БЕЗУПРЕЧНАЯ НАИВНОСТЬ. Кредитная история, рейтинг и жизнь в долг

БЕЗУПРЕЧНАЯ НАИВНОСТЬ. Кредитная история, рейтинг и жизнь в долг

Официальные власти, международные организации и независимые эксперты по-разному видят Беларусь. Каждая сторона находит фактически безупречные оценки, чтобы доказать свой кейс. Вырванные из контекста общего анализа экономической ситуации отдельные мнения VIP-начальников смахивают на пропагандистские клише.

Так, 21 июня 2015 г. первый заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Тарас Надольный на телеканале ОНТ сказал, что у Беларуси «безупречная кредитная история». Правду сказал. «Не было еще ни одного случая, чтобы страна не обслуживала свой внешний долг и не платила по долгам». Это как если бы о серьёзно больном человеке с диагнозом «рак крови» сказать, что воспалением лёгких он не болеет. Если сравнить правительство с консилиумом врачей, где каждый отвечает за свой орган, то диагноз «здоров» можно услышать от многих. Истинное положение дел в финансах государства, корпоративного сектора и домашних хозяйств можно узнать только в совокупности цифр, фактов и оценок. Понятное дело, что Тарас Юрьевич не несет ответственности за медийные интерпретации, тем более заголовки. Поэтому для оценки ситуации представим оценку «безупречная кредитная история Беларуси» в расширенном информационном аналитическом контексте.

Безупречность не подтверждается ценой гособлигаций

Первое – цена кредитов, которые с нашим безупречным рейтингом готовы предоставлять внешние кредиторы. Сегодня за евробонды нам предлагают около 13% годовых, разумеется, в валюте. Это на 10 - 12 процентных пунктов больше, чем для действительно стабильных, устойчивых стран с рыночной экономикой, которые полностью интегрированы в мировую финансовую систему. Такой спрэд – один из показателей, доказывающих крайне негативное мнение мировых финансовых рынков о белорусской экономике и правительстве. Мы можем возмущаться предвзятостью оценок, несовершенством применяемых методологий оценки рисков, но факт остается фактом: для стабильных, вызывающих доверие стран взаймы дают под 1 – 3% годовых, а для Беларуси по цене, как минимум, в шесть раз дороже. И это при нашей «безупречной кредитной истории».

Очевидно, что кредиторы оценивают не только факт того, что страна вовремя рассчитывалась по долгам. В цивилизованном мире это не что-то сверхъестественное. Это норма. Аномалией отдельных проблемных стран в разные периоды их истории (Аргентина, Мексика, Россия) является объявление ими дефолта. Едва ли спортсмену стоит ставить себе в заслугу то, что он никогда не использовал допинга.

Сплошные высокие риски

Второе – оценки рисков Беларуси авторитетными внешними организациями и структурами. Далеко ходить не надо. Сам Нацбанк 23 июня 2015г. опубликовал достаточно обстоятельный доклад «Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2014». Вот детальная оценка из этого добротного документа: «Британский аналитический центр Economist Intelligence Unit по итогам 2014 года оценил суверенный риск Республики Беларусь на уровне CCC, риски банковского сектора – на уровне CC. Отмечается, что непоследовательная политика в сочетании с высокой инфляцией создают высоко волатильную операционную среду для банков. По мнению экспертов центра, банковский сектор наиболее подвержен риску резкой девальвации.

В соответствии со значением показателя BICRA, обновленного Standard & Poor's по состоянию на ноябрь 2014 г., Республика Беларусь входит в 10-ю группу вместе с Украиной, Камбоджой, Монголией, Кенией и Узбекистаном. Оценка «10» отражает мнение агентства о том, что «страна подвергается исключительно высокому риску возникновения экономических дисбалансов, исключительно высокому кредитному риску в экономике и очень высокому риску нарушения экономической устойчивости». Кроме того, эксперты оценивают риски, связанные с ресурсной базой банковского сектора, как «исключительно высокие» (отмечается зависимость банков от депозитов клиентов, особенно государственных компаний). Standard & Poor's относит Правительство Республики Беларусь к правительствам, поддержка которыми своих банковских секторов оценивается как неопределенная. Рост дефицита по счету текущих операций, снижение уровня резервов и волатильность валютного рынка существенно повышают давление на показатели кредитоспособности Правительства, что негативно влияет на его способность оказывать дальнейшую поддержку банковскому сектору в случае необходимости».

Нет сомнения, что Тарас Надольный знает эти оценки. В их свете попытки вселить уверенность о безупречности кредитной истории Беларуси выглядят неубедительно. Более того, в контексте острой потребности правительства в валютных кредитах (взять новые, чтобы заплатить старые, договориться о реструктуризации) подобные заявления в пропагандистской телепередаче можно отнести скорее в категорию скандально известного высказывания бесславно ушедшего с поста бывшего главы Нацбанка П. Прокоповича «девальвации не будет», чем в разряд «объективная научная оценка».

Кредиты не в прок, долги – в рост

В контексте динамики внешних долгов Беларуси уместно дополнить утверждение «не было еще ни одного случая, чтобы страна не обслуживала свой внешний долг и не платила по долгам» уточнением «пока». Белорусские власти уже попали в нешуточную зависимость от воли Кремля в плане реструктуризации внешнего долга. За последние годы наше правительство взяло более $6 млрд. кредитов для того, чтобы сбалансировать экономику путем исправления структурных дисбалансов и дефектов в монетарной и фискальной сферах. В свете исключительно негативных событий конца 2014 года и макроэкономических показателей первой половины 2015 года, мы уверенно можем сказать, что власти кредиты проели.

Динамика внешнего долга Беларуси заставляет ставить на повестку дня вопрос о том, на сколько лет ещё хватит внутренних ресурсов при текущей экономической политике до того самого страшного состояния дефолта? Напомним эти тревожные тенденции.

Валовой внешний долг по всем секторам экономики на 01.01.2001 года составлял всего $2,1 млрд. На его обслуживание страна тратила $728 млн. Валовой внешний долг на душу населения составлял тогда $208,5. Внешний долг органов государственного управления составлял $460, а на его обслуживание приходилось $128 млн.

Через пять лет, на 01.01.2006 года валовой внешний долг вырос до $5,13 млрд., а расходы на его обслуживание – до $1,96 млрд. Госдолг был всего $607 млн., а его обслуживание обходилось в $135 млн. Ещё через пятилетку, на 01.01.2011 года валовой внешний долг уже составил $28,4 млрд., а расходы на его обслуживание - $5,1 млрд. Долги органов госуправления составили $10,06 млрд., расходы на его обслуживание - $762 млн.

Наконец, на начало 2015 года внешний долг превысил $40,06 млрд., а расходы на его обслуживание составили $11,06 млрд., внешний госдолг – $13,12 млрд., а его обслуживание - $5,1 млрд. Это значит, что с начала 2006 по начало 2015г. валовой внешний долг страны увеличился в 7,8 раз, расходы на его обслуживание - в 5,6 раз. Внешний госдолг за этот же период взметнулся в 21,7 раз, расходы на его обслуживание – в 37,8 раз! На начало этого года валовой внешний долг на душу населения составил $4225, что в 8 раз больше, чем на начало 2006г.

Невооружённым глазом видно, что темпы роста внешних долгов сильно превышают темпы роста ВВП и экспорта. В ситуации существенного падения ВВП в 2015 году (3 - 5%), снижения промышленного производства на 10 – 15%, уменьшения экспорта товаров на 30 – 35%, а также угрозы девальвации Br-рубля, проблема внешнего долга становится одной из самых острых в экономической политике. Без ее изменений, если власти будут настаивать на сохранении курса на централизованную плановую экономику без структурных, системных реформ, либерализации и приватизации, не исключен сценарий отказа традиционных внешних кредиторов от предоставления новых кредитов. Тогда властям придется перехватывать гораздо более дорогие деньги хотя бы на год. Или продавать фамильное серебро. И первый, и второй сценарии закончатся за 2 – 3 года. Вот тогда безукоризненность белорусской кредитной истории даже в плоской интерпретации – всегда вовремя расплачивались по всем долгам – может быть опровергнута.

Наконец, кредитную историю заемщика нужно рассматривать в контексте конкурентоспособности и финансового состояния его основных добытчиков, т. е. коммерческих организаций, а также с учетом золотовалютных резервов (ЗВР). Промышленность, АПК, строительство переживают острый конъюнктурный структурный кризис, который усугубляется неплатежами и высокими налоговыми и регуляторными издержками. Крупные промышленные гиганты превратились в бюджетных иждивенцев. Им явно не до жиру, быть бы живым.

По ЗВР хороших новостей тоже нет. Сегодня власти стараются не вспоминать, что в 2012 году Нацбанк обещал нам резервы в $6,1 – 7 млрд., и мы закончили тот год с внушительным показателем $8,1 млрд. Дальше мы покатились вниз с горы. В 2013г. Нацбанк планировал увеличить резервы на $0,3 – 0,7 млрд., но на практике получилось снижение на $1,44 млрд., до $6,65 млрд. В 2014г. Нацбанк снова обещал рост ЗВР на $0,2 – 0,5 млрд. По факту оказалось их дальнейшее снижение до $5,06 млрд. на 01.01.2015г. На 01.06.2015г. резервы упали до $4,61 млрд. (на $452 млн.), и власти нам в очередной раз говорят, что тратить ценную дефицитную валюту на поддержание курса Br/$ не будут. Но ведь есть ещё внушительный госдолг и валютные обязательства коммерческого сектора. Без получения «живых» денег в виде кредитов сохранить уровень ЗВР и курс Br/$ на уровне $1/Br15500 будет невозможно, да и самый надежный ресурс белорусских банков – вклады населения – можно спугнуть слишком активным административным снижением ставок по депозитам. Рассчитывать на привлечение прямых иностранных инвестиций тоже не приходится. Национализация, аресты предпринимателей, акцент на штрафы, изъятие и конфискацию могут отговорить от вложения денег в Беларуси даже самого рьяного сторонника евразийской интеграции.

Такова реальная подоплека и широкий экономический контекст «безупречной кредитной истории» Беларуси. Радоваться нечему. Красное словцо пришлось ко двору пропагандистам, но не успокоило экономистов и бизнес. Главное, чтобы сами власти во главе с А. Лукашенко не поверили в свою безупречность. Вот тогда стране беда.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все