ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЗАСУХА. Эрозия системы национальной безопасности

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЗАСУХА. Эрозия системы национальной безопасности

Летняя жара распалила инвестиционное воображение белорусских чиновников. В официальные заявления и отчёты вкрались миражи прямых иностранных инвестиций, утопии диверсификации экономики и привидения прорывов на новые рынки. Информационное пространство Беларуси раз за разом сотрясают визиты VIP-политиков разных стран, как и участие наших официальных делегаций в разного рода форумах и встречах. Каждый раз власти через официальные СМИ сотрясают воздух якобы заключенными многомиллиардными сделками. Китай, Индия, Эквадор, Зимбабве, Венесуэла, Индонезия, Вьетнам, Бразилия, Катар, ОАЭ – инвестиционные протоколы сыпались на нас, как из рога изобилия. Власти очень хотели бы, чтобы у населения в воображении застряли две мифологемы: 1) наши товары с руками вырывают в странах, где «нас ещё не знают»; 2) иностранные инвесторы стоят в очереди, чтобы получить возможность инвестировать в Беларусь. Анализ свежего визита руководства Пакистана в Беларусь за торжественными речами о резком росте инвестиций и объёма торговли позволяет чётко увидеть реальную картину.

 

Пакистанский тест на соответствие реальности

По свежим следам визита руководства Пакистана в Беларусь опять звучат головокружительные цифры на будущее. Мол, товарооборот должен вырасти до $1 млрд. Белстат ежемесячно приводит статистику по 15 самым крупным торговым партнёрам Беларуси. За январь – май 2015г. 15-ое место в белорусском экспорте занимала Сербия. Эта страна купила у нас товаров на $75 млн. Не оказалось Пакистана и среди 15 самых крупных импортеров Беларуси. 15-ая страна Бельгия поставила в нашу страну товаров на $80 млн. Не оказалось Пакистана среди 15-ти главных стран, куда белорусские производители поставляли свои товары, равно как и среди ведущих стран-импортёров нашей страны.

Изучение торгового баланса позволило раскопать среди поставок в Пакистан в январе – мае 2015г. шины менее чем на $1,5 млн., тракторы на $10,5 млн. (снижение поставок по сравнению с 2014г.). За весь 2014г. Беларусь продала в Пакистан шин на $2 млн., жгута синтетических нитей на $6,4 млн., тракторов на $28,4 млн. и запчастей к ним на $1,1 млн. Вместе получается менее $40 млн. И тут сопредседатель Белорусско-пакистанского делового совета Бригадир Тарик Халиль заявил о то, что «есть большая вероятность» добиться товарооборота между Беларусью и Пакистаном в $1 млрд. Чтобы это стало реальностью товарооборот между этими странами должен увеличиться в 25 раз! Только в условиях летнего изнурительного зноя такая динамика может показаться реалистичной – и то на очень краткое время. Именно это мгновение уверенно запечатлели официальные СМИ и сделали из него радостную новость об инвестиционных победах Беларуси.

 

Тест «Белбиограда» и других особых зон

Из серии многообещающих инвестиционных и одновременно инновационных фьючерсов прозвучала новость о том, что белорусские учёные в течение 2015 - 2021 годов планируют реализовать в Национальном научно-технологическом парке «БелБиоград» около 200 инвестиционных проектов. Вот-вот будет подписан соответствующий указ. Директор ГНУ «Институт микробиологии» НАН Беларуси Эмилия Коломиец представила проект, как «особую технологическую зону со специальным налоговым режимом, где будут реализованы проекты в сфере био-, нанотехнологий, фармацевтики, микро- и наносистемной техники». Физически этот проект будет находиться рядом с Академгородком и Парком высоких технологий, но иметь экстерриториальный статус. Институт биоорганической химии НАН Беларуси, Физико-технический институт, Институт химии новых материалов и Институт микробиологии станут базой белорусского Биограда.

Можно поздравить лоббистов данного проекта с очередной победой над кошельками налогоплательщиков. Под данный проект они уже «выбили» себе землю, разумеется, бесплатно. Белбиоград наверняка получит такие же налоговые и таможенные льготы, как Китайско-белорусский индустриальный парк. Как минимум, в пяти следующих государственных бюджетах администраторы этого проекта будут получать щедрые государственные дотации. Под свой налоговый и таможенный статус много чего можно будет ввести в страну. Свои строители, свои поставщики, свои клиенты – искусство освоения бюджетных средств у нас возведено в ранг науки. Нет сомнения, что Национальная академия наук знает, как это делать.

При ближайшем рассмотрении проект «Белбиоград» превращается в очередной номенклатурный прожект под прикрытием развития науки и инноваций. При представлении проекта его авторы назвали точное количество проектов (200 – хорошее для PR-а число), определили их кураторов, но не удосужились назвать ни одной цифры по его коммерческой составляющей. Так происходит, когда речь идёт о государственном иждивенчестве. Иначе бы авторы проекта «Белбиоград» сказали бы следующее: «Мы предлагаем нашей стране очень выгодные инвестиционные проекты. У нас есть а) интеллектуальная собственность (патенты, промышленные образцы, полезные модели и т.д.), б) чёткое видение, какие пользующиеся спросом товары производить и кому продавать, в) есть профессионально подготовленный финансовый план с указанием времени выхода на точку безубыточности, ежегодной рентабельности, объёму чистой прибыли и т.д. Иными словами, нам бы знать, сколько заработает бюджет и инвесторы, если данный проект будет реализован по плану его авторов. Вот, вложили 1 млрд. бюджетных денег, через пять лет выручка составила, скажем, $10млрд., а чистая прибыль, к примеру, - $3 млрд. Создали 1000 новых рабочих мест, заплатили $800 млн. налогов и профинансировали программы по поддержке талантливых школьников. И обязательно указать поименно в самом начале проекта тех, кто его придумал, кто лоббировал, делал расчёты

Ничего подобного не предлагает ни одна государственная программа. Проект «Белбиоград» ничем принципиально не отличается от сотен стандартных номенклатурных инициатив по освоению бюджетных средств. Его лоббисты рассчитывают на то, что приставки «био-» и «нано» околдуют А. Лукашенко и его окружение, и он, слепо следуя моде модернизации и научного прогресса, выделит несколько триллионов Br-рублей для промоутеров нано-валенок и био-йогуртов.

 

Бюрократический жар как причина инвестиционной засухи

Очистим оценку состояния инвестиций в Беларуси от номенклатурного прожектерства и лженаучной футурологии. По данным Белстата в январе – июне 2015г. по сравнению с аналогичным периодом 2014г. объем инвестиций в Беларусь сократился на 31,2%. Это настоящий провал. Белорусское определение «инвестиции» включает не только деньги или активы, которые иностранные инвесторы вложили в нашу страну, а также товарные поставки. Правительство отчиталось привлечением иностранных инвестиций на сумму $5,7 млрд., но если из этой суммы выделить настоящие ПИИ, то едва пару сотню миллионов долларов наберётся. В общей сумме прямых иностранных инвестиций 70,4% «сидят» долги, т. е. это кредиторская задолженность белорусских коммерческих организаций ($2,7 млрд.).

То же самое касается белорусских инвестиций за рубеж. За I полугодие 2015г. Беларусь якобы инвестировала за рубеж $2,9 млрд. Как сообщает Белстат, 96,6% всех исходящих ПИИ были долговыми инструментами, в том числе это долги по поставленным товарам и оказанным услугам в $2,5 млрд. По сравнению с I полугодием 2014г. внешняя дебиторская задолженность увеличилась на $297 млн. (на 13,4%), а правительство бодро отчиталось о положительной динамике в обеспечении национальных инвестиций за рубеж. Люди в такой ситуации огорчились бы тому, что у них долги, а белорусское правительство радуется, что у них инвестиции.

Данные по 20 годам развития убеждают, что Беларусь проиграла международную конкуренцию за привлечение прямых иностранных инвестиций. Не в нашей стране, а по её периметру создали тысячи предприятий крупнейшие ТНК мира. Не в Беларуси, а в России, Польше, Украине, Казахстане и странах Балтии иностранный капитал создал миллионы новых рабочих мест, заплатил десятки миллиардов долларов налогов и повысил культуру и качество производства. Успешная работа с иностранными инвесторами самого разного размера и специализации является самым надёжным способом диверсифицировать экономику, т. е. снизить риски попадания в монозависимость от одного мощного соседа. Значит, для Беларуси, привлечение прямых иностранных инвестиций – это не только деньги, налоги, прибыль и рабочие места. Это национальная безопасность. Данные статистики, мнения иностранных инвесторов, которые сумели зайти на белорусских рынок, а также тех, кого из него выбросили, позволяют сделать вывод, что расхлябанность, бестолковость и головотяпство чиновников уже распространилось на критически важную сферу национальной безопасности. Если в Белбиограде, пакистанском «прорыве» имитация деятельности наносит стране локальный ущерб, то в вопросах безопасности она разрушает фундаменты нашего суверенитета.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus