Беларусь получила 2 млрд долларов от Евразийского банка развития

Беларусь получила 2 млрд долларов от Евразийского банка развития

Министерство финансов Беларуси и Евразийский банк развития подписали 25 марта соглашение о предоставлении кредита из средств Евразийского фонда стабилизации и развития. Документ предусматривает выделение 2 млрд долларов США.

Деньги пойдут на поддержку мер экономической политики и структурных преобразований Правительства и Нацбанка Беларуси на 2016-2018 годы. Данные меры одобрены Советом Евразийского фонда стабилизации и развития 25 марта этого года.

Заем предоставляется отдельными траншами, каждый из которых сроком 10 лет, включая 5-летний льготный период. Поступление в республиканский бюджет первого транша в размере 500 млн долларов ожидается в ближайшие дни, сообщили в пресс-службе белорусского Министерства финансов.

Как уточнили в Евразийском банке развития, средства пойдут семью траншами в течение 2016-2018 годов. Первый перечислят на днях, остальные шесть будут предоставляться по мере выполнения соответствующих условий. Из них два в 2016 году, три в 2017-ом и один в 2018-ом.

Программа реформ Правительства и Нацбанка Беларуси состоит из двух крупных блоков мер экономической политики – создание макроэкономических предпосылок экономического роста и проведение рыночных реформ, нацеленных на обеспечение его устойчивости.

Для достижения макроэкономической стабилизации, включая заявленные цели по уровню инфляции и валовым международным резервам в условиях либерализации цен, программой предусмотрено усиление контроля над денежным предложением, проведение гибкой валютной политики, и достижение бездефицитного бюджета.

Выполнение денежно-кредитных показателей программы будет обеспечено через продолжение политики монетарного таргетирования. Это, вместе с политикой гибкого валютного курсообразования в режиме механизма двойного аукциона, уже доказало свою эффективность в деле борьбы с инфляцией и помогло стабилизации валютного рынка и валовых международных резервов.

Укрепление внешних балансов будет также обеспечиваться выходом на бездефицитное сальдо бюджета через сокращение субсидий (в том числе в результате повышения окупаемости услуг ЖКХ и сокращения компенсаций по процентным ставкам в рамках директивного кредитования), и сдержанный рост бюджетных расходов на зарплату.

Фото: пресс-служба Министерства финансов Беларуси

Структурные меры политики предусматривают значительное увеличение уровня возмещения затрат на ЖКХ тарифами для населения с 30% на конец 2015 года до 70% на конец 2017-го. Это приведет к сокращению бюджетных субсидий предприятиям ЖКХ, рационализации потребления услуг населением и сокращению перекрестного субсидирования. Для более эффективного использования ресурсов комбанков, снижения рисков ликвидности и кредитных рисков предусматривается сокращение директивного кредитования на 1% и 2% ВВП в 2016 и 2017 годах соответственно.

Повышению потенциала экономического роста помогут также либерализация цен, отмена директивных показателей для госпредприятий, сокращение накопленного разрыва между ростом реальной зарплаты и производительности труда. А кроме того, меры по повышению предпринимательской инициативы, снижение регулятивных издержек для бизнеса и стимулирование процесса приватизации.

Программа также предусматривает усиление существующих и внедрение новых механизмов социальной поддержки уязвимых слоев населения в период структурных преобразований экономики.

Меры, принятые в рамках первого транша программы, позволили стабилизировать основные монетарные, фискальные и внешние показатели, а также заложить основы долгосрочной структурной трансформации экономики. Двенадцатимесячная инфляция на 1 марта 2016-го сократилась до 12,8% против 16,7% годом ранее. Это стало результатом как проведения жесткой денежно-кредитной политики, так и значительного падения мировых цен. Замедление инфляции шло на фоне либерализации цен на социально значимые товары, в два раза сократившей долю регулируемых товаров в корзине ИПЦ.

По состоянию на 1 марта удалось стабилизировать валовые международные резервы на уровне 1,5 месяцев импорта (с условием роста этого показателя до 2 месяцев импорта в конце программы). Увеличение резервов стало возможным за счет сокращения внутреннего спроса через ограничение темпов прироста директивного кредитования более чем в два раза и повышение уровня окупаемости тарифов на услуги ЖКХ с 29,5% по итогам 2014 года до 40% на конец февраля 2016-го.

Эти меры также способствовали образованию в 2015 году расширенного профицита бюджета органов госуправления на уровне 0,4% ВВП против дефицита 1,4% ВВП 2014-ом (с учетом корректировок по операциям с государственными долговыми бумагами, направленных на решение финансовых проблем госпредприятий, и рекапитализации государственных комбанков). А также росту профицита бюджета до 4,9% ВВП по итогам января-февраля 2016-го против 2,8% ВВП за тот же период 2015-го. Дефицит СТО по итогам 2015 года составил 2 млрд долларов США (-3,7% ВВП) против 5,2 млрд долл. США (-6,9% ВВП) годом ранее.

Учитывая сохранение высокого уровня неопределенности развития событий на внешних рынках и возможностей дополнительного привлечения финансовых ресурсов, власти страны готовы вносить дополнительные корректировки в экономическую политику по мере необходимости.

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus