КОСТЛЯВАЯ РУКА НАЦБАНКА, или грубое вмешательство государства в коммерческие отношения

КОСТЛЯВАЯ РУКА НАЦБАНКА, или грубое вмешательство государства в коммерческие отношения

Белорусы привыкли к тому, что Минторг, Минздрав или Минпром являются оплотом государственного интервенционизма, кандалами для цен и свободы предпринимательства. Мы не ждём поддержки рыночных реформ со стороны Минсельхозпрода, Министерства ЖКХ или Минстройархитектуры. Эти структуры олицетворяют государственный бизнес за счёт налогоплательщиков, поддержку монополистам и олигополиям. Всем мало-мальски интересующимся экономикой понятно, что Национальная академия наук, НИЭИ Минэкономики, Академия управления/БГУ/БГЭУ – это оппортунистический одобрям-с «хотелок» главы государства и его Администрации.

 

Собутыльники по государственному интервенционизму

В среде белорусских экспертов, бизнеса и СМИ сложилось мнение, что Нацбанк чуть ли не в одиночку отстаивает экономическую политику, наиболее близкую к понятию «рыночная». Пора опровергнуть эту гипотезу. Целая серия решений в сфере монетарной политики втянула Нацбанк в очень неприятную компанию. Собутыльники по государственному интервенционизму сплотились вокруг идеи расширения регулирования тех цен на товары и услуги, которые не хотят верить благим намерениям распорядителей чужого.

Национальный банк опустился ниже плинтуса. Разочарование хронической борьбой с инфляцией без чёткого дедлайна победы усилилось с Декретом президента № 7 от 11.11.2015г. и последовавшим за ним письмом Нацбанка от 12 ноября 2015г. под названием «Об условиях по новым срочным банковским вкладам (депозитам) населения». Эти документы являются примерами государственного принуждения людей к добродетели, какой они видится с позиции VIP-распорядителей чужого. АпСоНа (Администрация Президента, Совет Министров, Национальный банк) не спешит ликвидировать основные источники кризиса белорусской модели, нейтрализовать пагубное воздействие на экономику тысяч госпредприятий в рамках сотни государственных программ.

Распорядители чужого, которые своими руками завели экономику в рецессию, вместо сокращения присутствия государства в экономике наоборот его увеличивают. В январе – августе 2014г. доходы бюджета расширенного правительства составляли 41,8% ВВП, а за аналогичный период 2015г. они выросли до 44,4% ВВП. Уместно напомнить, что эти деньги находятся в руках всё тех же плановиков-затейников. У них ещё столько «классных» идей и стратегий есть, как раздерибанить десятки миллиардов денег налогоплательщиков.

Например, Государственный комитет по науке и технологиям лоббирует принятие государственной программы инновационного развития Беларуси на 2016 - 2020 годы с объёмом финансирования ~$5 млрд. Столько денег из бюджета хотят те, кто за 20 последних лет даже своего компьютера, телефона, телевизора и высокотехнологичных стройматериалов сделать не смогли. Но чужих денег очень хочется на био-, нано-, энерго- и прочие парализующие мозг и завораживающие сознание приставки. На $5 млрд. научные «шаманы» обещают создать 3,5 тысяч рабочих мест. Получается, что одно место обойдется белорусским налогоплательщикам почти в $1,5 млн.

Что-то не слышно дружного возмущения начальников АпСоНы по поводу такого рода проектов. Как не видно действенных, эффективных действий Вертикали по решению проблемы резкого роста убытков. За январь – сентябрь 2015г. сумма чистого убытка организаций по сравнению с аналогичным периодом 2014г. выросла почти в три раза, а число убыточных организаций выросло на 51,4%. Что-то не видно решимости VIP-начальников решать проблему растущего числа нерентабельных и низкорентабельных (0-5%) предприятий. Таких в белорусской экономике уже почти 60%.

 

Заврались, зарапортовались

А. Лукашенко со своими подчинёнными уже огорошили людей деноминацией, принуждением к снижению ставок по депозитам, угрозой повышения тарифов на ЖКУ и общественный транспорт. А вот прекратить поддерживать государственные коммерческие организации, которые за январь – сентябрь 2015г. увеличили просроченную кредиторскую задолженность на 41,1%, до более Br54 трлн. и допустили рост просроченной дебиторской задолженности на 39,3% (до Br56,4 трлн.) для А. Лукашенко и его команды слабо. Зато премьер-министр А. Кобяков (то ли «пока-ещё-премьер», то ли «уже-новый-премьер») в стиле М. Мясниковича и А. Лукашенко приказывает «обеспечить восстановление экономического роста, соблюдая три основных приоритета: не наращивать внешний долг, максимально снизить зависимость от внешних факторов, обеспечить устойчивый сбалансированный рост без раскручивания инфляционной и девальвационной спиралей».

За январь – октябрь 2015г. ВВП Беларуси снизился на рекордную в этом году величину 3,9% (за три квартала падение составило 3,7%). Призывы снизить внешний долг (с начала года он почти не изменился) идут на фоне резкого роста внутреннего госдолга, на 43,6% за январь – июль 2015г. Причём при заявленном курсе на дедолларизацию на внутреннем рынке было размещено валютных государственных облигаций на сумму $1,1 млрд. Можно ли верить курсу правительства на жизнь по средствам, если оно из кожи лезет вон, чтобы только МВФ и Евразийский банк развития (ЕАБР) выделили нам по $3 млрд. каждый?

А. Кобяков говорит об иностранных инвестициях, как об источнике роста, а здесь разгорается очередной скандал с ещё одним иностранным инвестором - российской структурой ООО «Манолиум-процессинг». Она хотела вложить $500 млн. в самое сердце Минска, в недвижимость в районе площади Победы. Чиновники устроили инвестору такую тёмную, что компания вынуждена была обратиться с открытым письмом к А. Лукашенко. Мол, чиновники занимаются беспределом и препятствуют встрече с руководителем страны. Беларуси грозит Стокгольмский арбитраж и огромные финансовые и имиджевые потери.

 

Нацбанк = Минторг = костлявая рука государства

Нацбанк не смог (не захотел, не проявил воли) убедить своих коллег по АнСоНе, что, в первую очередь, нужно браться за решение самых острых и больших проблем. Зато Нацбанк нагнули – и он прогнулся – под расширение ручное управления финансового и денежного рынков. За подписью первого заместителя председателя НБ РБ Тараса Надольного коммерческие банки получили письмо с рекомендациями, от которых в нынешней административно-правовой среде отказаться невозможно. Этим письмом Нацбанк «рекомендует банкам установить с даты вступления в силу Декрета верхний предел процентной ставки по:

  • срочным безотзывным банковским вкладам (депозитам) физических лиц в белорусских рублях на уровне ставки по постоянно доступным операциям Национального банка Республики Беларусь в форме кредита овернайт;
  • срочным отзывным банковским вкладам (депозитам) физических лиц в белорусских рублях на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;
  • срочным безотзывным банковским вкладам (депозитам) физических лиц в долларах США и евро в размере 5 процентов годовых;
  • срочным отзывным банковским вкладам (депозитам) физических лиц в долларах США и евро в размере 4 процентов годовых».

Нацбанк требует от коммерческих банков еженедельно направлять ему информацию о максимальных ставках по отзывным и безотзывным депозитам в Br-рублях и иностранной валюте. Чтобы подчеркнуть экстренный характер данного действа Нацбанк успокаивает, что «предоставление банками данной информации носит временный характер…».

Обозначим основные проблемы Нацбанка и, соответственно, нашей экономики в связи с процентной политикой по вкладам. Во-первых, Нацбанк нарушает фундаментальный закон экономики о свободе ценообразования. Установление предельных ставок по Br-рублёвым и валютным депозитам - это типичный пример ручного регулирования цен в малой открытой экономике. В этом плане чиновники Нацбанка ничем не отливаются от сотрудников Минторга, Минздрава, Минэкономики или облисполкомов. Они регулируют цены на молоко, мясо, лекарства и бытовые услуги, а Нацбанк – на деньги.

Во-вторых, Нацбанк принуждает физические лица и коммерческие банки к определённой модели поведения, тем самым разрушая их права собственности. Нацбанк принуждает к любви, забывая, что насильно мил не будешь.

В-третьих, Нацбанк игнорирует природу свободной цены и её влияние на мотивацию, приоритеты и решения экономических субъектов. Навязывание оптимального распределения и равновесного состояния грозит ростом инвестиционных и производственных ошибок, а также оттоком капитала тех, кто категорически не согласен с принуждением к максимальной цене по вкладам.

В-четвёртых, Нацбанк разрушает и без того хрупкую культуру сбережения беларусов в условиях, когда у нас практически не осталось надёжных инструментов сбережения и инвестирования внутри страны. Нацбанк на пару с Совмином толкают белорусов в тотальный консумеризм, в текущее потребление без ответственности за завтра.

Будет ускоренный вывод капитала из банковской системы и из страны в целом. Будет рост давления на валютный рынок. Будет дальнейшее отторжение людьми и бизнесом белорусской модели и её авторов. Будет расти дефицит капитала на внутреннем рынке. Будут кранты многим заёмщикам, особенно тем, кто имеет валютные долги. Декрет № 7 президента на пару с документами Нацбанка для его практической реализации загоняет страну в ловушку рецессии, стагнации и снижения уровня жизни. А всё потому, что Нацбанк и АпСоНа в целом до сих пор не поняла простую житейскую мудрость «насильно мил не будешь». И да, конечно, потому что до сих пор не выучила азбуку экономической теории и хрестоматию успешной экономической политики.

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus