Приживется ли «экономика толпы» в Беларуси? Часть 2: краудфандинг

Приживется ли «экономика толпы» в Беларуси? Часть 2: краудфандинг

В Беларуси имеют возможность реализоваться и реализуются на практике модели краудфандинга без вознаграждения и с нефинансовым вознаграждением. Обе они могут быть опосредованы договорами дарения либо оказанием безвозмездной (спонсорской) помощи. Во втором случае инвестор получает, например, бесплатные билеты в кино, экземпляр мобильного приложения, книги и т.п., но также на основании договора дарения.

Чем невыгодны такие модели краудфандинга?

Они менее интересны тем, что у инвесторов нет инструментов контроля над получателями финансов - авторами проектов, которые размещаются на краудфандинговых площадках.

Например, не так давно вокруг инди-игры «Симулятор муравья», сбор средств на разработку которой проходил и с помощью Kickstarter’a, разразился скандал из-за траты денег не по целевому назначению.

В Беларуси также был случай, когда проводился конкурс по улучшению городской среды, на котором победу одержал проект «ТрианГулянка».Он затем был реализован не в соответствии с эскизом, за который голосовали читатели CityDog.by и жюри. Сам проект не был краудфандинговым, но думается, такая же ситуация может возникнуть и здесь, если деньги собираются под определенную концепцию, а по ходу дела она меняется.

Встречное удовлетворение, в целом, обычно носит символический характер, и поэтому эти модели подходят скорее для реализации каких-то независимых проектов в сфере науки, культуры, образования, технологий и менее интересны для серьезного бизнеса.

Какие еще преграды есть на пути у краудфандинга?

Открытие таких платформ в Беларуси осложнено рядом норм законодательства, включая налоговое, которые налагают определенные обязательства на авторов проектов, инвесторов и сами краудфандинговые площадки. Привлечение отдельных категорий инвесторов во многом осложнено действующим правовым регулированием.

При реализации модели краудфандинга без вознаграждения (с нефинансовым вознаграждением) с правовой точки зрения происходит безвозмездная передача денег, которая в зависимости от субъектного состава (то есть правового статуса инвестора и автора проекта) может оформляться разными юридическими конструкциями. Можно выделить три.

1) Физлицо (инвестор) – физлицо (автор проекта)

В данной ситуации безвозмездная передача денег оформляется договором дарения. При этом полученный автором проекта доход может частично подлежать налогообложению подоходным налогом с физических лиц по ставке 13 %.

В соответствии с подп. 1.18 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса от подоходного налога с физлиц освобождаются доходы плательщиков, получаемые от физлиц, не являющихся ИП, в размере, не превышающем 49 470 000 белорусских рублей, в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные в результате дарения.

При этом:

  1. Расходы физлица, связанные с уплатой вознаграждения краудфандинговой площадке (если применимо) и комиссионного вознаграждения банку не уменьшают налогооблагаемую базу.
  2. Подоходный налог должен быть уплачен автором проекта самостоятельно, а не краудфандинговой площадкой.

2) Юрлицо (инвестор) – физ/юрлицо (автор проекта)

Когда инвестор – юрлицо, безвозмездная передача денег признается спонсорской помощью. Следовательно, применению подлежат положения Указа Президента от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». А это сильно осложняет модель сбора и передачи денег, которую используют краудфандинговые площадки.

Чего требует Указ № 300?

  1. Заключить договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Необходимо понимать, что каждый инвестор (юрлицо), который планирует безвозмездно передать деньги на реализацию проекта, должен заключить с его автором договор в письменной форме.
  2. Безвозмездная (спонсорская) помощь может передаваться только на прямо установленные в Указе № 300 цели. Как следствие, юрлицо по определенным категориям проектов не сможет являться инвестором (в основном это касается коммерческих проектов).
  3. Автор проекта должен оформить и передать в установленные сроки каждому инвестору-юрлицу, оказавшему безвозмездную (спонсорскую) помощь, отчет о ее целевом использовании.
  4. Полученный доход физлица (автора проекта) частично подлежит налогообложению подоходным налогом с физлиц по ставке 13 %, юрлица – 18 %.

В соответствии с подп. 1.19 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы плательщиков, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде матпомощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от иных организаций и ИП в размере, не превышающем 990 000 белорусских рублей, от каждого источника в течение налогового периода.

  1. Предоставление инвестором помощи в виде денег фактически сводится к приобретению автором определенных товаров (работ, услуг).

Юрлица и ИП, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денег, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 9 Указа № 300).

3) Физ/юрлицо-нерезидент (инвестор) – физ/юрлицо-резидент (автор проекта)

В данном случае речь идет об иностранной безвозмездной помощи. Основные правовые акты, регламентирующие получение резидентами иностраннойбезвозмездной помощи:

  • Декрет Президента от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 24);
  • Постановление Управления делами Президента от 17.09.2010 № 9 «О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи».

С 4 марта 2016 года данные правовые акты прекращают свое действие в связи с вступлением Декрета Президента от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 5) в силу.

На данный момент установлены следующие требования законодательства при получении иностранной безвозмездной помощи:

  1. Открытие благотворительного счета.
  2. Иностранная безвозмездная помощь регистрируется в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента. Регистрация помощи, полученной физическим лицом, не требуется.
  3. Деньги используются исключительно на цели, установленные в законодательстве.
  4. Урегулирован порядок снятия денег с благотворительного счета и их дальнейшее использование.
  5. Отчетность.

Резюме


Для широкого распространения краудфандинга в Беларуси, в том числе привлечения иностранных инвестиций, необходимо внести изменения в законодательство, которые упрощали бы порядок предоставления и получения спонсорской и иностранной безвозмездной помощи через краудфандинговые площадки.

Полного ухода от привычных финансовых посредников не произойдет, и крупный бизнес по-прежнему будет пользоваться средствами банков, фондов и так далее. Краудфандинг – привлечение денег для развития малого бизнеса и поддержки некоммерческих проектов. По крайней мере, на современном этапе.

Вместе с тем краудфандинг, как и краудэкономика в целом, – действенный механизм по сбору средств не только для бизнес-стартапов и малого предпринимательства, но и для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, развития свободного программного обеспечения и других общественно полезных целей.

Поэтому краудэкономика должна получить развитие в Беларуси, в том числе стать базой для внесения изменений в законодательство, как в свое время это произошло с внебиржевым рынком «Форекс», под работу которого было принято отдельное регулирование.


Алексей Король, Надежда Хаданович, помощники адвоката Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»
специально для myfin.by

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus