КАК ВЫЖИТЬ В ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЕ. Опасная игра на удержание курса

КАК ВЫЖИТЬ В ВАЛЮТНОЙ ВОЙНЕ. Опасная игра на удержание курса

Против Беларуси воюют, а Беларусь не защищается. Более того, она даже потворствует внешней агрессии. Обидно, досадно и очень опасно. Слава Богу, что речь не идёт о войне «Калашниковыми», танками и ракетами. Мы втянуты в валютную войну, вернее валютные войны. Их ведут центральные банки ведущих стран мира, а также наши основные торговые партнёры.

Валютная война – это когда центральные банки в сговоре со своими правительствами наносят серьёзный ущерб экономикам других стран за счёт активного использования «оружия» денежного поражения. Искусственным удешевлением своих денег, резким увеличением их предложения они искажают структуру капитала, сбивают ценовые и инвестиционные ориентиры, ставят с ног на голову рыночные механизмы управления рисками, разрушают рынки сбыта и торговые связи, а также искусственно удешевляют стоимость капитала для национальных производителей. Чем популярнее валюта в мире, тем большему количеству стран её центральный банк может нанести ущерб.

 

Кто контролирует денежный печатный станок, тот всегда на волне

С начала кризиса 2008г. Федеральная резервная система (ФРС) США вбросила в мировую экономику триллионы ничем не обеспеченных долларов. Такая политика сильно напрягла денежные рынки десятков стран мира. Они, в свою очередь, вывели из себя товарные рынки. Развитые и развивающиеся страны возмутились, но проглотили. Это же не военная агрессия. Здесь даже в ООН не пожалуешься, а уж в МВФ и подавно.

Кто отделался инфляцией, кто решился на девальвацию и отказ от привязки к доллару. Были и такие, что сделали ставку на стабилизацию за счёт внешних и внутренних заимствований. С начала кризиса 2008г. долговые пирамиды государств и коммерческих организаций заметно увеличились и расшатались. Стимулирование экономического роста государственными «анаболиками» было названо «комплексом экстраординарных мер монетарной и фискальной политики».

Центральные банки Японии и зоны евро, как попугаи, повторили действия ФРС. Понятное дело, масштаб узаконенного фальшивомонетничества у них гораздо меньше: евро и йены не пользуются таким спросом в мировой экономике. Центральные банки России и Украины тоже долго уговаривать не пришлось. Принципиальных отличий от ФРС и ЕЦБ в их поведении найти сложно.

Пошла, поплыла ликвидность в глобальную экономику. Большие банки и финансовые структуры, а также их основные корпоративные клиенты больше всего порадовались такому повороту событий. Дешёвый кэш в неограниченном количестве, государственные гарантии по любым сделкам – идеальная среда для разнузданных финансовых спекуляций.

Любимчики центральных банков и правительств пренебрегают рыночными механизмами управления рисками, потому что они пользуются «честным словом» распорядителей чужого (политиков и чиновников) и ресурсами государственного бюджета. Они все очень хорошо знают друг друга. Учились у одних профессоров, работали в одних структурах, часто кормились у одного источника. Когда в руках у одних – денежный печатный станок (сегодня он совсем не похож на тот, который печатал деньги до компьютерной эры), а у других – дырки в балансах и проблемные активы, стимул договориться при соблюдении обоюдных интересов сильнее любого закона.

Точно также поступают производители товаров и услуг, которые отнесены правительствами в надрыночную категорию «слишком-важные-чтобы-обанкротиться». Десятки триллионов разных валют, которые вбрасываются в экономику центральными банками, проходили через руки уполномоченных финансовых структур, чтобы потом оказаться в распоряжении этим корпоративных «нищебродов». Когда за вас платит другой, почему бы не пуститься во все тяжкие? Вот они и пустились. Аппетиты на рискованные инвестиционные решения резко увеличились.

 

Очередной рукотворный обвал уже на горизонте

Долги коммерческого сектора взметнулись ввысь. Пузыри на фондовых площадках тщательно упакованы кручёными комбинациями акций, облигаций и сложных финансовых инструментов. Концентрация капитала резко увеличилась. Например, десять ведущих управляющих структур распоряжаются активами по всему миру на $19 трлн. Отметим, что доля ценных бумаг развивающихся стран в портфелях финансовых структур развитых стран увеличилась с 7% портфельных инвестиций в 2002г до почти 20% в 2012г. Из $2,4 трлн 80% капитала было заинвестировано только в 12 из 190 развивающихся стран. Один Китай получил $980 млрд. Остальные – пассивные жертвы валютных игрищ богатых мира сего.

Денежная разнузданность центральных банков и жизнь в долг правительств обеспечили анаболический рост мировой экономике. В 2013г. ВВП мира составил $74,7 трлн. Капитализация фондовых площадок мира на начало 2014г. была $62,55 трлн., общий объём долговых ценных бумаг - $99,8 трлн., а объём акций, облигаций и банковский активов составил 378,5% ВВП мира. 2014 год страны зоны евро закончат с рекордным показателем госдолга в 96,4% ВВП, страны G7 – 120,1% ВВП, США – 104,2% ВВП.

Опасно попадаться в сети иллюзии благополучия. На самом деле в мировой экономике уже невооружённым глазом виден рост напряжений и нервозности. МВФ предупреждает, что «нормализация монетарной политики может спровоцировать нестабильность среди кредиторов, если они столкнутся с устойчивыми потерями инвесторов». Вдумайтесь: нормализация – это кризис. Вот до чего довели мировую экономику послушные исполнители воли экономических теоретиков – интервенционистов.

По оценке МВФ увеличение стоимости премиальных облигаций на 100 базовых пунктов может привести к сжатию мирового рынка облигаций на $3,8 триллиона. Здесь опять весь мир с замиранием сердца смотрит за поведением американского ФРС. Как только он посчитает, что пора возвращаться к нормальной монетарной политике и повышать процентные ставки, как десятки стран мира могут обрушиться от бегства капитала и резкого изменения параметров финансового рынка. Понятное дело, что нужные люди к такому повороту событий будут готовы. Есть большие сомнения, что среди них окажется хотя бы один беларус, россиянин или украинец. Высока вероятность того, что в глубоком омуте окажется зона евро, которую сейчас обильно удобряют евриками-фантиками.

Складывается такое впечатление, что основные центральные банки мира вошли в сговор на предмет выхода из долговой ловушки. Резкое снижение долговой нагрузки на бюджет должно идти через инфляцию. Прежде чем цены в зоне евро вырастут до 7 – 10%, жертвами валютной войны станут десятки стран мира. Беларусь – не исключение. Наше положение усугубляет растущая уязвимость российского рубля. Он слабеет на радость редким российским экспортёрам, но падение цен на нефть заставляет всё российское руководство нервничать. Для белорусских производителей такая тенденция в свете политики Национального банка РБ является поводом для глубокой печали и даже отчаяния.

 

Чего не должен делать Нацбанк

Самое опасное, что может делать Нацбанк Беларуси в условиях внешних валютных войн – это сохранять следующую взрывоопасную комбинацию факторов:

  1. режим ручного управления валютным рынком и курсом Br-рубля;
  2. мягкая денежная политика: рублёвая денежная масса (М2) за январь – сентябрь 2014г. выросла на 24,3%, широкая денежная масса (М3) – на 19,2%, кредитование экономики - оценочно на 15 – 17%;
  3. ограничения на доступ иностранного капитала на внутренний рынок страны, противодействие развитию рыночной конкуренции на финансовом рынке страны;
  4. истощение золотовалютных резервов во имя курсовой стабильности, допущение удорожания Br-рубля на фоне ускорения девальвации RUR-рубля, гривны и евро;
  5. расширения льготного кредитования банков, обслуживающих государственные программы за счёт дорогих рублёвых и долларовых заимствований;
  6. сохранение условий для продолжения порочных финансовых спекулятивных практик для структур типа ОАО «Банк развития».

Беларусь уже понесла серьёзные потери от валютных войн, которые бушуют вокруг нас. Для белорусских производителей ущерб оценивается более чем на $500 – 700 млн. Чем дольше белорусские власти будут идти на поводу у лоббистов финансового сектора, тем больше будут потери заводов и фабрик, тем выше будет риск повторения обвала 2011 года. Не будем забывать, что белорусская экономика балансирует на грани рецессии. Качество государственного и корпоративного управления такое отвратительное, что даже в условиях эмбарго России на с/х продукцию из ЕС и одновременно свободного доступа на российский рынок наших производителей Беларусь не смогла увеличить стоимостной экспорт с/х товаров и продовольствия.

В 2015 году правительство собирается передавать в руки тех, кто, по словам премьера М. Мясниковича, демонстрирует полную беспомощность, ещё больше бюджетных ресурсов и кредитов. Это как раз тот случай, когда в условиях валютных войн исполкомы, министерства, концерны в сговоре с «красными» директорами сформировали пятую колонну. Финансовые спекулянты, несомненно, являются её составной частью.

А что вкладчики и малый бизнес? Большинство из них, вероятно, в очередной раз станут жертвами неспособности белорусских властей защитить себя от внешних валютных угроз. Особенно если у этих самых угроз есть белорусские агенты влияния. С учётом быстрого развития событий в мировой экономике нельзя исключить сценарий, когда всех внутренних резервов Нацбанка и правительства не хватит, чтобы до президентских выборов 2015 года удержать милые глазу финансовых спекулянтов и бюджетных грантососов цифры $1 = Br11500. 

Ярослав РОМАНЧУК специально для Myfin.by

Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»:

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все