Декрет №8. Что нужно знать инвесторам о новых условиях работы в Беларуси

Декрет №8. Что нужно знать инвесторам о новых условиях работы в Беларуси

15 мая 2016 года вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь № 8, который содержит ряд положительных изменений для деятельности инвесторов, а также устанавливает определенные ограничения.

Выбор инвестиционных проектов

Со вступлением декрета в силу инвестиционные договоры будут заключаться только для реализации проектов в приоритетных видах деятельности (секторах экономики), перечень которых устанавливается Советом Министров.

На сегодняшний день этот перечень достаточно широкий и включает в себя практически все секторы экономики. Иными словами, нововведения существенно не ограничивают возможности для инвестирования.

Новые возможности для финансирования

Декрет снимает запрет на совершение инвестором сделок, влекущих или допускающих возможность перехода права собственности на объекты, предусмотренные инвестиционным проектом, до их государственной регистрации.

Это существенно расширяет возможности для получения финансирования под реализацию проекта. Так, инвесторы смогут привлекать заемные средства от банков под залог строящихся объектов недвижимости, заключать предварительные договоры купли-продажи объектов и так далее.

Учитывая, что раньше нарушение сроков реализации проектов было связано преимущественно с проблемами финансирования, снятие запрета является важным шагом навстречу инвесторам.

Дополнительные льготы и преференции

Инвесторы смогут выбирать подрядчиков, разработчиков проектной документации, поставщиков товаров и исполнителей услуг не только без проведения процедуры подрядных торгов, но также и процедуры переговоров. В то же время это правило не распространяется на государственные закупки.

Инвесторы также смогут получать земельные участки без аукциона не только на праве аренды, но и на праве собственности.

Декрет предусматривает возможность предоставления инвестору, нарушившему сроки реализации проекта, земельного участка с внесением платы за право заключения договора аренды. Решение принимается государственным органом исходя из финансового положения инвестора и степени готовности объекта. Это позволит инвесторам завершать проекты за пределами установленных сроков, но уже без льгот и преференций.

Для подрядчиков и разработчиков проектной документации станет проще привлекать иностранную рабочую силу. Как и инвесторы, они будут освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу (продление срока действия) соответствующих лицензий и разрешений.

Ответственность инвестора

Декретом вносятся изменения в содержание инвестиционного договора, который должен предусматривать:

  • ответственность инвестора за нарушение сроков реализации проекта или его этапов;
  • обязанность инвестора возместить суммы льгот и преференций при прекращении инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором своих обязательств.

При этом под льготами и преференциями понимаются не уплаченные или не полностью уплаченные инвесторами суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, в том числе плата за право заключения договора аренды и арендная плата за земельный участок.

Практика взыскания с инвестора сумм льгот и преференций сложилась достаточно давно, однако до сих пор не была урегулирована в законодательстве и потому не была единообразной.

В отличие от ранее существовавшей практики теперь инвестору по решению государственного органа может предоставляться освобождение или отсрочка (рассрочка) на возмещение вышеуказанных сумм.

Ответственность государства

Декретом впервые установлено, что к инвестору не могут быть предъявлены требования о возмещении сумм льгот и преференций, если сроки или иные условия реализации проекта были нарушены из-за незаконных действий (бездействий) государственных органов и их должностных лиц.

Декрет также закрепляет принцип полного возмещения инвестору убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, заключивших инвестиционный договор. Теперь инвестор сможет претендовать на возмещение не только суммы реального ущерба, но и упущенной выгоды. Однако на последнее инвесторам не приходится особенно рассчитывать из-за проблем доказывания размера упущенной выгоды.

Уведомление государства об изменениях в проекте

Декретом вводится обязанность лица, заключившего инвестиционный договор, направлять уведомление в компетентный государственный орган о планируемой реорганизации, изменении собственника имущества или состава участников не менее, чем за два месяца до осуществления таких действий.

При этом ненаправление уведомления или совершение таких действий при наличии возражений со стороны государственных органов является основанием для одностороннего отказа государства от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору.

Таким образом, со стороны государства будет установлен контроль за реструктуризацией и сменой участия в инвестиционном проекте. В то же время запрета на совершение таких действий новый декрет не предусматривает.

Рекомендации инвесторам

Инвесторы, заключившие инвестиционный договор до 15 мая 2016 года, могут воспользоваться новыми льготами и преференциями путем внесения в него изменений. Для этого заключается дополнительное соглашение в том же порядке, который предусмотрен для заключения инвестиционного договора.

Во избежание негативных последствий инвесторам рекомендуется своевременно информировать государственные органы о смене участия в инвестиционном проекте, а также учитывать иные налагаемые Декретом ограничения.

Оксана БЕЛОВА, LL.M. (Стокгольм)
юрист международной юридической компании bnt attorneys-at-law

bnt attorneys-at-lawэто международная юридическая фирма с офисами в 10 странах Центральной и Восточной Европы, которая оказывает юридические услуги по всем основным отраслям коммерческого права.

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus