Экономические реформы: кто будет камикадзе?

Экономические реформы: кто будет камикадзе?

Страна гремит реформами. Наш новый старый президент пообещал в своей предвыборной программе и обуздание инфляции, и отказ от директивного госпредпринимательства, и даже поддержку малого и среднего бизнеса, развитие финансового рынка и построение неведомой нам пока “экономики знаний”.

Прошло буквально пару дней после праздника ошеломляющего всенародного избрания и в СМИ пошли сплошь позитивные вести:


  • Евросоюз пообещал и во временном режиме снял санкции с подавляющего большинства ранее невъездных сограждан и компаний;
  • Евразийский банк развития заявил, что с властями Беларуси согласованы все условия для предоставления стране кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в объеме 2-3 млрд.$ : "Практически согласованы те меры денежно-кредитной политики и все шаги, которые должна предпринять Беларусь: сокращение субсидирования по коммунальным тарифам, по кредитному стимулированию экономики";
  • МВФ анонсировал приезд 9-19 ноября для рассмотрения возможности новой программы сотрудничества с целью проведения структурных реформ. Предполагаемый объем программы – 2,6 млрд.$;

И завершился весь этот реформаторский фестиваль “Кастрычницким экономическим форумом” по славной революционной традиции прошедший почему-то в ноябре.

Если ранее на таких мероприятиях было трудно увидеть представителей экономических властей, и многочисленные местные и приглашенные эксперты вели наукообразные дискуссии исключительно в режиме милого междусобойчика, то в это раз на форуме высадился целый правительственный десант, выступающий под общим лозунгом: ”Реформы нужны, мы знаем куда идти, но к ним не готово население”.

Представителей той части правительства, которая из года год высасывает из государства и населения соки через субсидирование, дотирование, госинвестирование (и тому подобное “-ирование”) на форуме замечено почему-то не было. Или эти граждане заняты более серьезными делами, или они теперь не в почете и пытаются не афишировать свою деятельность. Бог с ними.

Что же в итоге?

С очень большой вероятностью деньги на реформы нам готовы выделить обе международные организации. До 5,6 млрд. долларов предположительно на максимально доступных для нас условиях. Мы их конечно возьмем.

Основные пункты отечественных реформ просачиваются в прессу:

  • Разделение функций регулятора и владения со стороны государства;
  • Существенное ограничение, а в последующем и ликвидация программ прямого дотирования госпредприятий со стороны бюджета;
  • Проведение политики гибкого обменного курса рубля одновременно со снижением уровня инфляции;
  • Сдерживание роста доходов населения на уровне роста производительности труда;
  • Резкое увеличение тарифов на ЖКХ.

Прекрасные намерения! Но как-то совсем ничего не слышно про две основных проблемы, связанные с реализацией этих реформистских намерений:

  • Намерения о массовой приватизации не звучат вообще;
  • Реализация данных мер должна привести к безработице в объеме до 10%. Меры по смягчению для населения последствий как-то не акцентированы. Более того, высшее руководящее лицо нет-нет, да и выдаст замечательные пассажи относительно “главная задача – сохранение рабочих мест”, “реформы в экономике - это выпуск конкурентоспособной продукции и продажа ее, желательно, по выгодной для нас цене”.

На этом фоне осознанность выбора реформ вызывает большие сомнения. И даже складывается ощущение, что есть намерение снова просто взять денег в долг, а там – “как-нибудь кривая вывезет”.

Но есть и более интересный вопрос. Через 20 лет мы вплотную подошли к необходимости тех преобразований, которые наши соседи провели вначале 1990-х гг. с разной степенью успешности. Для проведения программы реформ необходима “крыша” в виде высшего должностного лица, защищающего команду реформаторов от нападок других частей политической элиты ( а также собственно народных масс), и, что гораздо важнее, сама по себе команда, реализующая программу.Этих людей, конечно, как и их реформы возненавидит население, как россияне возненавидели реформы Чубайса и Гайдара, не понимая, насколько достигнутый уровень доходов связан с принятыми и реализованными тогда решениями. Да и лидер государства подвергнет свой имидж “народного радетеля” существенному риску.

Руководитель команды реформ, пусть на короткий период, но станет ньюсмейкером, способным соперничать по известности с первым лицом государства. И даже, может быть (о боже? Страшно представить!), у нас появится второй узнаваемый политик со всеми вытекающими последствиями.

Кто этот камикадзе?

Автор: Александр Кнырович


Предыдущие статьи рубрики «Экономика наизнанку»:

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus