С. Дубков об истерике, которая начнется летом, и о том, что тарифы все-таки отрегулируют

С. Дубков об истерике, которая начнется летом, и о том, что тарифы все-таки отрегулируют

Банки будут обязаны предлагать клиентам оформить СМС-оповещение, карт-чеки перестанут быть обязательным атрибутом похода в магазин, а тарифы на инкассацию и эквайринг все-таки придется отрегулировать. Своим видением ситуации с развитием безнала в Беларуси заместитель главы Национального банка Сергей Дубков поделился 18 ноября в Минске в ходе пресс-конференции «Республиканская коалиционная программа лояльности от БЕЛКАРТ в рамках общей государственной программы по повышению безналичных платежей в Республике Беларусь».

 

Первая новация – отказ от СМС-оповещения оформляем в письменном виде

–  Национальный банк закончил разработку нормативного документа, который регламентирует изменения в Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками. Надеюсь, что до конца года этот документ будет принят. Он вводит обязанность банка предлагать клиенту оформлять СМС-информирование при получении карточки. Эта услуга может быть платной, и если клиент посчитает, что она ему не нужна, он вправе отказаться. Однако несогласие клиента получать СМС о движении средств по счету должно быть оформлено банком в письменном виде.

 

Вторая новация – принцип нулевой ответственности

– Документом вводится принцип нулевой ответственности. Установленные сроки на подачу клиентом письменного заявления в банк по несанкционированной операции – 30 дней. Сроки рассмотрения заявления и принятия решения о возврате денежных средств – 45 дней по операциям на территории Беларуси и 90 дней по операциям за границей. Вопросы определения факта мошенничества и иные процедурные вопросы относятся к компетенции банка. Национальный банк оставляет за собой право контролировать, какие заявления поступают в банки, и как банки на них реагируют.

С момента нашей рекомендации придерживаться принципа нулевой ответственности, то есть с февраля 2014 года, количество обращений от граждан не перевалило за три десятка. Причем это еще и обращения по операциям, которые имели место до февраля. И в большинстве случаев банки возвращают украденные средства. Могу сказать, что у нас нет заявлений от граждан по линии Беларусбанка и Белагропромбанка, а это банки, которые являются доминантой на рынке банковских платежных карточек.

 

Третья новация – отказ от обязательного карт-чека

– Отменена необходимость предоставление карт-чека на бумажном носителе при совершении операции с использованием карточки. Это будет не обязанность, а право. Если клиенту карт-чек необходим, организация торговли и сервиса должна его выдать. Если в чеке нет необходимости,  его можно не выдавать. Это очень жизненный вопрос. Сейчас в магазине вам выдают кассовый чек и карт-чек. Вопрос – зачем? Кассовый чек – это требование, связанное с законодательством, с защитой прав потребителей. Карт-чек дублирует кассовый чек. Но для него надо закупить и установить ленту, закупить и установить картридж… А потом около каждой кассы вы видите большую урну, куда эти чеки скидывают. То, что надо беречь лес – это всем понятно. Кроме того, это просто элементарное сокращение издержек организации на обслуживание безналичных платежей.

 

В мае-июне будет большая истерика

– У нас есть четкая регламентация, в соответствии с которой  практически вся страна в скором будущем будет, так сказать, отерминалена. И в ближайшее время нужно будет установить очень большое количество терминалов – около 150-160 тысяч. Поэтому было принято решение о постепенном размещении терминалов по всей стране. В частности, в городе Минске и в областных центрах крайний срок 1 июля 2015 года. И с чем мы столкнулись? Проверяем субъектов хозяйствования, и все говорят – сейчас такого требования нету, а к 01 июля терминал у нас будет. Мы как всегда доведем ситуацию до критичности, и в мае-июне будет большая истерика, я вам гарантирую. Будут большие очереди, начнёт –  мы не успеваем, давайте перенесем срок. Я, конечно, понимаю нашу с вами привычку делать все в последний день. Но могу сказать с уверенностью, что срок переноситься не будет.

 

Нужно совмещать мягкость и жесткость

– Выстраивание системы – это совокупность как мер стимулирования, так и мер принуждения. Без этого систему построить нельзя. Конечно, намного приятнее быть хорошим и только стимулировать. Но невозможно построить дом, не отпилив кусок доски. И это наша совместная работа. Хотел бы обратить внимание, что мы всячески приветствуем программы лояльности и иные способы стимулирования всех участников рынка к развитию безналичных платежей. Мы понимаем, что только административными методами, только принуждением достичь результата невозможно. Но национальные обязанности регулятора заключается в том, что мы должны совмещать жесткость и мягкость, сладкое и горькое.

 

Чей это бизнес?

– В нашем обществе сформировано мнение, что вопросы развития безналичных платежей – это бизнес-интерес банков, которые желают получать дополнительные комиссионные вознаграждения. Что никому, кроме банков, это не надо. Ну, разве еще Национальному банку, который должен выполнять совместный план. Что организациям и всем остальным это не нужно. Что имеет место определенное насилие. Однако здесь необходимо рассматривать права и интересы не только организаций торговли и сервиса, но и клиентов. Особенно тех, кто получает зарплату на карточку. Клиент законодательно имеет право приобрести товар. А магазины заинтересованы в расширении клиентской базы. Если я хочу приобрести товар или услугу, но у меня нет возможности расплатиться карточкой – организация теряет меня как клиента. Мировой опыт показывает, что в организации безналичных платежей заинтересованы все участники рынка. У нас есть информационный перекос.

 

Шаг назад, который позволит сделать два шага вперед

– На наличный денежный оборот установлены либо нулевые, либо минимальные тарифы. А на эквайринг вследствие определенных технических вопросов тарифы не нулевые. Эта дискуссия была очень популярна месяц назад. Вопрос сложный, эмоциональный. Мы не встретили понимания и сделали шаг назад, который позволит нам сделать два шага вперед. Вы же понимаете, что если Национальный банк что-то сказал, он в итоге выполнит это решение. Этот вопрос надо регулировать. Надо проводить дополнительные разъяснения, убеждения, давление… Но до тех пор, пока стоимость наличных будет ниже себестоимости этих операций, мы эти вопросы комплексно не решим.

 

Три занимательных истории

– История номер один. Национальный академический Большой театр оперы и балета. Наша гордость. Попытайтесь рассчитать карточкой в буфете театра. Скажу, что мы вместе с Министерством торговли провели соответствующие работы, чтобы терминалы были установлены, и они там есть. Но терминалы не работают. Знаете, почему? Стены толстые и сигнал не проходит.  Это вопросы к Нацбанку или к дирекции театра? Пришедший на театральное представление уважаемый человек – это я не о себе говорю – хочет приобрести программку, выпить бокал шампанского в буфете, и он должен идти с барсеткой, с налом. Глупость? Глупость.

Далее. ИООО «Лукойл» в Беларуси. Очень интересная программа лояльности. Если вы оплачиваете наличными, скидка есть. А если безналом – скидки нет. Провели переговоры с их руководством, потому что факт достаточно странный. Руководство пообещало, что программа будет изменена. Прошло 10 месяцев – они всё меняют. Вопрос – почему «Лукойл» в Беларуси не заинтересован в клиентах, которые рассчитываются карточкой? Мы можем дать ответ по многим вопросам, в том числе связанным с тарифной политикой по инкассации и выплате зарплаты из кассы. Но почему гражданина ограничивают в возможности рассчитываться карточкой и  стимулируют рассчитаться наличными?

Следующий вопрос – магазин «Парадиз» на Карла Маркса. Почему там нельзя рассчитаться карточкой, почему в рамках распродаж ограничивают потребителей?

 

Будут приняты системные решения

– Совокупность этих фактов говорит нам о том, что необходимо принимать системные решения. Те решения, которые вызывают непонимание нашей категоричности, которые где-то вызывают неудобства. Мы совместно – и правительство, и Нацбанк, и организации – приняли согласованный план совместных действий. Но когда дело доходит до выполнения, мы почему-то считаем, что выполнять должны все, кроме нас. Сосед должен выполнять.

Поэтому в ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться на заседании межведомственного коалиционного совета, и я попытаюсь еще раз выстроить диалог. К сожалению, пока он получается достаточно эмоциональный. Надеюсь, что предпринимательские сообщества скажут, какие конкретные мероприятия позволят им более активно заниматься вопросом продвижения безналичных платежей. Мы приглашаем руководителей предпринимательских сообществ на следующее заседание и хотим, чтобы коллеги в этой дискуссии рассказали о своем видении ситуации.

В заключение хочу сказать, что от каждого из нас зависит успех выполнения плана совместных действий. Ничего не выйдет, пока мы сами не создадим все условия. Министерство по налогам и сборам в рамках работы своего колл-центра и Национальный банк в рамках своего колл-центра ждут информацию и готовы работать и разбираться с теми, кто ограничивает ваши конституционные права.

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus