В Беларуси наблюдается серьезный обвал машиностроения

В Беларуси наблюдается серьезный обвал машиностроения

По данным Белстата, после трехмесячного пребывания в положительной зоне сальдо по 87 товарной группе в августе вновь устремилось в минус, перечеркнув все прошлые обнадеживающие достижения. И немалую роль в этом сыграли проблемы с экспортом тракторов (позиция 8701) и грузовых машин (позиция 8707). Рассмотрим ситуацию подробнее.

 

Трактора, сбыт и закупки

Ситуация с поставками особо обострилась в марте, когда произошло максимальное отставание по валу в сравнении с прошлогодними не очень впечатляющими объемами (3108 шт не покинули наши места). К июню ситуацию немного выправили, главным образом за счет выхода на относительно низкую базу сравнения прошлого года. Но удержать ежемесячную продажу 3000 единиц в месяц не получилось. И хотя за август удалось слегка прибавить (56 ед), выйти даже на прошлогодние объемы не грозит.

Второй проблемой наших производителей является значительное удешевление наших изделий, которое вместе со спадом вала продаж продолжает неспешно откусывать значительные куски у выручки. И хотя по сравнению с продовольствием и нефтепродуктами снижение цен скромнее, потери для отрасли получаются весьма значительными:

 

Поставки, тыс.т

Выручка, млн.$

Цена, $/т

Поставки к 2014, тыс.т

Выручка к 2014, млн.$

январь

3 237

40,92

12 640,72

-792

-30,12

февраль

3 681

47,53

12 913,45

-1 918

-48,78

март

2 334

34,18

14 643,83

-3 108

-70,71

апрель

1 937

30,53

15 760,97

-1 965

-45,46

май

2 207

36,99

16 759,36

-1 072

-34,78

июнь

3 177

49,53

15 590,24

-368

-24,43

июль

2 092

32,17

15 376,96

-988

-25,40

август

2 148

32,12

14 951,40

-509

-19,63

2015

20 813

303,96

14 604,45

-10 720

-299,30

за 2014

31 533

603,27

19 131,29

   

+/- к 14

-10 720

-299,30

-4 526,84

   
 

-34,00

-49,61

-23,66

   

За восемь месяцев количественно наши продажи упали на треть или на 10 720 ед31 533 до 20 813 ед). Ручеек выручки усох вдвое на $ 299,30 млн (вместо прошлогодних $ 603,27 млн тракторостроители выручили всего $ 303,96 млн). При этом каждый проданный агрегат подешевел на 4 526,84 $ (средняя цена упала с 19 131,29 $/ед до 14 604,45 $/ед). И надежд на взрывной рост стоимости никаких.

При сохранении текущих темпов сбыта годовая выручка может составить 303,96 / 8 * 12 = $ 455,9 млрд. В прошлом году заработали $ 849,5 млрд.

Что касается импорта, то здесь наступили весьма мрачные времена. Особенно впечатляет экономия, если сравнивать с пиковыми объемами прошлогоднего ввоза (именно в июле-августе ввезли больше всего заграничного). Пока же за счет срезания закупок на 11 210 едениц только за август получилась экономия в $ 50,82 млн. Жаль, но данный фактор иссякнет в октябре.

За 8 месяцев текущего года отказались от 41 123 ед (вместо 49 345 продвинутых тракторов прикупили всего 8 222 ед). Чужие подешевели в темпе нашего экспорта – на 24,72% (наши всего на 23,66%), только раньше они стоили вчетверо дешевле, а теперь стали доступнее на 1 171,09 $ (средне статистическая единица подешевела с 4 738,03 до 3 566,94 $/ед). Правда этот процесс за счет перехода на штучный отбор грозит прекратиться (с июля цена выросла вдвое к средней). В результате затраты стали мизерными, обеспечив экономию в $ 204,47 млн (вместо $ 233,80 млн выплатили за кордон $ 29,33 млн). Жаль, но данный источник скоро иссякнет.

 

Закупки, тыс.т

Затраты, млн.$

Цена, $/т

Закупки к 2014, тыс.т

Затраты к 2014, млн.$

Сальдо, млн. $

Сальдо к 2014

январь

269

1,48

5 511,52

-290

-1,60

39,44

-28,53

февраль

1 402

6,70

4 779,10

-68

-7,09

40,83

-41,69

март

2 516

4,63

1 838,79

-564

-2,48

29,55

-68,22

апрель

1 814

3,88

2 141,01

-3 925

-26,39

26,65

-19,07

май

472

1,89

4 010,81

-7 512

-33,24

35,09

-1,54

июнь

924

3,53

3 816,67

-7 954

-38,49

46,00

14,07

июль

543

4,70

8 658,20

-9 600

-44,36

27,47

18,96

август

282

2,51

8 912,06

-11 210

-50,82

29,60

31,19

2015

8 222

29,33

3 566,94

-41 123

-204,47

274,64

-94,83

за 2014

49 345

233,80

4 738,03

   

369,47

 

+/- к 14

-41 123

-204,47

-1 171,09

   

-94,83

 
 

-83,34

-87,46

-24,72

   

-25,67

 

В итоге баланс сложился пока еще в пользу наших тракторов, хотя недовывоз проиграл недоввозу. За восемь месяцев положительное сальдо снизилось на четверть: заработали только $ 274,64 млн, что хуже прошлогоднего на $ 94,83 млн ($ 299,30 млн потеряли на выручке, приобретя на затратах $ 204,47 млн). И перспективы просматриваются не очень радужные: продажи растут еле-еле, а скоро придется сравнивать с минимальными объемами импорта.

 

Грузовики - от нас и к нам

Наши производители грузового автотранспорта сработали еще хуже. Минимальное отставание по валу от графика 2014 года было только в январе, во все последующие месяцы снижение продаж было много больше текущих поставок. Это обернулось крупным спадом производства, и весьма чувствительным недобором выручки.

Но у снижения вала есть другой аспект. Проданные штучные изделия шли по гораздо большей цене, которая, правда, не отличалась стабильностью в периоде. Выход в более дорогой ценовой сегмент видимо повлек сокращения вала, но спасти ситуацию с выручкой не смог, уж слишком велик недовывоз.

 

Поставки, тыс.т

Выручка, млн.$

Цена, $/т

Поставки к 2014, тыс.т

Выручка к 2014, млн.$

январь

288

34,32

119 159,38

-10

-7,28

февраль

228

35,29

154 767,11

-676

-47,83

март

256

53,26

208 058,20

-646

-47,51

апрель

222

30,37

136 790,09

-602

-40,53

май

179

41,67

232 812,85

-727

-36,55

июнь

318

58,24

183 141,82

-619

-17,46

июль

282

53,91

191 175,18

-368

-22,06

август

265

42,96

162 110,94

-347

-38,26

2015

2 038

350,02

171 746,07

-3 995

-257,48

за 2014

6 033

607,50

100 695,49

   

+/- к 14

-3 995

-257,48

71 050,58

   
 

-66,22

-42,38

70,56

   

За восемь месяцев количественно наши поставки составили треть прошлогоднего – продано меньше на 3 995 ед6 033 до 2 036 ед). Ручеек выручки при этом обмелел много меньше – на 42,38%, потеряв $ 257,48 млн (вместо прошлогодних $ 607,50 млн выручили $ 350,02 млн). При этом каждый проданный грузовик подорожал на $ 70 050,58 (средняя цена рванула с 100 695,49 $/ед до 171 746,05 $/ед).

Что касается импорта, то он представлен в более дешевом ценовом сегменте, и от него отказывались не так резво. Даже после снижения в штуках он уверенно превышает наши поставки и требует намного меньше средств. К счастью, это особой погоды не делает.

За 8 месяцев текущего года ввезли на 916 ед меньше прошлогоднего (вместо 4 174 грузовичков завезли 2 258 ед). И чтобы лучше покупалось, каждый агрегат стал доступнее на 4 651,44 $ (средняя цена упала с 21 877,43 до 17 226,00 $/ед). При этом поставки августа шли почти даром – по 17 226,00 $/ед. в результате заплатили вдвое меньше прошлогоднего, сэкономив $ 52,42 млн (вместо $ 91,32 млн закупки обошлись в $ 38,90 млн).

 

Закупки, тыс.т

Затраты, млн.$

Цена, $/т

Закупки к 2014, тыс.т

Затраты к 2014, млн.$

Сальдо, млн. $

Сальдо к 2014

январь

124

3,10

25 033,87

-322

-4,42

31,21

-2,86

февраль

179

4,40

24 598,88

-718

-11,79

30,88

-36,04

март

260

6,23

23 954,23

15

0,81

47,03

-48,32

апрель

441

6,68

15 153,29

102

-2,49

23,68

-38,04

май

168

2,83

16 855,36

-300

-10,80

38,84

-25,75

июнь

415

6,38

15 367,47

-287

-12,46

51,86

-5,00

июль

332

5,00

15 068,98

-221

-5,00

48,91

-17,06

август

339

4,27

12 584,37

-185

-6,27

38,69

-31,99

2015

2 258

38,90

17 226,00

-1 916

-52,42

311,12

-205,06

за 2014

4 174

91,32

21 877,43

   

516,18

 

+/- к 14

-1 916

-52,42

-4 651,44

   

-205,06

 
 

-45,90

-57,40

-21,26

   

-39,73

 

По статье удалось сохранить положительное сальдо, только оно снизилось на 39,73%. Сумели заработать $ 311,12 млн, что хуже прошлогоднего на $ 205,06 млн ($ 257,48 млн обеспечил недобор выручки, экономия на затратах принесла $ 52,42 млн). И резервов экономии уже немного.

Автор: RIORAN

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus