Экономика по Короткевич, или набор социалистических пожеланий

Экономика по Короткевич, или набор социалистических пожеланий

Один раз в пять лет в нашей республике наступает пора предвыборных президентских баталий разной степени напряженности. Идеальная, казалось бы, возможность вступить в контакт с избирателем, донести до него свой план, свою версию будущей процветающей Беларуси. Убедить гражданина, что именно такой план является оптимальным для достижения его, гражданина, процветания. Давайте же заглянем краем глаза в экономические части программ кандидатов и попробуем рассмотреть, что же интересного будущие главы Беларуси готовят нам.

Первая на очереди – позитивная активная и компромиссная Татьяна Короткевич.

“За мирные перемены!”. За какие же она именно перемены в нашей многострадальной экономике?

Большая половина из не длинной экономической части документа посвящена рассуждениям на тему “как мы потратим наши деньги” через увеличение всех возможных социальных выплат: образование, наука, медицина, возврат чернобыльских, транспортных и прочих льгот. Кроме того, наши скромные ресурсы планируется потратить на организацию предприятий в малых городах и прочая, и прочая, и прочая.

Казалось бы – замечательное желание облагодетельствовать собственный народ. Но в условиях уже существующих глубоких экономических проблем, возникает закономерный вопрос – за счет чего? Откуда источники обеспечения всех этих “кисельных берегов”?

А вот с источниками проблема. То есть существуют, безусловно, в программе замечательные слова о развитии конкуренции, модернизации сельского хозяйства, других отраслей, стабильности национальной валюты. Но они расплывчаты и неконкретны. И после прочтения каждого из них хочется повторить вопрос: желание хорошее, но за счет чего? Каким именно способом вы собираетесь добиться стабильности, например, национальной валюты? Не вызовет ли увеличение социальных выплат дополнительного давления на курс? Не сделает ли это невыполнимой цель по обузданию инфляции? Можно маленький расчетик? Схемку? План? К сожалению, программа никакого представления о конкретных путях реформирования не дает.

Ошибки и невыполнимые пункты:

  1. Стремление вернуться в режим обобщенных преференций с ЕС, обеспечить беспрепятственную реализацию нашей продукции и, одновременно, добиться в отношениях с Россией снятия всех ограничений на ее внутреннем рынке для белорусских товаров – просто не исполнимо. В пятилетней перспективе добиться этого на практике невозможно, разве что в России-кормилице произойдут настолько кардинальные перемены, что она решит срочно входить в ЕС. Вероятность этого минимальна. А значит, приходится выбирать.
  2. Обещание отменить “кабальную контрактную систему найма на работу” – попытка вернуться в БССР. Сегодняшняя система срочного найма работает на пользу экономики республики и её граждан. Это одна из немногих адекватно решенных задач в обществе. Боятся контрактной системы либо ленивые, либо необразованные, либо социально незащищенные граждане. О последних нужно позаботиться. Судьба первых двух групп не должна никого волновать. Образование у нас пока еще доступное.
  3. “Добиться конкурентоспособности белорусской продукции на мировом рынке”. Всей продукции? На всём мировом рынке? За 5 лет? Это невозможно.
  4. “Решение о модернизации будет приниматься не одним человеком, а антикризисной комиссией, создаваемой для работы с каждым проблемным предприятием.” Это очень советский подход к делу. Единственный способ модернизации экономики – передача её в частные руки, но о приватизации в программе – ни слова. Без этого, любое создание комиссий приведет лишь к увеличению расходов на госаппарат, который мы пообещали снижать.
  5. “Повысившийся уровень доходов и развитие ипотеки должны позволить семьям приобретать собственное жилье в среднем за пять-шесть лет”. Одна из немногих конкретных цифр в документе. Но давайте попробуем сопоставить “нормальную” цену ипотечного квадратного метра (1000$), потенциально достижимый в 5-ти летней перспективе уровень инфляции и, как следствие, ставку ипотечного кредитования (7%), а также представим, что семья из 3-4-х человек должна тратить на обслуживание ипотеки не более 30% от своего дохода. Выяснится, что при этих условиях средняя зарплата должна составлять около 2000$ в месяц. Это достижимо, но лет так через 15 и при активной работе.
  6. “Свободный финансовый рынок – выпустить в свободное обращение акции”. Сама формулировка выдает крайний дилетантизм автора тезиса. Его слабое представление, какая огромная работа стоит за этими простыми словами. Дай Бог, чтобы в период одного президентского срока нам бы удалось в тестовом режиме провести подготовку к IPO предприятий так 20-ти. Это было бы великолепным результатом. Бездумное выполнение же этого благого пожелания приведет лишь к увеличению коррупции.
  7. “Самостоятельность предприятий – предоставить право на риск и деловую инициативу руководству предприятий, освободить их от выполнения заданий министерств и ведомств по наращиванию выпуска неконкурентоспособной продукции и нецелевому вложению средств.” Прямое выполнение этого пункта в текущих условиях вызовет снова лишь коррупцию и разграбление имущества предприятий. Пункт невыполним без нанесения ущерба имуществу предприятий, серьезнейшего изменения системы мотивации топ-менеджеров госпредприятий, а также (что главное) без полной смены руководства отраслей и концернов на управленцев, способных строить отношения на основании эффективной предпринимательской деятельности, а не на плановых показателях. Кто эти люди? Где они сейчас, и по какой причине они согласятся на столь неблагодарный труд – в программе не раскрыто.

 

Что хорошего,кроме деклараций?

  1. Введение 5-летнего моратория на законодательные изменения в налоговой системе.

Отличное предложение. Белорусская налоговая система гармонична. Есть вопросы с ФСЗН, но с этим вполне можно существовать, и гарантия её стабильности в долгосрочной перспективе – сильный и важный для экономического роста фактор.

  1. Исключение из законодательства понятия «незаконного предпринимательства», проведение декриминализации экономических преступлений. Давно назревшее решение. “Экономические” преступники не несут никакой угрозы обществу. Их наказание вполне может происходить без применения уголовного кодекса.
  2. Обеспечение равной конкуренции предприятий всех форм собственности. Принципиальная смена государственной управленческой парадигмы.

Татьяна Короткевич – очевидный выбор 11 октября для граждан республики Беларусь, считающих, что стране нужны перемены, обновление. Тем более расстраивает факт настолько слабой подготовки экономического блока её предвыборной программы. Сегодня это сочетание патерналистского социализма (сознательного?) и абсолютно расплывчатых дилетантских “хотелок”, как не грустно было бы это признавать. Вряд ли эта программа – то, что сможет вывести многострадальную экономику нашей Родины из глубокого структурного кризиса.

Автор: Александр Кнырович


Предыдущие статьи рубрики «Экономика наизнанку»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus