Подарочные карты перестанут быть анонимными, списанную с карточек комиссию вернут

Подарочные карты перестанут быть анонимными,  списанную с карточек комиссию вернут

Александр Сотников, с обзором главных новостей рынка платежных технологий специально для Myfin.by.

По сложившейся традиции в канун Нового года принято подводить итоги года уходящего, но последняя неделя декабря была достаточно насыщена событиями на рынке платежных технологий, поэтому подводить итоги пока рано.

 

Ударим Декретом по электронным деньгам

28 декабря 2014 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Этот декрет в одной из своих частей напрямую затрагивает рынок платежных технологий. А именно пункты 16 и 18. Часть первая п.16 гласит «Физические лица, которым открываются либо которым открыты электронные кошельки, подлежат обязательной идентификации независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках, в порядке, установленном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Помимо этого «сведения об электронном кошельке, открытом на имя физического лица, подлежат обязательному представлению на основании письменного запроса органа государственной безопасности, органа внутренних дел или Следственного комитета в установленные в нем сроки».

Пункт 18 гласит «Физические лица, которым открыты электронные кошельки и в отношении которых на дату вступления в силу настоящего Декрета идентификация не проводилась, обязаны до 1 марта 2015 г. представить в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, документы, необходимые для проведения идентификации. При непредставлении физическими лицами документов в указанный срок операции с электронными деньгами, числящимися в таких электронных кошельках, должны быть приостановлены до проведения идентификации в установленном порядке».

Учитывая тот факт, что Совмину дан трехмесячный срок на приведение законодательства в соответствии с нормами данного Декрета, делать какие-либо революционные выводы, по моему мнению, рано. Посмотрим, что и как Национальный банк переработает в своих нормативных документах, а именно в 201-м постановлении.

Однако можно с уверенность уже сейчас говорить, что время анонимных электронных кошельков прошло. В соответствии с Декретом никаких анонимных электронных кошельков существовать не может. Все анонимные кошельки официально зарегистрированных в Беларуси платежных систем (МТС.Деньги, iPay, Berlio, EasyPay, Belqi, WalletOne) должны к 1 марта быть деанонимизированы. Это значит, что ряд действующих на территории Республики Беларусь платежных систем, алгоритмы функционирования которых подразумевают работу с анонимными кошельками (так называемыми кошельками, создаваемыми на лету), должны принципиально пересмотреть основы своей работы.

Кроме того, все подарочные карты, которые в соответствии с действующим законодательством являются электронными кошельками, тоже должны эмитироваться только при условии идентификации держателя. Это значит, что у каждой подарочной карты в обязательном порядке должен появиться идентифицированный держатель, и просто так подарить такую карту какому-либо другому человеку в рамках закона уже  будет невозможно, так как вся ответственность по операциям с такой картой в любом случае ляжет на ее идентифицированного держателя.

По результатам анализа текста Декрета возникает много технических и методологических вопросов, не будем пока глубоко их анализировать. Дождемся методологической реакции Национального банка. Но есть два ключевых вопроса, о которых стоит задуматься. И первый их них звучит так - Что же будет с электронными кошельками, открытыми белорусами за пределами Республики Беларусь? Какова их легитимность в рамках рассматриваемого Декрета?

В моем понимании работа с такими кошельками априорно становится нелегитимной, ибо владельцы таких платежных систем не могут и не будут осуществлять идентификацию пользователей в соответствии с нашим законодательством. Из этого вытекает и второй вопрос – вопрос о легитимности пополнения белорусскими гражданами кошельков зарубежных платежных систем, не имеющих здесь официальных агентов (к связке WebMoney– Технобанк это не относится) и, следовательно, не имеющих идентифицированных кошельков. По моему мнению, банки должны во исполнение требований законодательства запретить свои держателям переводы на зарубежные электронные кошельки. Остался третий, и последний, вопрос – КАК это будут обеспечивать банки? Ждем разъяснений и рекомендаций Национального банка.

 

Все всем вернут. В смысле списанные комиссии.

Нацбанк своим разъяснением, по сути, обязал банки вернуть комиссионный сбор в размере 30% по валютообменным операциям (операциям по рублевым картам при покупке иностранной валюты, в первую очередь по международным транзакциям) по всем транзакциям с картами, совершенным до 20.12.2014. Однако если с использованием карты или ее реквизитов происходило переоформление средств на текущих счетах и депозитах из белорусских рублей в иностранную валюту, то датой «Ч» считается уже 19.12.2014. В общем, все комиссии, списанные по операциям до указанных дат, банки обязаны вернуть. Но нужно принимать во внимание тот факт, что в конце года обороты по картам и количество операций даже при прочих равных условиях расчет (не говоря уже о сложившейся ситуации), а, следовательно, растет и количество спорных ситуаций. Так что кому-то, возможно, придется немного подождать, но все неправомерно списанные средства вернут! И это главное.

 

Поучительная страничка

В Таиланде по подозрению в мошенничестве с банковскими картами задержаны два белоруса. Банально, но факт – сколько веревочке ни виться…Не играйте с огнем, не воруйте, а это и есть обычное затрапезное воровство, рано или поздно мошенничество будет раскрыто. И не нужно думать, что только криминал стал глобальным и виртуальным, правоохранители тоже раскинули свои сети по всему миру. Попадать в них или нет – решает каждый сам для себя. Я бы не советовал. А вот законопослушным держателям я бы рекомендовал освежить простейшие принципы безопасности при работе с картами.

 

МПС vs Россия – крымский вопрос

Санкции просто притаились и реинкарнировались прямо «под елочку». Сначала Visa, а потом и MasterCard по решению органов государственного управления Соединенных Штатов известили всех участников, что санкции правительства США запрещают МПС оказывать услуги, а также прямо или косвенно способствовать проведению транзакций в Крыму (выдержка из официального сообщения Visa). Должен быть прекращен выпуск карт, эквайринг и иные операции с использованием продуктов и услуг VISA в Крыму. Позже аналогичные санкции подтвердили и в MasterCard.

Интересно, если посредством карточки белорусского банка будет проведена операция на территории Крыма, будет ли это считаться косвенным способствованием «противоправным» действиям со стороны белорусского банка? И как МПС планируют отсечь крымский трафик, какие такие идентификаторы, они планируют анализировать, по каким идентификаторам МПС планируют определять место выпуска карты в обращение? В общем, решение принято, а как его исполнять – одному Богу известно.

Тут же ряд российских банков сообщил, что основу их эмиссионного портфеля в Крыму составляют карты платёжной системы «Про100» и санкции МПС для них мало интересны, держатели таких карт от этих санкций никак не пострадают. Однако следует помнить о том, что платежное приложение на этих картах продано ПРО100 платежной системой MasterCard. Условия сделки, срок лицензии на приложение MChip мне не известны, но риски отзыва лицензии вполне реальные. Более того, я не исключаю того факта, что фраза о косвенном способствовании очень даже подходит под ситуацию с лицензированным MasterCard приложением для системы ПРО100.

И, конечно, опять стали муссироваться вопросы создания общей платёжной системы в странах ЕЭС.

Россия не осталась в долгу перед МПС и не рассмотрела в Visa и MasterCard даже намека на то, что их можно рассматривать в качестве национально-значимых. Не вдаваясь в дебри российского законодательства, мне кажется, сравнивать Visa и UnionCard как-то совсем не логично.

На этом фоне показательным выглядит  информация о противостоянии Google и международных платежных систем VISA и MasterCard. Монополизм в принципе никому ничего хорошего не принес еще ни разу, в том числе и самим монополистам. Поэтому эти иски были, есть и будут до тех пор, пока платежные системы понятно и прозрачно не раскроют структуру своих тарифов для всех игроков рынка, а не только для банков.

 

Украинцам могут отключить МПС

Украине (без Крыма) международные платежные системы тоже расслабиться особо не дают. Visa и MasterCard заявили о том, что могут заблокировать операции по картам ряда украинских банков. У некоторых украинских банков, насколько можно судить по новости, просто нет денег для оплаты услуг VISA и для размещения гарантийных депозитов. Поэтому международные платежные системы в соответствии со своими правилами имеют полное право приостановить проведение операций по картам банкам-неплательщиков. А это уже свидетельствует о серьезном положении дел в банковском секторе Украины. Интересно, как на данную ситуацию посмотрит Госдеп США?


Предыдущие статьи в рамках проекта «Платёжные технологии»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus