БАЛАНСЫ, ФИНАНСЫ И АВАНТЮРЫ. Разбалансировка и раскалибровка белорусской экономики

БАЛАНСЫ, ФИНАНСЫ И АВАНТЮРЫ. Разбалансировка и раскалибровка белорусской экономики

У белорусских чиновников есть три любимые игрушки: собственный карман, деньги налогоплательщиков и ресурсы страны. Ради первой они готовы на любые эксперименты со второй и третьей. Просить и убеждать наши распорядители чужого не умеют. Принуждать и забирать – привычное для них дело. Проблемы начинаются тогда, когда появляется дефицит источников их благополучия. Именно такое положение дел мы имеем в стране сегодня.

Беда пришла, откуда мы её ждали, со стороны того, на кого распорядители чужого надеялись все последние двадцать лет. Нет, не о России идёт речь, а о государственных коммерческих фаворитах. Они забуксовали как раз в том момент, когда стана погрузилась в опасную колею рецессии. Вовремя не сориентировались во внешнеэкономической обстановке, не поспели за изменением внутреннего спроса, проморгали технологическую революцию, застряли в советской мотивации менеджмента и рабочих к труду. Президент и правительство так на них надеялись, так им помогали и оберегали от излишней конкуренции, а они в трудную годину подвели. Локомотивы роста оказались двигателями обратной тяги. Именно производители товаров, в первую очередь, промышленных, являются первопричиной роста напряжения на финансовом и валютном рынках.

 

Деиндустриализация и структурная деградация

Тысячи белорусских товаров на миллиарды долларов оказались невостребованными традиционными потребителями. В динамичные 2000-ые политики и чиновники рьяно взялись за расширение инвестиционных мощностей. Теперь они загружены на 20 - 40%, а тысячи коммерческих организаций не спасают даже дотации государства.

Темпы падения промышленного производства приобретают очертания настоящей деиндустриализации страны. В январе – августе 2015г. в стране было произведено 30,8 тысяч двигателей для автомобилей (максимум за последние десять лет было в 2008г. – 128,6 тысяч штук). Станков для обработки металла за первые восемь месяцев этого года было сделано 779 штук (в пиковый 2011г.. было 5286 штук), лифтов – 6390 (за 2014г. – 11056 штук), карьерных самосвалов – 245 (в пиковый 2008г. – 1887 штук), грузовых автомобилей – 2260 (максимум был в 2012г. – 24572 штуки), тракторов – 23,3 тысяч (пиковым был 2012г. – 71030 штук), автобусов – 470 штук (пик пришелся на 2013г. – 2341 штук), зерноуборочных комбайнов – 132 штуки (пиковым был 2008г. – 2818 штук), холодильников - 581,1 тысяча (максимум за последние 10 лет был в 2012г. – 1263 тысяч штук), стиральных машин - 133 тысяч (максимум был в 2012г. – 324 тысячи), телевизоров – 18,7 тысяч (максимум был в 2005г. – 1308 тысяч штук). Приговором белорусской телевизионной индустрии является показатель производства телевизоров в августе - целых 100 штук.

Есть два товара, которые отражают суть ручного управления белорусской промышленностью под гнётом вредных программ импортозамещения и стимулирования экспорта. Это пылесосы и утюги. В 2005г. пылесосов было произведено только две тысячи штук, а в 2008г. – уже 139 тысяч. После этого пика производство неуклонно снижалось, до 9 тысяч в 2014г. В 2005г. в Беларуси было произведено 179 тысяч утюгов, в 2014г. – только три тысячи. Эти два товара наряду с часами, телевизорами, мотоциклами, велосипедами и многими другими промышленными товарами готовятся занять места на полках в музее истории белорусской индустрии.

 

Клэш производственников и финансистов

«Красные» директора растерялись. Министерства занервничали. Облисполкомы засуетились. Банки обратили взоры к небесам, туда, где уже находились процентные ставки по кредитам. Все привычно обратились к А. Лукашенко. Мол, дайте денег, а то сотням тысячам рабочих есть хочется, а нам без господдержки не выжить. Президент поговорил с Нацбанком, посоветовался с Минфином и решил… не давать. Нет, он не стал отказывать всем. Не дать «святой» номенклатурной сотне государственных коммерческих организаций, которые слишком-важные-чтобы-обанкротиться, глава страны не мог себе позволить. Поэтому МАЗ, МТЗ, Гомсельмаш, Интеграл и другие участники госпрограмм своё получили, но тысячи других ждало бюджетное разочарование.

Правительство отказало им не потому, что жалко, а потому что нечего давать. Если раздать остатки «живых» денег из золотовалютных резервов, то издержки от финансовой дестабилизации будут несравненно больше, чем банкротство даже самого большего белорусского предприятия. Ещё рискованнее было бы заставить Нацбанк напечатать деньги. Инфляционно-девальвационная спираль могла бы подкосить банковскую систему. Белорусские власти сами загнали себя в ситуацию, когда нужно выбирать между плохим и очень плохим сценарием.

Нацбанк настаивает на дальнейшем ужесточении денежной политики. Антиинфляционная риторика явно доминирует над затухшими приказами обеспечить экономический рост любой ценой. Глава Нацбанка П. Каллаур и его коллеги используют против своих оппонентов резонные аргументы: «Товарищи директора, посмотрите на вашу выручку, показатели экспорта, на расчёты и долговую позицию. Прежде чем требовать от нас много дешёвых денег, приведите свои финансы в порядок, адаптируйте свои производства к реальному спросу». В этой сфере есть от чего взяться за голову.

За I полугодие 2015г. экспорт товаров в стоимостном выражении сократился на $4,8 млрд. Главный источник такого падения – минеральные продукты (минус Br2,4 млрд.), транспортные средства ($594 млн.), машины и оборудование ($512 млн.). а также продовольственных товаров и с/ сырья ($466 млн.). Процесс излечения белорусской экономики от нефтяного проклятия проходит весьма болезненно.

Беларуси могли бы помочь прямые иностранные инвестиции (ПИИ), но правительство продолжает авантюрную инвестиционную политику. Самые вредные её элементы – навязывание инвестиционных условий, неустойчивость законодательства, макроэкономическая нестабильность и дискриминационные практики государственных организаций. В I полугодии 2015г. в страну поступило $1,3 млрд. ПИИ. Их них на реинвестированную прибыль пришлось $1,1 млрд. Чистое приобретение финансовых активов не превысило $80 млн. Это мизер для страны, правительство которой стоит перед лицом очевидного структурного кризиса.

Сравнение динамики долгов, неплатежей, валютной выручки и прибыли позволяет увидеть растущее напряжение в финансах коммерческих организаций и, как следствие, в банках. За I полугодие 2015г. по сравнению с аналогичным периодом 2014г. чистая прибыль сократилась на 7,2%, до Br23,1 трлн. За такой же период сумма убытка увеличилась в 2,3 раза, до Br15,55 трлн. По оценке властей доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий (от 0 до 5%) за I полугодие составила 58,4%.

На 1.07.2015г. только внешняя кредиторская задолженность составила Br80,96 трлн., что на 41,7% больше, чем было на 01.07.2014г. За этот же период просроченная внешняя кредиторская задолженность увеличилась на 55,3%, до Br10,3 трлн. На 1.07.2015г. внешняя дебиторская задолженность составила Br68,47 трлн., что на 37,9% больше, чем было годом раньше. За этот период просроченная внешняя дебиторка выросла на 72%, до Br10,3 трлн.

 

Государственные авантюры

Белорусские чиновники и политики совсем лишены чувства меры. Они сами заварили кашу со структурными дисбалансами, инвестиционными ловушками и финансовыми тупиками, но упорно продолжают увеличивать объём ресурсов в своём распоряжении. Авантюрой является увеличение присутствия государства в экономике в январе – июне 2015г. Доходы бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет плюс ФСЗН) составили 43,1%. За аналогичный период 2014г. было 40,9% ВВП.

Очередной авантюрой в условиях падающего рынка недвижимости, резкого снижения доходов населения и прибыли бизнеса является рост объёмов ввода в эксплуатацию жилья. При готовом плане в 4 млн. м2 за январь – июль 2015г. было построено 3103,4 м2, что на 4,4% больше, чем было в январе – июле 2014г. Заточенная под старые инвестиционные планы государственная строительная машина не может остановиться, хотя участники этого рынка со стороны предложения понимают, что такое поведение грозит ещё больше обвалить цены и обанкротить сотни коммерческих структур в строительном секторе.

Тревожный звонок – состояние Фонда социальной защиты населения. После продолжительного периода профицита с февраля 2015г. эта структура ушла в дефицит. В январе – июле 2015г. его доходы составили сумму эквивалентную 12,5% ВВП, а расходы – на 0,6% ВВП больше. Дырку такого размера сборами с тунеядцев не закроешь. Без полноценной пенсионной реформы власти вынуждены будут уже в ближайшее время повысить пенсионный возраст или сократить реальный размер пенсий. Это прямое следствие нагромождения сотен больших авантюр в управлении экономикой.

Динамика отдельных финансовых показателей Беларуси 2010 - Iполугодие 2015г., млн. $

Показатель

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

На 01.01.2013

На 01.01.2014

На 01.01.2015

На 01.07.2015

Внешний долг госсектора в расширенном определении и долг частного сектора, гарантированный государством

13907

16853

19465

19636

21677

232127

21826

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении

13894

16842

19401

19568

21620

23166

21782

Долг сектора госуправления

8363

10058

12351

12569

13036

13117

13203

Текущий счёт платежного баланса

-6133

-8289

-5053

-1862

-7567

-5197

-522

Экспорт товаров

20595

24506

40927

45574

36540

35423

13543

Импорт товаров

27700

33795

44394

45009

41134

38059

13562

Прямые инвестиции

-1774

-1343

-3877

-1308

-1984

-1789

-1262

Чистое приобретение финансовых активов

102

51

126

156

262

73

78

Чистое принятие обязательств

1877

1393

4002

1464

2246

1862

1340

Портфельные инвестиции

-19

-1186

-854

191

59

20

57

    Источник: Нацбанк Беларуси, сентябрь 2015

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus