ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ НЕ ФОЛЬКСВАГЕН? Наказать ТНК легче, чем правительство

ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ НЕ ФОЛЬКСВАГЕН? Наказать ТНК легче, чем правительство

Международный скандал с немецким автомобильным гигантом Volkswagen позволяет чётко увидеть разницу между рынком и государством, ТНК и правительством, отношениями «потребители-производители» с одной стороны и «политики-избиратели» с другой. Превосходство механизмов свободного рынка в идентификации обмана (дефекта, проблемы) и защиты интересов потребителей не вызывает сомнения. В условиях открытой конкуренции, независимой экспертизы и свободы СМИ прятать мошенничество долгое время и избежать наказания не способен никто. Избиратели и близко не имеют таких возможностей контроля над распорядителями чужого (политиками и чиновниками), как потребители над даже самыми крупными ТНК мира.

Справедливое наказание завравшегося производителя

Немецкий автомобильный концерн Volkswagen обманул. Даже не обманул, а провернул мошенническую операцию. Сами немцы говорят о моральной и политической трагедии ценой в десятки миллиардов долларов. В дизельных автомобилях Volkswagen выбросы в 40 раз превышали заявленные по документам. Речь идёт примерно об 11 миллионах автомобилей. Чтобы обмануть строгие экологические тесты, в них был установлен программный продукт, занижающий фактический объем вредных выбросов в атмосферу. Заметим, что аферу обнаружили не государственные контрольные органы, а общественная организация.

Потребители и финансовый рынок отреагировали мгновенно. Только за первые четыре дня после скандала акции обвалились на треть. Компания потеряла 26 млрд. евро капитализации. 11 сентября 2015 г. капитализация VW была $90,95 млрд., 25 сентября 2015 г. – уже $57,03 млрд. или на $33,92 млрд. меньше. Ещё в мае 2015 г. капитализация VW составляла $126 млрд.

Немецкий автомобильный гигант отложил $7,3 млрд. для компенсации потерь, связанных со скандалом. Этой суммы будет явно недостаточно, если многочисленные суды в США и других странах мира закончатся суровыми приговорами. Ожидаемо председатель совета директоров Volkswagen Мартин Винтеркорн принес извинения и подал в отставку. Его место занял ветеран немецкой автомобильной ТНК 62-летний Маттиас Мюллер.

Скандал далёк до завершения. Свои расследования ведут немецкое правительство, власти Ю. Кореи и США. Новое руководство VW заявило, что оно уже наняло американскую юридическую компанию для проведения полного расследования. Принято решение об увольнении сотрудников, а также изменении системы управления корпорацией. Совет директоров VW понимает, что пострадали не только акции компании, но и рыночная стоимость бренда. Нейтрализация ущерба займёт годы. За это время конкуренты не будут сидеть, сложа руки. «Фольксвагену» предстоят немалые инвестиции в технологии, человеческий капитал и маркетинг, чтобы не потерять своё место на мировом топе производителей автомобилей. Не факт, что ему это удастся. В условиях свободного рынка и открытой конкуренции никому не гарантирован коммерческий успех.

Экономическая история полна примеров, когда лидеры рынка после грубых ошибок и игнорирования потребителей становились банкротами. Глобальная компания по оказанию финансовых услуг LehmanBrothers имела активы в $691 млрд. Они превратились в прах. Американская WorldCom была одним из лидеров рынка телекоммуникаций с активами почти $104 млрд. На энергетический гигант Enron работало более 22 тысяч человек. Она признавалась самой инновационной компанией США шесть лет подряд. После громких скандалов компания с активами $65,5 млрд. исчезла с рынка. В конце 1990-ых - начале 2000-ых финская «Нокия» была мировым лидером по производству мобильных телефонов. Сегодня её нет в этом бизнесе. Из списка миллиардеров Forbes конца 1980-ых сегодня среди самых богатых людей планеты осталось только около 20% бизнесменов.

Терминаторы богатства и благополучия – внутри

Беларусь – не «Фольксваген». Даже после резкого снижения рыночной капитализации цена VW примерно равна ВВП Беларуси в долларовом выражении. У нас принципиально иной характер взаимоотношений между избирателями и властью. Несмотря на очевидное невыполнение обещаний, наказать распорядителей чужого (политиков и чиновников) за плохое качество государственного управления, неэффективность и убытки государственных предприятий практически невозможно. Избирателям давным-давно обещали стабильность цен – не выполнили. В длинном списке провалов значится девальвация, привлечение инвестиций, модернизация, обеспечение стабильно высоких темпов экономического роста, увеличение производительности труда и т.д.

Действия и бездействия распорядителей чужого и «красных» директоров нанесли беларусам гораздо больший ущерб, чем мошенничество «Фольксвагена» для потребителей всего мира – и никаких последствий для вредителей и разрушителей капитализации Беларуси и её бренда. Руководство страны продолжает настаивать на превосходстве своей экономической модели, хотя в её защиту в условиях глубокой рецессии кроме «нет войны», чисто и безопасно на улицах, вовремя платят пенсии и «засеяны все поля» едва ли что-то предъявишь.

Ещё больший ущерб стране наносит государственный бизнес. А. Лукашенко недавно грозился наказать «разного рода жульё», которое гробит государственные предприятия. Речь идёт не только о внешней дебиторской задолженности, а в целом о качестве управления государственными активами. Внешняя дебиторская задолженность за январь – июль 2015г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. увеличилась на 32,8% (до Br67,8 трлн.), а просроченная – на 72,5% (до Br9,9 трлн.). Финансовые результаты деятельности открытых акционерных обществ, находящихся под полным контролем государства, раскрывают угрожающие масштабы управленческой некомпетентности и провалы в реализации стратегии развития крупных белорусских государственных предприятий.

Так на 01.07.2015 г. убытки ОАО «МАЗ» составили Br872,8 млрд., а не покрытый убыток в целом – Br1,55 трлн. Промышленный флагман стал лидером по убыткам по итогам II квартала 2015 г. Следом идёт ещё один номенклатурный фаворит «Гомсельмаш». Его совокупные убытки составили Br760,7 млрд. В десятке самых убыточных ОАО все являются одновременно получателями разного рода государственной поддержки (льготные кредиты, налоговые, таможенные преференции, реструктуризация долгов, государственные гарантии и т.д.). Среди самых неблагополучных Гомельстекло (Br208,6 млрд. убытков), Светлогорский ЦКК (Br536,5 млрд.), Красносельскстройматериалы (-Br145,4 млрд.), БМЗ, БАТЭ и Амкодор. Несмотря на особую опеку со стороны руководства страны не могут вылезти из убытков ОАО «Камволь» и скандальное Барановичское БПХО. Большинство убыточных предприятий в списке ОАО прошло через государственные программы модернизации, но результат оказался провальным.

Они хотят, чтобы мы платили за их ошибки вечно

Поскольку белорусские ОАО работают вне системы рыночной оценки, в условиях активного применения монополистических практик, торгового протекционизма, блокировки института банкротства, у нас нет реальной рыночной оценки стоимости белорусских предприятий. В этом, в первую очередь, виновато правительство, которое за 20 лет не создало институтов независимой оценки стоимости активов, а также рыночных институтов, которые стимулируют руководство предприятий повышать капитализацию ОАО, а не своё личное благополучие. Отсутствие институтов рыночной оценки и стимулирования позволяет «красным» директорам сваливать вину за убытки, долги, складские запасы и потерю ниш на рынке на некие внешние обстоятельства и силы.

«Красные» директора и их партнёры в органах госуправления хотят вечно сидеть на шее налогоплательщиков, невзирая на собственные провалы. В отличие от руководства «Фольксвагена» от них не дождёшься заявлений об отставке и планов по наведению порядка в государственных финансах. Лоббисты корпоративной коллективной безответственности нашли надёжную защиту в лице вечного бюрократа в лице Михаила Мясниковича. Он заявил, что государство должно продолжать поддержку тех, кто уже получил от государства на модернизацию миллиарды долларов: «…Предприятия, которые вошли в глубокую модернизацию, были в чрезвычайно трудном положении. Сейчас они вынуждены работать еще и по возврату кредитов или их обслуживанию. Ничего плохого нет, если государство окажет им соответствующую поддержку и по оборотным средствам, и в погашении процентов по кредитам, и по возврату самого кредита.

Процентные ставки достаточно высокие, и нет вины предприятий, которые взяли кредиты на модернизацию. Это системная проблема и в ее решении должны участвовать все, а не только те, кто взял эти кредиты». Государство давало бюджетные деньги государственным заводам и фабрикам, чтобы они стали локомотивами развития и роста страны. Они же превратились в хронических бюджетных иждивенцев под крылом теоретика М. Мясниковича и его широкой сети бюрократов и директоров, опоясавших всю национальную экономику. При этом избирателям говорят о важности поддержки национальных производителей, внешних угрозах и несуществующем кризисе мирового рынка. Руководители «Фольксвагена» водили за нос миллионы потребителей во всём мире, но справедливость восторжествовала, потому что сработали рыночные институты и механизмы. Белорусских избирателей и налогоплательщиков продолжают водить за нос. При блокировке рынка и молчаливом согласии главы страны в Беларуси некому остановить управленческие провалы и безобразия.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий
Никита
электричество-пока неактуально для нашей страны. Хоть дорог и понастроили крутых, толку пока нет все равно. Пока только считанные, самые передовые заправки обзавелись зарядными для электрокаров - у нас их будут бояться покупать
Vittali
Пример, как можно адаптировать и подвести не такой уж и большой скандал с фольксвагером, к выборам. Мастерство прям) Но если уж и говорить о бензине, аналогиях и всяких подобных историях, то лучше уж делать ставку на электричество, что означает совершенно новый взгляд на ситуацию в целом. Фольксваген может сам скоро начнет сериями крутые электрокары, и на заправках, как сейчас, на а-100 будут зарядные станции. И этим мы одновременно и об экологии позаботимся и сами останемся в приоритете. Так что вот с таким подходом можно взглянуть, и именно такие паралели скорее проводить, а не как в статье.
Сайт
Система Orphus