Знаковые предприятия Беларуси не могут платить по долгам

Знаковые предприятия Беларуси не могут платить по долгам

В начале июля правительство разродилось блоком нормативных актов в поддержку промышленных гигантов – МТЗ, Гомсельмаш, деревообрабатывающих предприятий. Либерально настроенная общественность взорвалась бурным негодованием под общим лозунгом: “И снова к выборам гробят экономику, спасая отдельные предприятия, печатая пустые деньги и разгоняя инфляцию!”. Однако более пристальное прочтение документов не позволяет поддержать этот хор хорошо образованных и, безусловно, уважаемых сограждан. Попробуем разобраться.

  1. Перемещение обязательств деревообрабатывающей отрасли от квазигосудартвенных, но всё-таки коммерческих банков типа АСБ Беларусбанк, напрямую к государству - Минфину, с чутким руководством этим процессом Банка Развития. Это, собственно, ничего нового не значит, кроме того что деревообработка не может платить по своим долгам, что бизнес-планы провалены, что все заложенные в них цифры – выручка, себестоимость, прибыль – оказались мифом. Но ресурсы, по возврату которых сейчас перемещаются обязательства, уже были потеряны в период глобальной модернизации деревообрабатывающей отрасли. То есть это не новые потери. И, по сути, данное решение лишь убирает проблемные задолженности с балансов банков.
  2. Гомсельмаш привлекает 450 млн.$ через прямые бюджетные займы, обязательства по которым будут выкуплены в основном Беларусбанком. Потратить эти деньги Гомсельмаш обязан на погашение задолженности перед теми же банками по ранее полученным кредитам. То есть это снова перевод обязательств перед банками с неплатежеспособных предприятий на Минфин. И эта операция также не оказывает существенного влияния на макроэкономику и никак не увеличивает количество денег в экономике.
  3. Разрешение МТЗ платить НДС попозже. Да, это вызовет недобор определенных средств в бюджет, но разговор идет всего лишь о 40 млн.$. То есть для предприятия – это полезно, но в рамках всей экономики – несущественная цифра.
    Тем же документом разрешается привлечение 150 млн.$ через допэмиссию облигаций (под обеспечение в виде недвижимости МТЗ), которую тем или иным образом наверняка выкупит государство. На что пойдут средства не указано. Эта сумма покроет убытки прошлого периода и позволит протянуть МТЗ еще пару-тройку месяцев, не останавливая производство.  
  4. Решение по предоставлению возможности приобретать отечественную технику через государственную лизинговую компанию ОАО “Промагролизинг” на еще более льготных условиях, в том числе и за счет бюджетных средств. Наверняка этой компании будут предоставлены “народные деньги”, но ни суммы, ни сроки в документе не описаны.
  5. Самое интересное. Решение об увеличении внутреннего государственного долга и внутреннего долга гарантированного Республикой Беларусь на 16 трл бел. руб. Если считать в долларовом эквиваленте - это примерно 1 млрд. Если проанализировать предыдущие решения, попробовать предположить суммы переноса обязательств по деревообрабатывающей отрасли, мы, вероятно, получим очень похожую сумму.

Если данные предположения верны, то весь этот информационный шум с политической точки зрения означает лишь признание факта: промышленные гиганты не способны сами обслуживать предоставленные им для модернизации ресурсы. В этом, безусловно, нет ничего хорошего, как нет ничего позитивного и в практике бесплатной раздачи сельхозтехники колхозам, даже если эта техника уже выпущена и “колом стоит” на складах.

Тем не менее, указанные решения правительства практически не должны создать дополнительного давления  ни на курс, ни на инфляцию, ни в целом на экономику Беларуси.

Эти деньги мы потеряли значительно раньше.

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus