ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО № 78. Белорусские власти пытаются делать убыточное эффективным

ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО № 78. Белорусские власти пытаются делать убыточное эффективным

У меня для вас две новости. Одна хорошая, а другая плохая. Хорошая – белорусские власти окончательно развеяли сомнения относительно своих действий в очень сложном 2016-году. Плохая – они планируют ставить подпорки, латать и делать клизму старой модели, надеясь на её чудотворное перерождение из пепла рецессии. А. Лукашенко сдержал слово – никаких рыночных реформ не будет. Указ № 78 от 23.02.2016г. «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» расширяет полномочия и возможности распорядителей чужого (политиков и чиновников), создаёт доступ номенклатурным фаворитам к государственной поддержке, усугубляет токсикацию экономики неизбежными инвестиционными и производственными ошибками. Всё это цинично делается под прикрытием защиты человека, «семьи, детей и стариков».

Нормотворческий флуд

Указ № 78 можно назвать нормотворческим флудом. Бездоказательно констатируются весомо сомнительные тезисы. Например, «за годы независимости страны сформировано государство для народа». На фоне ЖКУ-шных тарифных безобразий, падения зарплаты 70% населения до $200 – 220, строительства коттеджей ценой в $-миллион+ особо приближённых VIP-начальников, очевидного перехода на платную медицину и образование, фактически лишнего миллиона беларусов на рынке труда глава страны констатирует формирование в стране «государства для народа». И это на фоне политического волеизъявления в ручном режиме, тотальной войны с посылками из-за рубежа, налогами на «тунеядцев», резкого роста налогов на землю и недвижимость. Самое время выпустить разъяснения загадочного клише «государство для народа» с чётким указанием на реципиентов этого самого государства.

Указ опять переключает внимание с внутренних причин кризиса на внешние. Их указано целых пять – и ни одной внутренней: «нарастание негативных явлений в мировой экономике, сокращение спроса на наших традиционных экспортных рынках, резкое падение цен на нефть и сырьевые товары, геополитическая нестабильность». При таком поверхностном диагнозе едва ли стоит ожидать адекватных мер по ликвидации структурных искажений, детоксикации капитала, раскрепощения предпринимательства и расширении сферы экономической свободы.

Белорусские власти не считают причинами острого кризиса низкое качество государственного и корпоративного управления, вытеснение частных инвестиций, широкое распространение дискриминационных практик и удушающую налоговую и регуляторную нагрузку. Нет ни слова о макроэкономической разбалансировке, жутком торговом протекционизме и сильном административном искажении одного из ключевых информационных показателей экономики – цены. Распорядители чужого не видят взаимосвязи между исключением из полноценного коммерческого оборота земли, дефективностью института частной собственности и углубляющимся структурным и системным кризисом. Нет причин – нет лечения. Зато есть много словесной шелухи и смысловой эквилибристики, чтобы пустить пыль в глаза кредиторам и убедить население, что власти делают всё, что в их силах.

Декларативное оживление структурного трупа

Предложенные в указе № 78 меры по «повышению эффективности функционирования экономики» напоминают какофонию звуков нерадивых учеников музыкальной школы. Чиновники опять должны принимать «дополнительные меры», чтобы обеспечить прибыльную работу государственных предприятий «при надлежащем качестве управления их активами и снижении себестоимости продукции не менее чем на 25 процентов». Каждый будет понимать по-своему смысл прилагательного «надлежащий». Тот факт, что в последние десять лет издержки только росли, не заставляет президента задуматься о реалистичности выполнения такого жёсткого приказа.

Нет чёткого количественного ориентира для однозначной трактовки такой меры, как «повышения платежной дисциплины во взаиморасчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги». Только от одного благого пожелания государственные предприятия едва ли начнут рассчитываться по своим обязательствам с частными компаниями.

Выполнение следующей меры указа может растянуться на годы – «развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке». Поскольку полноценного антимонопольного органа в Беларуси нет, а трактовку понятия «добросовестный» возложили на Министерство торговли, скандально известное своим отношением к ценам и ассортиментным перечням, то нет оснований ожидать выравнивания условий аренды, кредитования, а также отмены сотен налоговых и таможенных льгот. Минторг грозит превратиться в ещё более опасного регуляторного монстра, потому что на него будет возложена задача «обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции». Нет сомнений, что предприниматели едва ли с первого раза угадают коннотацию прилагательного «надлежащий». Беларуси, как малой открытой экономике, грозит остаться одной из самых протекционистских стран мира.

Следующие две меры подтверждают старый курс властей на беспощадную борьбу с импортом и искусственное стимулирование экспорта. Президент требует добиться «роста и диверсификации экспорта», а также «рационального импортозамещения». Чиновники сделали себе ещё один смысловой подарок в виде широкого поля для интерпретации прилагательного «рациональный».

В конце списка мер для проформы указано на «ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и вовлечение его в экспортную деятельность и импортозамещение». Легко просматривается способ выполнения этой меры. Чиновники через Банк развития и государственные программы выберут своих представителей для «ускоренного» роста и предоставят им льготные кредиты и, возможно, другие преференции и льготы. Разумеется, всё в рамках добросовестности конкуренции. Приказано вовлекать – вот и будут увлекать пряниками разного вкуса и размера.

Нацбанк будет снижать ставки по кредитам «поступательно», а процедуры финансового оздоровления с/х организаций будут применяться «упрощённые». Поскольку все эти трактовки будут находиться исключительно в руках ответственных чиновников, то им в конце года будет легко отчитаться о выполнении мер указа № 78.

«Грязными» руками грязь не отмоешь

Поскольку правительство, облисполкомы и Мингорисполком выведены из-под подозрения о некомпетентном управлении экономической политикой, то Указ № 78 продолжает рассматривать их в качестве основных фигур для повышения эффективности белорусской экономики. Те же люди будут делать то же самое в неизменных правовых рамках, но результат почему-то должен быть другим.

Распорядители чужого должны «обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек». Легко представить, что чиновники могут увеличивать штаты своих департаментов, комитетов и министерств, но невозможно их вообразить в качестве авторов реальных, просчитанных и обоснованных рыночной конъюнктурой бизнес планов. Если они за 20 лет не смогли реализовать ни одного успешного нового проекта, то почему это вдруг за 2016 год они переродятся?

Чиновникам предписано «обеспечить оперативное и всестороннее рассмотрение предложений предпринимателей по развитию производств и созданию рабочих мест, оказывать им всемерное содействие». Вместо того чтобы ликвидировать барьеры для работы на рынке, улучшить деловой климат, снизить налоговую и регуляторную нагрузку, чиновники останутся смотрящими за реализацией планов предпринимателей. Опять же, определение смысла значений прилагательных «оперативный» и «всесторонний» остаётся за ними. Более того, положение Указа № 78 «реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары» выглядит, как угроза повышения налогов на потребление, землю и недвижимость. Фатальная ошибка правительства заключается в том, что вместо сокращения госрасходов оно пытается компенсировать выпавшие доходы до уровня 40 – 43% ВВП.

Ещё более утопичной и опасной представляется следующая мера – «реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки от реализации продукции не менее 600 млн. долларов США ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников». Сколько ещё миллиардов долларов нужно «закопать» в промышленный бесперспективняк, чтобы А. Лукашенко понял свою теоретическую и практическую ошибку? Замена товарного импорта вручную, под указку чиновников – это не только угроза омертвления капитала, но также качественное удобрение почвы для развития коррупции. Поэтому с высокой степенью вероятности можно предположить, что совместные действия Совмина и Национальной академии наук по активному внедрению «отечественных технологий в фармацевтику, агропромышленный комплекс, биотехнологическое производство, отрасли новых материалов высших технологических укладов» закончатся освоением бюджетных ресурсов и пухлыми отчётами чиновников, но никак не «живой» валютной выручкой от продажи белорусского промышленного хай-тека.

Шедевром бюрократического очковтирательства является следующее положение указа № 78: «…возложить на председателей районных (городских) исполкомов персональную ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельскохозяйственных организаций». Если бы за нарушение этого приказа президента была введена уголовная ответственность, то все 100% глав райисполкомов к концу года оказались бы за решёткой. Сегодня около 70% с/х организаций без господдержки являются убыточными. Получается, что функция руководителей исполкомов сводится к тому, чтобы выбивать деньги из республиканского бюджета или же превратиться в директоров этих колхозов, чтобы попытаться сделать убыточное эффективным. По решению президента эти с/х организации можно будет передать в доверительное управление с правом последующего выкупа. Такая процедура позволяет аграрным лоббистам при минимальных затратах стать полноценными помещиками.

Символично, что указ № 78 заканчивается разделом «Обеспечение неприкосновенности собственности». В нём Генеральной прокуратуре и судам приказано «обеспечивать безусловное и неукоснительное соблюдение предусмотренной Конституцией Республики Беларусь гарантии защиты собственности». Представители этих органов, как на духу, могут заверить, что последние 20 лет они этим и занимались. А сомневающихся, очевидно, отправят в магазин «Конфискат» порассуждать о смысле прилагательных «безусловный» и «неукоснительный».

Ярослав Романчук специально для Myfin.by


Предыдущие статьи в рамках проекта «Бизнес с умом»

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus