольственная дефляция будет большим подарком для истосковавшихся по семейным и страновым экономическим праздникам белорусов.

Конечно, у белорусских производителей появится соблазн заработать на реэкспорте европейского продовольствия и с/х сырья. Пусть они делают это на свой страх и риск. После того как будут конфискованы группы и введён запрет на ввоз в Россию продукции нарушителей правил Таможенного союза, количество желающих заметно поубавится. Работать по этим схемам смогут лишь избранные. Будет как в своё время с разбавителями и растворителями. К этой сверхприбыльной схеме были допущены отдельные лица и заявленные ими структуры. Пусть себе делают, что хотят. Главное, чтобы они не мешали сделать дефляционный продовольственный подарок обыкновенным беларусам в 2015 году.

Если реализация такой схемы получится, белорусские домашние хозяйства сократят расходы на продовольствие до 20 – 25% с сегодняшних 41%. Это значит, что у людей на руках останутся несколько миллиардов долларов, которые они с удовольствием потратят на другие товары и услуги. Или сберегут до лучших времён.

Во всей этой схеме есть одно очень слабое и очень большое звено – распорядители чужого (политики и чиновники), особенно в сфере АПК. Сегодня им нужно думать гибко, принимать решения скоординированно и действовать быстро. Эти качества в белорусских органах госуправления в большом дефиците.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by

Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus