НЕПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК. Шесть столпов «Дорожной карты» правительства на 2016 год

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ШЕСТИУГОЛЬНИК. Шесть столпов «Дорожной карты» правительства на 2016 год

Новость о предстоящей в июле 2016г. 10-тысячекратной деноминации Br-рубля затмила представление контуров экономической политики на 2016-2020гг. Сам план пятой пятилетки ещё не обнародован, но его основные авторы продолжают тестировать общественное мнение на разных форумах и площадках. На этот раз первый заместитель министра экономики Александр Заборовский на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором» представил «дорожную карту» структурных реформ, каким они представляются воспитанниками мощной лоббистской группы М. Мясниковича.

 

Фейковая открытость

В набор предложений Минэкономики были интегрированы рекомендации Всемирного банка и МВФ. Нет сомнений, что словесная оболочка призвана убедить эти международные организации оказать кредитную, техническую и маркетинговую помощь белорусскому правительству. Рассмотрим суть представленных предложений и оценим их на рыночность.

А. Заборовский предвосхитил своё выступление на конференции весьма спорным тезисом: «Мы в Министерстве экономики не делим экономистов и ученых на своих и чужих - главный критерий, это научная обоснованность, желание открыто и профессионально работать, конструктивно дискутировать». Известно, что с приходом в Минэкономики министра Владимира Зиновского возможность диалога с руководством этого органа резко сократились. В своё время Николай Снопков и его заместители были гораздо более отрытыми для обмена мнениями.

Руководители Минэкономики сами оценивают научную обоснованность и конструктивность белорусских экономистов. Через это сито не проходят эксперты, которые последовательно отстаивают системные либеральные рыночные реформы. В отличие от Нацбанка ни Совмин, ни одно министерство не организовали площадки для регулярного общения с профессиональным экономическим сообществом. При таком подходе есть все основания сомневаться в желании руководителей министерств и ведомств выслушать и обсудить все валидные точки зрения на системные трансформации в, действительно, открытом диалоге.

Участие в Кастрычiцкiм форуме, уважаемой площадке Исследовательского центра ИПМ, раз в год не может рассматриваться, как полноценная конструктивная дискуссия. Кулуарный, закрытый режим обсуждения чиновниками разных тем и проблем с представителями международных организаций – это не вовлечение в диалог относительно содержания реформ, а работа в рамках грантов, договоров технической помощи или кредитных соглашений. После жёсткого кризиса конца 2014 года Совмин так и не удосужился предложить экономическому сообществу страны полноценный научный конструктивный диалог. Очевидно, попытки первого вице-премьера Василия Матюшевского не нашли поддержки у руководства правительства. Уместно напомнить, что сотрудничество белорусских властей с МВФ, Всемирным банком и ООН в последние десять лет не помешало им работать в парадигме централизованной плановой экономики. Десятки стран мира на своей шкуре убедились в том, что рекомендации этих организаций далеко не всегда расширяют сферу настоящих рыночных отношений. Иными словами штамп одобрения со стороны МВФ/ООН/Всемирного банка – это не одно и то же, что принятие пакета рыночных реформ.

 

Благие намерения правительства

Белорусские власти, как мантру повторяют важность макроэкономической стабилизации. При этом они наполняют его своим смыслом. В теории и в практике рыночных стран макроэкономическая стабилизация – это инфляция менее 3% в год при свободных ценах, отсутствие барьеров на перемещение капитала по текущему и капитальному счетам, свободная конкуренция на рынке финансовых услуг, чёткая и прозрачная бюджетно-налоговая политика. Сводить макроэкономическую стабилизацию к снижению дефицита счёта текущих операций – это как утверждать о надёжности МАЗа только на том основании, что он проработал без ремонта первые 100 км.

В 2016 году Совмин даже не обещает настоящей макроэкономической стабильности. После сокрушительного провала по привлечению прямых иностранных инвестиций правительство опять обещают привлечь на чистой основе $2 - 2,5 млрд. и на этом основании чиновники обещают бездолговое финансирование счёта текущих операций. При скандальном отношении чиновников к частной собственности, регуляторных безобразиях (вспомним хотя бы постановление Совмина № 666), разрушительной дискриминации государственных организаций привлечь столько инвестиций в экономику, в которой даже цены не имеют права быть свободными, абсолютно нереально.

А. Заборовский обещает с 2016 года «идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов». Проекты основных экономических документов на следующий год указывают на небольшое сокращение объёма льготных кредитов. Нет оснований считать, что аграрное, промышленное, строительное и финансовое лобби сдались и безропотно приняли приговор в виде ликвидации доступа к дешёвым ресурсам государства. Если бы так было, в 2016 году нас бы ждало массовое банкротство тысяч государственных предприятий, увольнение сотен тысяч работников. Красные директора и «помещики» явно не выглядят на смирившихся с приговором правительственных «прагматиков». Сомнения в выполнении этого обещания укрепляет тот факт, что «идеальный порядок» будут наводить практически те же люди, которые допустили форменный бардак, рецессию и угрозу длительной стагнации.

 

Оказывается, Беларусь уже чуть ли не частная экономика

Особое «научное» чутьё и методология расчётов позволили А. Заборовскому сделать ещё одно сенсационное открытие. Оказывается, «если убрать металлургию, калий и нефтянку, то есть сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, доля государства снизится до 37%». Вот так белорусские власти без приватизации умудрились сократить долю государства в добавленной стоимости до менее 50%. Вот так заместитель министра экономики, убрав за скобки более 30% экономики, огласил триумфальное шествие частной собственности. Никакого мошенничества – только особенности национальной методологии оценки и расчётов.

А. Заборовский для государственных коммерческих организаций предлагает «многомерную последовательную стратегию», но в этом пакете приватизации места не нашлось. Госкомпаниям будет сложнее получать льготы. Правительство обещает прекратить поддерживать убыточные виды деятельности», но не сами убыточные предприятия. Это значит. «Красные» директора и помещики (руководители с/х предприятий) легко найдут новые, неизменно инновационные темы для получения финансирования. Такой подход гарантирует консервацию существующих отношений между коммерческими организациями и Вертикалью.

Четвёртое обещание А. Заборовского – «создание условий для увеличения числа рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижение регулятивной и налоговой нагрузки, обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности». Это обещание звучит особенно цинично на фоне декларации МНС о том, что в Беларуси чуть ли не оптимальная налоговая система, с учётом практики властей без согласования с бизнесом увеличивать ставки налогов и аренды в 2 – 3 раза, а также менять порядок и методику налогового учёта. А. Заборовский не оценил монетарный ущерб стране от арестов известных белорусских программистов, жёстких наездов на мебельный бизнес в Гродно, кормовой и с/х бизнес в Витебске, Бресте, от фактической блокировки инвестиционных проектов в Минской области и порочную практику навязывания инвесторам 20 – 25 условий. Заместитель министра экономики не посчитал нужным прокомментировать явную угрозу ухода с рынка труда около 30 тысяч индивидуальных предпринимателей. Совмин своими действиями способствует ликвидации этой «нецивилизованной» формы экономической деятельности.

 

«Проактивная» стагнация

«Дорожная карта» правительства предполагает содействие динамичному развитию рынка труда: «Ключевая новация — переход к проактивной политике. Защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход». Пока белорусские власти наказывают налогами людей, которых они считают тунеядцами, повышают налоговую, административную арендную нагрузку на малый бизнес, лишает предпринимателей доступа к кредитам, недвижимости и земле. При такой «проактивной» политике белорусская рабочая сила в 2016 году может сократиться на 300 – 500 тысяч.

Шестым элементом своей Дорожной карты А. Заборовский считает «формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг». При такой постановке задачи правительство может рапортовать о её выполнении и через 20 лет. Декларации создания «мощной антимонопольной службы», не подкреплённые конкретными решениями – это очередной блеф. Бизнес сообщество годами ставит вопрос о создании независимого антимонопольного органа, но правительство упорно не хочет выводить антимонопольную службу из-под опеки Минэкономики. Замминистра вскользь сказал о либерализации ценообразования и поддержке конкуренции, хотя именно эти аспекты являются очень важными для системных трансформаций.

Таким образом, «Дорожная карта», представленная первым замминистра экономики А. Заборовским – это совсем не программа последовательных, системных рыночных реформ. Это план косметических мер по спасению существующей модели. Под такой план правительство не привлечёт инвестиций, не сформирует доверие национального бизнеса и населения, не ликвидирует по-настоящему опасные источники опасности для экономики. Главными в экономической модели остаются распорядители чужого. Они получат большую свободу действий для канализации государственных активов и ресурсов в проекты номенклатурных любимчиков. С высокой степенью вероятности можно сказать, что именно они являются главными заказчиками и бенефициарами именно такого подхода к решению острых экономических и социальных проблем.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus