Регулирование рынка Форекс в Беларуси: как это будет?

Регулирование рынка Форекс в Беларуси: как это будет?

6 июня 2015 г. на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь был официально опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» (далее – Указ № 231), который вступит в силу 7 марта 2016 г.

Напомним, что принятию Указа № 231 предшествовал достаточно длительный период разработки подходов к регулированию рынка Форекс. В 2012 году представители Форекс-сообщества из Российской Федерации начали активный диалог с Национальным банком Республики Беларусь. Тогда же было принято решение закрыть пробелы в регулировании небанковского финансового сектора, к которому относится, в частности, и сегмент Форекс, путем принятия указа главы государства. В феврале 2013 года была создана Ассоциация развития финансового рынка в Беларуси (АРФИН), призванная поддержать Национальный банк в формировании необходимых регуляторных норм.

Настоящая статья посвящена отдельным вопросам правового регулирования совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее – форекс-операции).

 

Что такое форекс-операция?

Смысл форекс-операций заключается в возможности получения дохода от изменения во времени стоимости базисного актива (иностранной валюты, ценных бумаг, нефти и т.д.). Физическое лицо (клиент) заключает соглашение с Форекс-компанией, в рамках которого такое физическое лицо получает возможность инициировать приобретение актива по цене, установленной на момент совершения покупки, с необходимостью в течение определенного срока инициировать продажу приобретенного актива. Форекс-компания на основании поступившего распоряжения клиента совершает форекс-операции. Чаще всего это операции с валютными парами (порядка 50-70 различных валютных пар, включая такие популярные валютные пары, как EUR/USD). Таким образом, сам клиент не осуществляет операций на внебиржевом рынке Форекс. Необходимо понимать, что в рамках таких операций клиент не приобретает никаких прав на базисный актив, такой актив ему не передается. Именно поэтому Указом № 231 такие операции поименованы, как операции с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

 

Зачем принят Указ № 231?

Как отмечают представители Национального банка, регулирование отношений, складывающихся на рынке Форекс в Беларуси, необходимо по следующим причинам:

  1. невозможность заключить соглашение с компанией-резидентом: юридические лица – резиденты не вправе выступать посредниками при совершении гражданами Республики Беларусь форекс-операций. В действительности, на данный момент многие известные в Беларуси Форекс-компании не являются резидентами Республики Беларусь.
  2. низкая правовая защищенность участников рынка Форекс из Беларуси: риск столкнуться с мошенниками, банкротство Форекс-компании, риски неисполнения Форекс-компанией своих обязательств.
  3. отток финансовых средств из Республики Беларусь.

 

Что нового вводит Указ № 231?

1. Основные требования к Форекс-компаниям. Сегодня Форекс-компании не являются резидентами Республики Беларусь. Как правило, названные компании регистрируются в иных юрисдикциях, чаще всего, в оффшорных зонах. После вступления в силу Указа № 231 деятельность в Республике Беларусь по совершению операций на внебиржевом рынке Форекс вправе осуществлять юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 2 млрд. белорусских рублей (минимальный размер), и включенные Национальным банком в реестр Форекс-компаний.

При этом ч. 2 п. 1 Указа № 231 предусмотрено, что совершение инициируемых физическими и юридическими лицами форекс-операций индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не указанными выше, является незаконным и запрещается. Данная оговорка не означает, что все действующие на сегодняшний день на белорусском Форекс-рынке компании-нерезиденты обязаны будут легализоваться в Беларуси. Представляется, что сохранится двойственная структура рынка Форекс: с одной стороны начнут появляться национальные Форекс-компании, действующие на территории Республики Беларусь, с другой – останутся и компании-нерезиденты, которые будут продолжать осуществлять деятельность вне территории Республики Беларусь, но с привлечением средств граждан Республики Беларусь.

Помимо этого, Форекс-компаниями[1] могут выступать: Национальный форекс-центр, банки, небанковские кредитно-финансовые организации.

Требование о необходимости включения Форекс-компаний в специальный реестр представляется достаточно формальным, вместе с тем введение нового реестра обусловлено, в первую очередь, необходимостью контроля деятельности Форекс-компаний со стороны Национального банка. Для включения в данный реестр потребуется предоставить в Национальный банк заявление с копиями прилагаемых к нему документов (перечень документов установлен в п. 4 Указа № 231).

 

2. Расширение круга клиентов Форекс-компаний, особенности валютного регулирования. До вступления в силу Указа № 231 осуществлять сделки на внебиржевом рынке Форекс могут только физические лица. После 7 марта 2016 г. клиентами Форекс-компаний смогут быть также юридические лица.

Обязательным условием осуществления операций на внебиржевом рынке Форекс является перечисление на счет Форекс-компании, открытого за пределами Республики Беларусь (как правило, также в оффшорной юрисдикции), так называемого маржинального обеспечения (денежных средств, за счет которых Форекс-компания покрывает убытки, при условии их возникновения в виду неблагоприятного обменного курса на момент закрытия позиции, а также списывает причитающееся ей вознаграждение). Таким образом, для того чтобы давать распоряжения об осуществлении операции на рынке Форекс необходимо произвести платеж в иностранной валюте за пределы Республики Беларусь, то есть осуществить валютную операцию связанную с движением капитала.

В Беларуси установлен достаточно жесткий валютный режим, целью которого является минимизация оттока капитала за рубеж, предусматривающий различные правила регулирования осуществления валютных операций для физических и юридических лиц (отметим, что на последних также распространяются правила, определенные в Указе Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178)).

В ст. 10 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) определен исчерпывающий перечень валютных операций, проведению физическими лицами которых должно предшествовать получение разрешения Национального банка. Среди таких оснований можно выделить размещение денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств. Важно понимать, что маржинальное обеспечение перечисляется не на депозитный (расчетный) счет физического лица, открываемого кредитно-финансовой организацией, а на счет самой Форекс-компании, которая не является кредитно-финансовой организацией. В результате чего, такой перевод не требует получения разрешения Национального банка. Для рассматриваемой ситуации действующим законодательством также не установлены иные барьеры для перевода физическим лицом денежных средств в иностранной валюте нерезиденту.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели также не должны предварительно получать разрешения Национального банка (такая операция осуществляется в уведомительном порядке). Вместе с тем, такой перевод не может быть осуществлен в силу Указа № 178, которым установлены сроки завершения внешнеторговой операции при импорте (фактически перевод маржинального обеспечения будет расценен контролирующими органами в качестве авансового платежа по сделке, предусматривающей импорт товаров (работ, услуг)). Если расценивать деятельность Форекс-компании, как предоставление услуг, то в течение 60 дней с момента направления аванса (маржинального обеспечения) внешнеторговая операция должна быть завершена путем составления соответствующего акта оказанных услуг, что является невозможным для рассматриваемых правоотношений (Форекс-компании такие формальности не осуществляют). В результате, такая операция не может быть завершена должным образом, следствием чего будет применение установленных мер ответственности для резидента.

Пунктом 1 Указа № 231 право инициирования операций с беспоставочными внебиржевыми инструментами закреплено как за физическим, так и за юридическими лицами Республики Беларусь. Как следствие, после вступления Указа № 231 в силу юридические лица получат право инициировать операции на внебиржевом рынке Форекс. Данное положение является прогрессивным, результатом его введения станет привлечение дополнительных инвестиций, в том числе, со стороны иностранных инвесторов, что также предопределено льготами в области налогообложения доходов (прибыли), получаемой от операций на рынке Форекс.

 

3. Иные требования к деятельности Форекс-компаний. Каждая Форекс-компания обязана иметь сайт в глобальной компьютерной сети Интернет. Представляется, что такой сайт должен отвечать требованиям п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», то есть должны использоваться информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке Иными словами, белорусским Форекс-компаниям необходимо будет использовать услуги хостинга, предоставляемые на территории Беларуси, и сервер хранения данных должен будет физически находиться на территории Республики Беларусь. При этом сам сайт может быть зарегистрирован под доменным именем как из национальной доменной зоны (.by, .бел), так и из иной доменной зоны (.com, .org).

Также установлены некоторые ограничения по использованию программного обеспечения для осуществления Форекс-компаниями и приравненными к ним организациями деятельности. Так, Форекс-компании для осуществления форекс-операций обязаны использовать программное обеспечение, предоставляемое на основании соответствующего лицензионного договора Национальным форекс-центром, и (или) программное обеспечение, прошедшее проверку и признанное Национальным форекс-центром соответствующим установленным Национальным банком требованиям к программному обеспечению. Порядок проведения проверки программного обеспечения будет установлен Национальным банком.

 

4. Договор с Форекс-компанией и правила совершения операций. Пунктом 3 Указа № 231 установлено, что форекс-операции совершаются Форекс-компаниями на основании заключенных с клиентами соглашений.

На данный момент тексты публичных договоров присоединения, регламентирующие порядок взаимодействия между клиентом и Форекс-компанией, размещены на сайтах действующих в Беларуси Форекс-компаний, при этом отдельные соглашения с каждым клиентом не заключаются. Полагаем, что требования к форме такого соглашения и порядку его заключения будут регламентированы в актах Национального банка до момента вступления Указа № 231 в силу.

По условиям соглашения Форекс-компания принимает на себя обязательство совершать от своего имени и за свой счет посредством связи с клиентом через глобальную компьютерную сеть Интернет и (или) с использованием иных технических средств инициируемые клиентом операции с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами. Соглашение, заключаемое с клиентом, должно в обязательном порядке содержать существенные условия, перечисленные в ч. 3 п. 3 Указа № 231.

Порядок совершения Форекс-компаниями форекс-операций определяется в утверждаемых ими правилах совершения форекс-операций. Следовательно, до начала деятельности Форекс-компании необходимо будет разработать правила совершения форекс-операций. Такие правила необходимо будет размещать в общем доступе на сайте соответствующей Форекс-компании. Требования к содержанию таких правил будут установлены Национальным банком.

 

5. Национальный форекс-центр и гарантийный фонд. Национальный форекс-центр будет определен (создан) Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком. Клиентами Национального форекс-центра будут сами Форекс-компании и иные приравненные к ним субъекты хозяйствования (банки, НКФО). Компетенция Национального форекс-центра заключается в совершении инициируемых его клиентами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Одной из функций Национального форекс-центра является формирование гарантийного фонда в целях исполнения обязательств Форекс-компаний по возврату клиентам маржинального обеспечения при невозможности исполнения форекс-компаниями таких обязательств за счет собственных средств и обеспечительного капитала. При этом каждая Форекс-компания обязана сформировать обеспечительный капитал в целях безусловного выполнения своих обязательств перед клиентами по возврату маржинального обеспечения, повышения финансовой устойчивости. Минимальный размер такого обеспечительного капитала, а также порядок его формирования, пополнения и использования будут установлены Национальным банком.

Гарантийный фонд будет сформирован Национальным форекс-центром за счет взносов Форекс-компаний и иных приравненных к ним организаций. Средства гарантийного фонда должны быть размещены Национальным форекс-центром на текущих (расчетных) банковских счетах со специальным режимом функционирования в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк».

Формирование гарантийного фонда призвано защитить интересы клиентов Форекс-компаний, в том числе в случае банкротства Форекс-компании.

Все Форекс-компании и приравненные к ним организации обязаны вносить взносы в гарантийный фонд (размер и порядок внесения взносов будет установлен Положении о деятельности Национального форекс-центра, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком).

 

6. Реклама деятельности Форекс-компаний. Указ № 231 содержит ряд запретов и ограничений в сфере рекламы деятельности Форекс-компаний. В частности, п. 21 Указа № 231 устанавливает, что на территории Республики Беларусь запрещается реклама совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами лицами, не являющимися Форекс-компаниями. Данный запрет фактически означает, что рекламирование деятельности иностранных Форекс-компаний на территории Республики Беларусь станет запрещено с момента вступления Указа № 231 в силу (в частности, размещение рекламы в метро, размещение наружной и иной рекламы). При этом деятельность иностранных Форекс-компаний на территории Беларуси не будет запрещена.

При рекламировании своей деятельности, совершаемых форекс-операция Форекс-компания и иная приравненная к ней организация обязаны указывать на рискованный характер совершаемых операций, в частности информировать, что возможность получения прибыли неразрывно связана с риском получения убытков. Иными словами, реклама деятельности Форекс-компании в обязательном порядке должна будет содержать дисклеймер, к примеру, следующего содержания: «Деятельность в качестве участника рынка Форекс сопряжена с риском получения убытков», «Совершаемые на рынке Форекс операции носят рискованный характер».

При этом Форекс-компания и иная приравненная к ней организация при рекламировании своей деятельности не вправе: указывать информацию, не подтвержденную документально (в противном случае реклама может быть признана недостоверной); способствовать формированию впечатления, что получение дохода в результате совершения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами может быть гарантировано (то есть нельзя будет использовать, к примеру, следующие слова и выражения «доход гарантирован», «Гарантированная прибыль в размере … всего за один день» и т.п.); включать ссылки на полученные прибыли в прошлом без упоминания того, что результаты в прошлом никак не связаны с возможными результатами в будущем (к примеру, «Участник … в течение прошлого месяца получил доход в размере … на рынке Форекс» без указания того, что данный результат не связан с будущими возможными доходами); указывать предполагаемый размер доходов по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (к примеру, «Заработай 1000 долларов всего за день», «Они зарабатывают … на рынке Форекс»).

 

7. Изменения в порядке налогообложения. Налогообложение доходов, полученных физическим лицом в виде положительной разницы при условии ее возникновения ввиду благоприятного обменного курса на момент закрытия позиции, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК). На сегодняшний день физические лица – клиенты Форекс-компаний обязаны уплачивать подоходный налог с физических лиц от сумм доходов, полученных в результате деятельности на рынке Форекс. Представляется, что после вступления Указа № 231 в силу порядок исчисления данного налога изменится.

Так, сегодня в соответствии со ст. 153 НК объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь. При получении доходов из-за границы, в том числе доходов от Форекс-компании (нерезидента), физическому лицу необходимо не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом представить в налоговый орган по месту проживания налоговую декларацию (расчет) и произвести уплату подоходного налога не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом. Исчисление подоходного налога производится налоговым органом по ставке 13%.

Особый интерес представляют положения ст.160 НК, которой установлены особенности исчисления и уплаты подоходного налога при получении доходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. Нормами Указа № 231 определена суть деятельности на внебиржевом рынке Форекс, которая представляет собой осуществление операций именно с финансовыми инструментами. Положениями названной статьи НК установлена возможность учитывать фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы. На сегодняшний день физические лица обязаны платить подоходный налог с полученных в результате торговли на рынке Форекс доходов, при этом велик риск того, что их реальные расходы учтены при налогообложении не будут, поскольку Форекс-компания не предоставляет какого-либо документального подтверждения понесенных физическим лицом затрат (у клиента также отсутствует возможность потребовать от резидента оффшорной зоны предоставить документальное подтверждение). Таким образом, сегодня может сложиться ситуация, при которой, фактически находясь в убытке (полученный доход реально не превышает понесенных затрат), лицо обязано будет уплатить подоходный налог с денежных средств, полученных им на свой расчетный счет в Республике Беларусь.

После вступления в силу Указа № 231 и заключения соглашений уже с национальными Форекс компаниями указанная проблема, на наш взгляд, будет решена. В случае распространения положений ст. 160 НК на доход, получаемый от операций на внебиржевом рынке Форекс, физические лица получат возможность корректировать налоговую базу, учитывая фактические затраты, а также будут освобождены от необходимости самостоятельно подавать декларацию и уплачивать подоходный налог (обязанности по исчислению и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, то есть Форекс-компанию, при фактической выплате плательщику доходов).

Указом №231 в целях привлечения инвестиций, а также предотвращения оттока капитала за рубеж и возвращения в Республику Беларусь маржинального обеспечения, ранее направленного гражданами за пределы Беларуси, вводится «переходный» период (до 1 марта 2019 года), предусматривающий льготное налогообложение. В частности, налог на прибыль для национальных Форекс-компаний снижен вдвое и в итоге составит 9%. На указанный период физические лица вовсе освобождаются от уплаты подоходного налога.

Положения Указа №231 представляются достаточно своевременными и прогрессивными. Вместе с тем, сам Указ является только первым шагом на пути формирования действенного правового регулирования порядка совершения финансовых операций на рынке Форекс. В течение 9 ближайших месяцев (срок для вступления Указ № 231 в силу) ожидается активная деятельность Совета Министров и Национального банка по разработке подзаконных актов, направленных на реализацию положений Указа № 231. Во многом именно от этих актов зависит развитие национального сегмента рынка Форекс и его привлекательность для потенциальных участников.

Авторы:

Алексей Король, помощник адвоката в Адвокатском бюро «Степановский, Папакуль и партнёры»

Надежда Хаданович, помощник адвоката в Адвокатском бюро «Степановский, Папакуль и партнёры»


[1] Далее по тексту статьи под Форекс-компаниями будут пониматься исключительно специализированные Форекс-компании, так как специальные требования предъявляются Указом № 231 в первую очередь к ним.

Источник: Степановский, Папакуль и партнёры

Сайт
Система Orphus