В Беларуси меняются правила игры в сфере альтернативной энергетики

В Беларуси меняются правила игры в сфере альтернативной энергетики

19 августа существенно изменятся правила игры в сфере регулирования альтернативной энергетики Беларуси со вступлением в силу Указа президента Республики Беларусь от 18 мая 2015.

- Будут введены квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. Это значит, что отныне все инвестиционные проекты в сфере альтернативной энергетики возможно реализовать лишь в пределах выделяемых регулятором квот. С одной стороны, мы видим существенные улучшения в реализации инвестиционных проектов нашими клиентами. С другой – есть нюансы, сохранение которых в какой-то степени нивелирует позитивный эффект принятых изменений, -– комментирует управляющий партнер белорусского офиса международного альянса COBALTДарья ЖУК.

Отметим, что под квотами на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии понимается суммарная электрическая мощность установок, которая устанавливается по видам «зеленой» энергии на определенный период времени в пределах всей территории Беларуси.

Согласно новому порядку, получить квоты может любой претендент по общему правилу на конкурсной основе, если он отвечает определенным критериям и набрал наибольшее количество баллов среди всех претендентов (хотя, как всегда, из общего правила есть исключения, о чем упомянем ниже).

Электрическая энергия, произведенная установками по использованию возобновляемых источников энергии, создание которых осуществляется в пределах квот, приобретается энергоснабжающими организациями, входящими в систему Белэнерго, с применением повышающих коэффициентов, размер которых предлагается самим инвестором в его заявке и фиксируется для каждого инвестора, получившего квоты, в течение 10 лет с момента ввода установки в эксплуатацию.

Квоты устанавливаются специальной Республиканской межведомственной комиссией (по согласованию с Минэнерго, Минэкономики, Минприроды, Департаментом по энергоэффективности Госкомстандарта, при участии местных исполкомов) ежегодно (до 30 апреля, а в 2015 году – до 15 сентября) на каждые три последующих года и при необходимости подлежат ежегодной корректировке.

Порядок подачи заявок

  • Претендент вправе ежегодно до 1 сентября (а в 2015 году – до 20 сентября) подать заявку по установленной форме в местный исполком (по месту предполагаемого нахождения установок).
  • Далее исполком направляет все заявки в Минэнергетики, Минэнергетики – в Комиссию, которая и принимает окончательное решение по распределению квот между всеми претендентами.
  • Список организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших квоты, утверждается ежегодно до 30 ноября.

Исключение из правил

Подача заявок для создания установок не требуется:

  • в соответствии с международными и инвестиционными договорами,
  • финансируемых за счет внешних займов под гарантии Правительства
  • с одобренными Правительством проектами международной технической помощи
  • с проектами иностранной безвозмездной помощи

Под такие «проекты-исключения» квоты будут выделяться из общего объема, однако до рассмотрения конкурсных заявок, поданных в общем порядке.

Важно также отметить, что новые правила не применяются в отношении установок, введенных в эксплуатацию до официального опубликования Указа №209 (т.е. до 19 мая 2015), а также создание которых осуществляется на основании заключенных и зарегистрированных до указанной даты инвестиционных договоров. Энергия, полученная на таких установках, приобретается государственными энергоснабжающими организациями в течение 10 лет с даты ввода этих установок в эксплуатацию с применением повышающих коэффициентов, действующих до 19 мая 2015 года, т.е. исходя из размеров, установленных в Постановлении Минэкономики от 30 июня 2011 года №100.

Резюмируя все изменения и принимая во внимание сложности, с которыми сталкивались потенциальные инвесторы при реализации на территории Беларуси проектов в сфере альтернативной энергетики, получаем следующую картину:

ИТОГО: что было до изменений

  • Гарантированное подключение производящих возобновляемую энергию установок в сеть.
  • Достаточно высокие (в отдельных случаях даже выше, чем в Европе) стимулирующие тарифы на приобретение зеленой энергии энергоснабжающими организациями, применяемые в течение 10 лет с момента ввода установки в эксплуатацию.
  • Отсутствие стабильности в регулировании тарифов. При формальном декларировании применения стимулирующего тарифа в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию сам размер тарифа устанавливался Постановлением Минэкономики и мог периодически меняться, что, собственно, и имело место в апреле 2014 года, когда государство резко снизило размеры тарифов на такие виды источников «зеленой» энергии, как солнце (с 3 до 2,7) и вода (с 1,3 до 1,1).
  • При прежнем законодательном регулировании отрасли было сложно говорить о стабильности и гарантированности интересов инвесторов, реализующих проекты в сфере альтернативной энергетики, поскольку разработать правильный бизнес-план такого проекта и просчитать денежные потоки было практически невозможно ввиду отсутствия понимания размера тарифа.
  • Не защищало от негативных изменений законодательства и наличие так называемой «стабилизационной оговорки» для отдельных инвестиционных проектов, когда размер повышающего тарифа фиксировался в инвестиционном договоре, заключенном между инвестором и государством в лице местных облисполкомов. Отметим, что на практике такая оговорка не работала, и размер тарифа для таких инвесторов менялся в общем порядке.
  • В результате, исходя из опыта наших клиентов, мы наблюдали тупиковую ситуацию, когда, с одной стороны, было достаточно прогрессивное законодательство, учитывающее мировой опыт развития «зеленой» энергетики, привлекательные повышающие тарифы, отсутствие конкуренции на этом рынке, подходящие погодные и климатические условия, интерес со стороны местных и иностранных инвесторов, а с другой – непрозрачные правила игры относительно размера тарифа, и, как следствие – отказ местных и иностранных банков и финансовых институтов от финансирования таких проектов, отказ многих инвесторов от реализации таких проектов даже при наличии проектно-сметной документации и выделенного земельного участка, прямые финансовые потери и убытки, отсутствие политической воли со стороны многих государственных органов в отношении развития сектора альтернативной энергетики в целом, незаключение инвестиционных договоров в данной сфере на протяжении 2014-2015 гг.

Что теперь

  • гарантированное подключение установок, производящих возобновляемую энергию, в сеть
  • стабилизационная оговорка для инвесторов, осуществивших ввод в эксплуатацию установок или заключивших инвестиционные договора на реализацию проектов в сфере «зеленой» энергетики, до вступления в силу Указа №209 – для них предоставлено право реализовать проекты без учета квот (т.е. сверх выделяемых квот) и по тарифам, установленным Минэкономики на 19 мая 2015 года и размер которых не подлежит изменению в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию
  • стабилизационная оговорка для инвесторов, получивших квоты, о неизменении размера тарифа и квот в течение 10 лет со дня ввода установки в эксплуатацию
  • предоставление квот на конкурсной основе и вне конкурса
  • определение тарифа самим инвестором

В целом, на наш взгляд, новые правила игра являются достаточно прогрессивными и учитывают мировой опыт введения квот для проектов зеленой энергетики.

Продолжение следует?

При всех позитивных моментах для рынка возобновляемой энергетики, следующих со вступлением в силу изменений в законодательные акты, есть один нюанс, касающийся рассмотрения внеконкурсных проектов. Так, из принятого законодательства четко не следует:

  • какая часть квот из ежегодно устанавливаемых будет направлена на внеконкурсные предложения
  • по каким критериям будут распределяться квоты внутри внеконкурсных проектов (будет ли там свой конкурс, если да, то на каких условиях, а если нет, то означает ли то, что квоты получат все «проекты-исключения»)
  • каким именно критериям должны соответствовать заявки претендентов, чтобы участвовать в получении квот по общему правилу на конкурсной основе
  • нет четких критериев, с какими инвесторами заключать инвестиционные договора или международные договора (данный термин, в принципе, не ясен) и каким предоставлять гарантии Правительства под внешние займы

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus