ЧТО БУДЕТ В 2016 ГОДУ. Три сценария развития экономики Беларуси

ЧТО БУДЕТ В 2016 ГОДУ. Три сценария развития экономики Беларуси

В длинные новогодне-рождественские праздники в Беларуси, когда 2015-ый передаёт эстафету 2016-ому непросто найти четыре вещи: оптимизм, трезвость, доверие к власти и толерантность к ближнему. Веселье по инерции скрывает тревожные разговоры о работе, бизнесе, зарплатах, ценах и курсе Br-рубля. Гораздо конкретнее стали планы закрыть бизнес, вывести капитал, окопаться на пару лет где-нибудь в стабильной Европе. Праздничный драйв то и дело перебивают нервные оценки экономики и рынка труда. Таинство рождение Иисуса не остановило бранный поток по адресу номенклатурных начальников, «красных» директоров и самой верхушки белорусской Вертикали. Звучит смех, но с грустинкой. Рассказываются анекдоты, но тоскливые. Говорящий ящик лишь временами отвлекает от томления над солениями. Даже пары алкоголя и миски оливье не могут полностью снять напряжённое ожидание.

Это не первый кризис белорусской экономики. Сколько уже белорусов били инфляционно-девальвационными спиралями, неплатежами, взаимозачётами и зарплатными издевательствами. Предприниматели выживали в условиях пыток арендой, проверками, налогами и неравными условиями доступа к кредиту. На этот раз в одном месте сошлось беспрецедентно большое число негативных факторов.

Мы пережили нефтяные, молочные, газовые и телевизионные войны. Пережили, но правительство не ликвидировало источники экономических проблем. Колесо истории и цивилизации застряло в жиже белорусской номенклатуры. Распорядители чужого думали, что само рассосётся, что фундаменты у белорусской экономики крепкие. Ошиблись в диагностике природы кризиса, в оценке запаса прочности белорусской модели, а также в содержании «лечения». Получается, что ветеринара под мухой мы сами поставили делать сложную нейрохирургическую операцию, а потом жалуемся, что почему-то у него не получилось. Народный мандат не помог.

 

Минус $21,7 миллиардов – и пять лет жизни экономики коту под хвост

Горячая фаза системного, структурного кризиса, начавшаяся в 2015 году, грозит растянуться на 2016-ый. Это не пессимизм. Это прагматизм и реализм. Оценки основаны на сложившихся макроэкономических тенденциях, финансовом состоянии коммерческих организаций, объёме долговых обязательств, состоянии внешних рынков, а также мнениях бизнесменов с богатым опытом преодоления кризисных явлений.

Глубину проблем можно измерить разными способами. Начнём с оценки валового внутреннего продукта. То, что в 2015 году Беларусь окажется в рецессии, было непонятно разве что белорусскому Совету Министров. Будет это падение 3,8% или 4,2% ВВП не столь важно. Болезненно то, как мы опустили свою экономику в деньгах, понятных для всего мира. В 2014г. ВВП в долларовом выражении составил рекордные для нашей страны $76,2 млрд. или $8020 на душу населения. За январь – ноябрь 2015г. ВВП Беларуси составил Br791,2 трлн. Оценочно за весь 2015г. этот показатель составит Br865 трлн. По среднегодовому курсу $-доллара за 2015г. Br15865/$1 долларовый ВВП Беларуси составит ~$54,5 млрд. или $5740 на душу населения.

Получается, что макроэкономическая разбалансировка, ручное управление экономическими процессами в рамках доминации госсобственности привело к сокращению ВВП Беларуси в 2015г. на $21,7 млрд. Это не просто удар в челюсть. Это мощный хук в голову и жёсткое добивание ногой в пах. Топтание белорусского правительства на месте, большевистская категоричность в отрицании рыночных реформ, застревание государственной системы управления в архаичной кадровой обойме – всё это уже отбросило Беларусь на конец 2000-ых. Хвалёная «уникальная» модель белорусской экономики рассыпается на глазах. Скорость деструктивных процессов в 2016 году грозит увеличиться.

 

Бегемот тащит в болото

Оглушительное падение белорусской экономики в прошлом году не опустило нас на дно. К нему белорусская экономика продолжает свободный полёт при опасном управленческом бессилии главы страны и его правительственной команды. Нет сомнения, что А. Лукашенко может расправиться с любым чиновником, директором или инвестором, заблокировать любые сделки, процессы или финансовые операции, «заморозить» любые цены, ставки и тарифы. Это его традиционный modus operandi. Проявлением политической воли, управленческой смелости было бы принятие системных антикризисных мер, либерализация цен, ликвидация государственных коммерческих проектов, которые превращают «живые» деньги в неликвиды, складские запасы, долги и простаивающее оборудование.

Президент приказывает прекратить финансировать убыточные коммерческие проекты – промышленные «признаки» продолжают получать деньги налогоплательщиков вкупе со щедрым набором льгот. Президент приказывает снизить дебиторскую задолженность, складские запасы и долги – они дружно продолжают расти. Причём все эти безобразия происходят при практически неизменном руководящем кадровом составе. Намедни даже глава администрации президента Александр Косинец признал кадровый голод. Бюджетное финансирование БРСМ, раздача корочек и титулов Академией управления при президенте, укрепление жёсткого бюрократического сита против технократов и принципиальных профессионалов – это приглашение к кадровой катастрофе.

 

Нагадил – получи повышение

На 1 января 2015г. складские запасы составляли Br32,68 трлн. или 75,8% к среднемесячному объёму производства. На 1.12.2015г. они оценивались на Br35,6 трлн. (73,4%). После административного жима накануне президентских выборов склады чуточку разгрузили, но в ноябре 2015г. запасы вновь выросли на Br996 млрд. За январь – октябрь 2015г. по сравнению с аналогичным периодом 2014г. чистая прибыль сократилась на 19,9%, количество убыточных организаций выросло на 46,9% (1559 единиц), а сумма чистого убытка взметнулась в 2,4 раза, до Br24,64 трлн. Кредиторская задолженность на 1.11.2015г. по сравнению с началом 2015г. года выросла на 20,8%, просроченная – на 45,1%. Задолженность по кредитам за аналогичный период выросла на 40,9%, просроченная – более чем в два раза. Дебиторская задолженность выросла на 21,1%, просроченная – на 42,3%, а внешняя – на 35,7%. Потери от простоя машин, оборудования и прочей техники, от замороженных в объекты недвижимости инвестиций оцениваются в миллиарды долларов. И всё это делалось руками тех министров, руководителей облисполкомов, концернов и холдингов, которые решением А. Лукашенко остались в своих насиженных креслах.

Конец 2015-го, начало 2016г. убеждают, что глава страны пасует перед стройными рядами государственного директората и VIP-номенклатуры. Они уже заблокировали давно назревшие структурные, системные перемены, добившись переназначения самого немощного, неадекватного и слабого правительства в истории Беларуси. Они расширяют бреши в слабеющей обороне Нацбанка, который с ужасом думает, как не допустить очередного обвала Br-рубля перед уже задекларированной деноминацией и перед лицом потенциальных кредиторов в лице МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Постановление Совмина № 1116 от 30.12.2015 – предоставление госгарантий де-факто банкроту в лице ОАО «Гомельстекло». Постановление Совмина № 1115 от 30.12.2015г. – увеличение доли государства в ОАО «Гомельстекло» (читай дотирование) на сумму Br145 млрд. Постановление Совмина № 1103 от 29.12.2015 – госгарантии республиканскому объединению «Белагросервис» на Br135,3 млрд. для закупки техники и поддержки АПК. Постановление Совмина № 1114 от 30.12.2015 – госгарантии и уплата за счет денег налогоплательщиков процентов за пользование кредитами для ОАО «Гродненский стеклозавод». В 2015 голу все крупные госпредприятия «выбили» себе те или иные формы господдержки. В 2016 году рыночная конъюнктура не сулит им ничего хорошего. Их единственная надежда – государство. Поскольку денег в бюджете будет меньше, то давление на Нацбанк с одной стороны и на коммерческие банки с другой будет расти. Открытие здоровых источников получения денег (прямые иностранные инвестиции) в 2016 году не просматривается.

2016-ый год будет временем серьёзных вызовов и рисков для бизнеса и домашних хозяйств. За редким исключением сотни-другой номенклатурных фаворитов нас ждёт испытание дефицитом финансовых ресурсов, источников дохода, неплатежами, возросшей налоговой и регуляторной нагрузкой. Усугубит ситуацию борьба против ИП и тунеядцев. Мешать адаптации к кризису будет ценовая ригидность. Наверняка полетят головы тех номенклатурных начальников и «красных» директоров, которые попадут под горячую руку из-за невыполнения разного рода планов и показателей. Народ будет требовать хлеба и зрелищ. Ему дадут публичные порки на совещаниях, отставки и посадки, а вот с доступностью и разнообразием «хлеба» наверняка будут проблемы. Для 1% самых богатых и привластных белорусов 2016 год будет неизменно прибыльным. Даже увеличатся их возможности по приобретению новых активов. Большинство же белорусов в 2016 году всё чаще будут чувствовать себя в роли ямщика, для которого впереди – только одна большая …оппа.

Три сценария развития экономики Беларуси в 2016 году

Показатель

Сценарии на 2016 год

Пессимистический

Базовый

Оптимистический

ВВП, %

-7 - -10

- 3 – 5

0 - - 2

ВВП в млрд. $

40- 43

45 - 48

50 – 53

Промышленность, %

- 12 - -15

- 7 - -10

-3 - -6

Сельское хозяйство, %

- 10 - -13

- 6 - -9

-2- -5

Инвестиции в основной капитал, %

- 15 - -18

- 10 - -13

- 5 - -8

Производительность труда, %

-6 - -8

-3 - -5

0 – -2

Экспорт товаров и услуг, %

-15 - -20

-9 - -14

-6 - -9

Реальные денежные доходы населения, %

-10 – 13

-5 - -7

-4 - -6

Прирост требований банков к экономике, %

35 – 40

25 – 30

10 – 15

Инфляция, % (декабрь к декабрю)

25 – 28

15 – 18

10 – 13

Курс B/$ на конец периода (в деноминированных BYN-рублях)

$1 = 3,68

$1 = 3,33

$1 = 2,81

Средняя зарплата в декабре 2016г. в $-долларовом эквиваленте

270

310

350

Средняя пенсия в декабре 2016г. в $-долларовом эквиваленте

95

120

130

Источник: оценка Научно-исследовательского центра Мизеса

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus