Лукашенко и реформы, или что делал действующий президент 20 лет назад

Лукашенко и реформы, или что делал действующий президент 20 лет назад

Предвыборная гонка на финише. Через пару дней мы узнаем имя нового президента, но интриги в этом политическом сезоне нет. Совсем нет. Тем интереснее попробовать понять, что же предлагает нам самый опытный из кандидатов в части своей экономической программы. Какие проблемы он считает основными, и как именно он предполагает их решать.

Предвыборная программа Александра Лукашенко, несмотря на традиционное (для всех кандидатов) отсутствие конкретных цифровых ориентиров, представляет собой комплексный сбалансированный документ. В нем обозначены четыре ключевых блока, изложенных в виде философии развития белорусского общества: от свободы и независимости через мир и порядок, труд и благосостояние к солидарности и справедливости. Эти основы очень точно обозначают уже сформировавшуюся психологию белорусского общества, где стабильность, порядок и коллективизм значительно важнее энергии изменений, стремления к развитию, культурного разнообразия.

Экономической части программы отведено более половины текста, что абсолютно адекватно сегодняшним вызовам — перед страной нет более серьезной задачи, чем выход из накрывшего страну кризиса.

Три стратегические цели: занятость, экспорт, инвестиции — передают или надвигающиеся на горизонте беды — безработицу, катастрофическое снижение конкурентоспоспособности белорусской продукции, или прошлые наши злоключения — стабильное отрицательное сальдо экспорно-импортных операций, приведшее ранее к невозможности поддерживать достойный уровень жизни граждан Беларуси, колебаниям курса и необходимости постоянных внешних займов.

Методы достижения указанных целей также абсолютно прогрессивные, как будто списаны с рекомендаций МФВ:

  1. Борьба с инфляцией и ростом цен. Мы научились. Поняли, что постоянный эмиссионный разгон экономики приводит лишь к инфляционной спирали, и за мнимые текущие успехи приходится расплачиваться нестабильностью, перманентными финансовыми кризисами и общим недоверием к национальной валюте. Принятые Нацбанком и Минфином меры уже привели к стабилизации финансовой ситуации. И если им хватит сил придерживаться избранной стратегии в течение длительного периода (2-3 года), мы вполне можем увидеть стабилизацию национальной валюты и снижение стоимости кредитных ресурсов до приемлемого уровня. Сомнение вызывает намерение снизить государственный долг. Само себе желание вполне позитивное (тем более что отсутствие такого долга продолжительное время было предметом нашей национальной гордости), но методов решения этой задачи не просматривается.
  2. Новые подходы к модернизации экономики. И снова у нас «опыт — сын ошибок трудных». Старание в течение 5-ти лет развивать экономику через логику директивного предпринимательства, когда министерства должны подменять собой советы директоров, а предприятия — госсектора, привело к закономерному результату — выброшенным на ветер миллиардам народных денег. Цементная отрасль и деревообработка — яркие тому примеры. Программа предполагает переход от такого социалистического подхода к рыночным мерам, например, введение системы корпоративного управления и привлечение мировых лидеров к размещению производств в Беларуси. Сомнение вызывает лишь наличие в госорганах достаточных компетенций для такой работы, а также последний пункт этой части плана — «интеграция крупнейших государственных предприятий в международный финансовый рынок». Что стоит за этим? Наконец-то приватизация? Или просто попытка заимствований на мировых рынках? И то и другое требует существенного изменения принципов работы топ-менеджеров данных предприятий.
  3. Эффективное государственное управление. Здесь у нас, конечно, конь не валялся — указано и сокращение функций, и дебюрократизация, и переход на электронные формы документооборота, и борьба с коррупцией. И, безусловно, всё это невозможно без повышения престижа государственной службы. Расширение же функций местного самоуправления и передача части ответственности за принятие и реализацию решений парламенту — революция в системе отношений белорусского общества и государства. Ранее мы стремились в обратном направлении, к максимальной централизации управленческих функций, что приводило к регулярным негативным последствиям.
  4. Привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса. Кандидат Лукашенко прямо заявляет о том, что теперь его приоритетом будет снятие всех барьеров стоящих на пути развития бизнеса. Он обещает нам не повышать налоги, снизить давление контролирующих органов, развивать финансовый рынок. Также снова гарантирует незыблемость частной собственности. Некоторые сомнения вызывает намерение обеспечить свободную куплю-продажу акций предприятий всех форм собственности. Очевидно, что это неосуществимо без массовой приватизации. Однако это страшное слово в программе снова не упоминается.
  5. Открытость глобальному миру и построение экономики знаний. Вот здесь несколько сложнее. Вероятно, поэтому в данном блоке оказалось несколько большое количество разнонаправленных задач — формирование логистического центра и развитие интернет-технологий. Здесь же встречается единственная оцифрованная цель программы — 1,5% от ВВП должны составить инновационные расходы в экономике. Большая часть указанных задач, вероятнее всего, будет решена без всякого вмешательства государства (кроме выдачи различного рода разрешений). Меньшая же часть, касающаяся включения белорусской системы образования в мировой процесс, требует огромных усилий. Стремление к такому направлению развития похвальны, но вряд ли мы в ближайшие 5 лет увидим революцию в системе образования.

Экономическая часть программы данного кандидата впитала в себя всё, что было хорошего в рекомендациях различного рода иностранных консультантов, в основном наших кредиторов. Однако массовая приватизация не упоминается нигде, она так и остается табу, последним бастионом нашего рыночного социализма.

Таким же неприкосновенным элементом является стремление сохранить гордость нашей системы — занятость населения, в ущерб логике и скорости экономического развития.

Программа написана очень качественно по структуре, обозначена общая стратегия, разделена на конкретные блоки, внутри них сформулированы не противоречащие друг другу задачи. Без преувеличения можно констатировать что это — самая сильная из программ кандидатов.

Однако сомнения пессимистов вызывает не сама программа, а насколько искренне кандидат в президенты намерен выполнять её? Совпадает ли изложенная в программе экономическая философия с личным представлением кандидата о будущем Беларуси? За время 21-летнего правления Александра Лукашенко мы неоднократно видели изменение намерений в процессе реализации, в общем, благих пожеланий, качественных программ. Регулярное возвращение к вопросам продажи МАЗа и нефтеперерабатывающих заводов с последующим отказом от таких намерений лучшая иллюстрация этого тезиса.

Завершая обзор экономической части этого, безусловно, интереснейшего документа, хочется спросить и у авторов, и у самого кандидата: «Дорогие друзья! Если вы всё это знаете и так глубоко понимаете, то чем вы занимались эти 20 лет?».

Автор: Александр Кнырович


Предыдущие статьи рубрики «Экономика наизнанку»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus