«МИМО» - ВТОРОЕ ИМЯ ВЕРТИКАЛИ. С такой кадровой обоймой даже застрелиться с первого раза не получится

«МИМО» - ВТОРОЕ ИМЯ ВЕРТИКАЛИ. С такой кадровой обоймой даже застрелиться с первого раза не получится

Чтобы зарядить и выстрелить, у правительства осталось два месяца. Такую военную метафору предложил А. Лукашенко, чтобы стимулировать премьер-министра А. Кобякова к расшивке острых социальных и экономических проблем. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что «снаряды» из орудий экономической политики белорусских властей попадут в молоко. Мимо получилось с модернизацией. Мимо вышло с «точками роста» и диверсификацией структуры экономики. Мимо – с инфляцией, доходами населения и экспортом. «Мимо» - это второе имя большинства чиновников. Население – мимо кассы, потому что власти – мимо настоящей экономической науки и даже здравого смысла. Вот только VIP-номенклатура всё попадает в яблочко, потому что стреляет чужими, а попадает в свои карманы.

 

Призрак Мясниковича накрыл Совмин и Вертикаль

Полгода новый-старый Совет Министров раскачивался, разворачивался. Глава страны терпел, скрипел и, наконец, созрел к более жёстким формулировкам. Скорее всего, дальше слов дело не пойдёт. Отставка накануне президентских выборов – это очевидное проявление слабости, в том числе кадровой. Вся Вертикаль при помощи контрольных и специальных служб 20 лет собирали кадровый резерв. В нём должны были быть лучшие люди страны. В итоге список есть, а качественных управленческих кадров нет. А. Кобяков не смог избавиться от кураторства предыдущего премьер-министра М. Мясниковича. Его призрак из кабинета главного сенатора страны плотно накрыл всю деятельность правительства.

Отдельные светлые пятна в составе Совмина и отраслевых министерств без политической поддержки А. Лукашенко не в состоянии были консолидироваться и дать отпор старой гвардии. М. Мясникович сотоварищи двадцать лет заряжали и стреляли – и всё мимо национальных интересов Беларуси. Решение главы страны назначить Михаила Владимировича главой мониторинговой группы по выработке стратегии развития Беларуси сродни решению назначить волка главным охранником курятника. С высокой степенью вероятности всё новое, свежее, инновационное «будет» съедено аксакалами быстро дряхлеющей белорусской Вертикали.

Неадекватность и некомпетентность правительства не вызывает сомнений. В конце 2014г. Президент совершил очередной залп кадровых ошибок. Он думал, что очередное перемещение VIP-бюрократов встряхнёт их, раскрепостит интеллектуальный потенциал. Напрасно. Заплыли они рутиной и бюрократической тиной. Забирать чужое и распределять среди своих – вот та старая управленческая колея, в которую завели Беларусь распорядители чужого (политики и чиновники). И они не хотят ничего менять. В этой глубокой колее образовались кланы и кланчики, кадровые обоймы свояков, повзрослевших детей и родственников.

Понятное дело, что А. Кобяков не обладает ни полномочиями, ни желаниям, ни знаниями того, чем зарядить, чтобы выстрел попал в десятку, т. е. ликвидировал основные проблемы белорусской экономики. Он же не будет рубить сук, на котором сам, как и его начальство сидит. В арсенале руководства Совмина – сплошные холостые заряды. А. Лукашенко прекрасно это знает, но боевых он никогда в руки этих чиновников не даст. Перед выборами ему важно убедить избирателей в двух прямо противоположных положениях. Первое – я по-прежнему контролирую ситуацию, и только я могу обеспечить мир, стабильность, социальную защищённость и независимость. Второе –это они – Совмин, Нацбанк, облисполкомы – виноваты в разрушении рынка труда, провале модернизации, экспорта, а также в росте цен и сдувании пузыря на рынке недвижимости.

 

Проели, проедаем и будем проедать

А. Лукашенко приказал Совмину обеспечить население работой до сентября 2015г. «В противном случае людям и государство такое не надо» - заявил глава страны. Для оценки сложившейся ситуации есть прекрасное народное «не наелся, не налижешься».

20 лет Вертикаль шла путём пятилеток, госплана, игнорирования частной собственности, открытой торговли и международной системы разделения труда. Белорусские власти собственноручно отказались от диверсификации структуры экономики и внешней торговли. Белорусские чиновники близки к тому, чтобы установить рекорд по продолжительности процесса вступления в ВТО (с осени 1993 года). Интеграционные процессы с Россией превратили-таки Беларусь в российские нефтегазовые эмираты. Получение на протяжении почти 15 лет энергетического гранта в объёме ~15% белорусского ВВП обеспечило не только экономический рост, но и управленческую расхлябанность и реформаторский паралич. После создания ЕАЭС ситуация резко ухудшилась. Изменить за два – три месяца то, что ломалось на протяжении последних 20 лет – это как выполнить рекомендацию известного анекдота «мыши станьте ёжиками».

Белорусские власти стараются делать хорошую мину при отвратительной игре. «Если раньше мы выбрасывали валюту, «жгли» золотовалютные резервы, то сегодня пополняем их» - утверждает президент. Удивительно запоздалое прозрение на предмет прошлого. За сжигание ЗВР-ов М. Мясникович получил пост главы Совета Республики, бывшая глава Нацбанка Н. Ермакова была награждена высокооплачиваемой работой в одном из российских банков в Беларуси. Такое же продолжение карьеры было обеспечено для ветерана Вертикали П. Прокоповича.

Утверждение, что золотовалютные резервы не сжигаются, не совсем верное. Достигнутое валютное спокойствие носит явно временный характер. По данным Нацбанка ЗВР-ы на 1.05.2015г. составили $4571,2 млн., что на 9,6% меньше (на $487,9 млн.), чем было в начале 2015г. Т. е. факт «проедания» резервов на лицо, даже с учётом тех кредитных ресурсов, которые были зачислены в «закрома». МВФ прогнозирует сокращение нынешнего уровня ЗВР ещё на $2 – 2,5 млрд. С учётом почти 30-процентного сокращения валютной выручки, высокого уровня внешних обязательств в 2015г., это неизбежно.

Валовый валютный внешний долг более $40 млрд. при резком ухудшении позиций белорусских экспортёров на российском рынке (снижение экспорта более чем на 40%), с учётом растущего, как на дрожжах, напряжения в сфере финансов предприятий, а также с учётом давления на Нацбанк предоставить кредиты госсектору говорить о том, что белорусская экономика достигла дна, нет оснований. Как и нет солидной доказательной базы в пользу того, что до конца 2015 года ценовая и курсовая стабильность будет с нами. В прогнозах и оценках правительство нигде не был учтён хотя бы тот факт, что российская экономика в 2015г. может сократиться на 4 – 6% ВВП.

На 1.05.2015г. требования банков к экономике в национальной валюте составили Br163,33 трлн., что на 1,8% меньше, чем было на начало 2015г. С учётом девальвации требования банков к экономике в иностранной валюте на 01.05.2015г. составили Br219,05 трлн., что на 21,3% больше. При этом проблемная задолженность по кредитам на 1.05.2015г. составила Br6,44 трлн., что на Br1,84 трлн. больше (на 40%), чем было в начале года.

Ужесточение монетарной политики в первые пять месяцев 2015г. – это целиком заслуга Национального банка. Но даже он не в состоянии улучшить фискальную часть макроэкономического баланса. Правительство резко увеличило размер госрасходов, чтобы накопить деньги на отдачу внешнего долга. Налоговая и регуляторная нагрузка на бизнес увеличились. Такого пессимизма в деловой среде не было более десяти лет.

 

Кто выиграет от «зарядить и выстрелить»

Есть все основания считать, что под «зарядить и выстрелить» А. Лукашенко понимает «простить и дать ещё бюджетных денег». Т. е. в очередной раз списать старые долги (или провести их реструктуризацию до, скажем, 2030 года) и дать ещё кредитов. Только на первый взгляд приказы главы страны звучат грозно: «Кредитоваться должны такие проекты, чтобы произведенная продукция могла быть гарантировано реализована. Если этого нет – денег нет». Вроде бы всё однозначно и понятно, но за этой фразой последовала следующая, которая сводит строгость первой на «нет». Предприятия, у которых заключены контракты, по приказу президента получат кредиты, «даже под оборотные средства, хотя и на небольшой срок».

Заключать договора у нас научились, а вот выбивать оплату на поставленный товар пока нет. Ещё хуже обстоят дела с маркетингом и брендингом, с выпуском по-настоящему инновационной продукции. За пять месяцев не был остановлен даже крайне негативный процесс роста складских запасов. А ведь сколько десятков раз глава страны публично обещал снести головы тем, кто не справится с ростом дебиторской задолженности и работой на склад.

Значит, у убыточных, неплатёжеспособных, неликвидных государственных предприятий, особенно если они большие и градообразующие, наверняка появятся кредитные ресурсы. «На короткий срок» - это, как минимум, до конца года, т. е. до окончания текущего политического цикла.

Претендентов на бюджетные деньги или ресурсы банков под госгарантии предостаточно. Недавно Минфин опубликовал финансовые результаты деятельности ОАО. Из этого списка легко выделить бюджетных просителей. Среди них ОАО «Атлант (чистые убытки по итогам 2014г. – Br823 млрд.), Минский подшипниковый завод (убытки - Br92 млрд.), Амкодор (Br94,5 млрд.), МТЗ (Br923 млрд.), ОАО «МАЗ» (Br1,6 трлн.), Светлогорский ЦКК (Br225 млрд.), ОАО «Гомсельмаш» (Br467 млрд.), ОАО «Гомельстекло» (Br262 млрд.), ОАО «БМЗ» (Br649 млрд.), ОАО «Борисовский мясокомбинат» (Br213 млрд.), Бумажная фабрика «Спартак» (Br112 млрд.), ОАО «Кричевцементношифер» (Br146 млрд.) и десятки других заводов и фабрик поменьше, но с мощным номенклатурным ресурсом за плечами. Для них инфляционная накачка экономики, жизнь страны в долг и увеличение налогов для частного сектора – благо, потому что помогает хотя бы день продержаться да ночь простоять. Таких тревожных суток у тысяч неблагополучных предприятий до середины ноября, когда ожидаются президентские выборы, ещё много. Так что белорусские власти с высокой долей вероятности воспользуются случаем в очередной раз подтвердить своё второе имя «мимо»: опять мимо макроэкономической стабильности и надежды на улучшение ситуации хотя бы в 2016 году.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus