К чему готовиться, если налоговая просит подать декларацию о доходах и имуществе

К чему готовиться, если налоговая просит подать декларацию о доходах и имуществе

То, что налоговая может попросить задекларировать свои доходы при совершении крупных покупок, ни для кого уже не новость. Но практика таких запросов со стороны инспекций постоянно растет и сейчас в поле зрения может оказаться практически каждый. В этом материале рассмотрим основные вопросы, возникающие в связи с декларированием доходов и имущества.

Декларация по подоходному налогу и декларация о доходах и имуществе – разные документы?

Декларация по подоходному налогу с физлиц представляется плательщиками (при наличии доходов) самостоятельно до 1 марта года, следующего за годом получения дохода. В такой декларации отражаются доходы от физлиц Республики Беларусь, а также от иностранных юр- и физлиц. Налоговый орган рассматривает представленную декларацию и самостоятельно готовит извещение с расчетом суммы налога. Подоходный налог надо уплатить до 15 мая года, следующего за годом получения доходов.

Декларация о доходах и имуществе представляется в обязательном порядке только отдельными категориями физлиц. Во всех остальных случаях такая декларация представляется исключительно по требованию налоговиков.

Представление ежегодной декларации по подоходному налогу с физлиц и последующая уплата этого налога не исключает вероятность предъявления инспекцией требования о представлении декларации о доходах и имуществе и, в ситуации несоответствия доходов и расходов, доначисления налога, но уже по повышенной ставке.

Кто должен представлять декларацию о доходах и имуществе без получения требования налогового органа?

До 1 марта года, следующего за отчетным, декларации о доходах и имуществе представляют:

  1. физические лица в силу занятия определенных должностей:

1.1. государственные служащие;

1.2. лица, должности которых включены в кадровый реестр главы государства, не являющиеся госслужащими;

1.3. руководители государственных организаций;

1.4. руководители негосударственных сельхозорганизаций, если с ними местными исполнительными и распорядительными органами обязательно заключаются контракты;

1.5. установленные законом категории военнослужащих;

1.6. сотрудники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, занимающие должности руководителей и заместителей руководителей центрального аппарата МЧС, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов МЧС, подразделений по чрезвычайным ситуациям с правами юридического лица, а также занимающие должности старшего, среднего и младшего начальствующего состава органов, осуществляющих государственный пожарный надзор и государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

1.7. сотрудники органов внутренних дел, занимающие должности старшего и среднего начальствующего состава;

1.8. сотрудники органов финансовых расследований Комитета госконтроля;

1.9.  сотрудники Следственного комитета;

1.10. сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз;

  1. физические лица в силу родственных связей с лицами, занимающими перечисленные выше должности
  • супруг (супруга), совершеннолетние близкие родственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с лицом из категории перечисленных выше лиц.

Справочно: В ситуации непредставления декларации о доходах и имуществе лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 23.9 КоАП (нарушение порядка декларирования доходов и имущества) с наложением штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.

Что проверяет налоговый орган, или цель налоговой проверки

Цель налогового контроля – проверка соответствия доходов физлиц их расходам. При установлении несоответствия налоговый орган вправе потребовать представить пояснения об источниках доходов и, в последующем, попросить доплатить налог.

За какой период могут проверить

Допустимый период проверки – не более 10 лет, предшествующих году, в котором направляется требование о представлении декларации. Это означает возможность проверки как одного года, предшествующего году направления требования, так и нескольких из 10 лет.

Нередки случаи, когда по результатам проверки одного года интерес налоговиков возрастает и проверке подвергаются все 10 лет.

Что включается в состав доходов и имущества

Доходы:

В качестве доходов в декларации должны быть указаны доходы, полученные как от источников в Беларуси, так и от источников за ее пределами – как от организаций, ИП, так и от физлиц.

Необходимо учитывать, что отражению в декларации подлежат только доходы календарного года, за который представляется декларация. В то время как состав имущества определяется на дату представления декларации.

Например, при представлении в 2016 году декларации за 2010-й физлицо должно указать доходы, полученные в 2010 году, и состав имущества по состоянию на 2016-й. При такой ситуации проследить достаточность доходов для покрытия всех расходов на приобретение имущества проблематично, а потому налоговые проверки физлиц редко ограничиваются одним годом.

Заполняя декларацию, нужно помнить, что деньги, полученные в дар либо в качестве займа, также являются доходами, и, следовательно, учитываются при сопоставлении доходов и расходов проверяемого лица.

Вместе с тем, налоговые проверки зачастую не заканчиваются проверкой одного лица. Как правило, устанавливается вся последовательность движения имущества и анализируется соответствие доходов расходам каждого из лиц, состоящих в цепочке. Другими словами, состоятельные дарители/заимодавцы также могут стать субъектами повышенного интереса налоговиков.

Кроме того, с момента указания в декларации о доходах и имуществе денежных средств, полученных в заем, возникает объект налогообложения подоходным налогом с физлиц (за исключением ситуации погашения займа до даты представления декларации, получения займа от близких родственников).

Имущество:

В качестве имущества в декларации нужно отразить следующие его виды:

  • капитальные строения, изолированные помещения, в том числе жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), дачи, садовые домики, гаражи, машино-места, земельные участки, доли в праве собственности на них;
  • транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания, воздушные суда, доли в праве собственности на них;
  • доли в уставных фондах (акции) хозяйственных обществ и товариществ, паи в имуществе производственных и потребительских кооперативов на сумму, превышающую 15 000 базовых величин на дату представления декларации;
  • объекты, не завершенные строительством, их части, доли в праве собственности на указанное имущество на сумму, превышающую 15 000 базовых величин на дату представления декларации;
  • предприятия как имущественные комплексы, доли в праве собственности на указанное имущество на сумму, превышающую 15 000 базовых величин на дату представления декларации;
  • произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает 1000 базовых величин или общая стоимость которых превышает 2000 базовых величин на дату представления декларации о доходах и имуществе, а также доли в праве собственности на данное имущество, если их стоимость превышает указанные пределы;
  • стройматериалы, общая стоимость которых превышает 2000 базовых величин на дату представления декларации о доходах и имуществе, а также доли в праве собственности на данное имущество, если их стоимость превышает указанные пределы;
  • иное имущество, стоимость единицы которого превышает 2000 базовых величин на дату представления декларации о доходах и имуществе, а также доли в праве собственности на данное имущество, если их стоимость превышает указанные пределы.

Таким образом, отражению в декларации подлежит не все имущество физлица, а только «дорогостоящие» предметы. Однако если какое-либо из подлежащего декларированию имущество не будет отмечено в декларации, возможно привлечение обязанного лица к административной ответственности за неполное декларирование.

Расходы:

Расходы как таковые не подлежат включению в декларацию. Сопоставление доходов плательщика и его трат проводится налоговиками на основании оценки стоимости имущества, отраженного в декларации. Вместе с тем, формальное равенство указанных в декларации суммы полученных доходов и стоимости имущества не исключает предъявление претензий со стороны налогового органа.

Расходами признаются любые средства, направленные на приобретение имущества либо иные цели. Так, в состав расходов включаются:

  • суммы уплаченных налогов, сборов;
  • суммы, направленные в счет погашения кредитов/ займов;
  • суммы, направляемые на осуществление предпринимательской деятельности (для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность);
  • суммы, затраченные на путешествия, оплату услуг мобильной связи, оплату жилищно-коммунальных услуг и др.

Несмотря на то, что направления расходования денежных средств, за исключением приобретения имущества, в декларации не отражаются, у налоговых органов достаточно источников получения информации, потому даже мелкие траты могут сыграть определяющую роль в установлении баланса доходов-расходов.

Соответственно, заполняя декларацию о доходах и имуществе помимо стоимости имущества, указанного в декларации, следует также учитывать и иные понесенные в соответствующем периоде расходы.

Когда расходы превышают доходы

Превышение расходов над доходами подлежит обложению подоходным налогом с физлиц по повышенной ставке – 16 %(против стандартной ставки в 13 %).

Превышение расходов над доходами может явиться основанием для начала административного процесса против лица либо (при наличии определенных условий) даже для возбуждения уголовного дела.

Справочно:

  1. Административная ответственность по ст. 13.6 КоАП (за неуплату либо неполную уплату суммы налога) наступает:
  • при выявлении любого случая умышленной неуплаты, неполной уплаты (независимо от неуплаченной суммы подоходного налога) налога;
  • при выявлении неосторожной неуплаты, неполной уплаты физическим лицом суммы налога на сумму, превышающую одну базовую величину.

Санкция данной статьи предусматривают ответственность в виде:

  • штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее пяти базовых величин (в ситуации умышленной неуплаты);
  • штрафа в размере пятнадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее пяти десятых базовой величины (в ситуации неосторожной неуплаты).
  1. Уголовная ответственность по ст. 243 УК наступает при умышленной неуплате налогов на сумму 1 000 базовых величин и более. Заметим, что для расчета неуплаченной суммы налога принимается размер базовой величины, действующий на дату совершения преступления (на момент, когда налог фактически должен был быть уплачен). Санкции данной статьи предусматривают ответственность в виде:
  • штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (при размере ущерба от 1 000 до 2 499 базовых величин);
  • ограничения свободы на срок до пяти лети или лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфикации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (при размере ущерба от 2500 базовых величин).

Текст: Юлия НАЗАРЕНКО, юрист налоговой и коммерческой практики REVERA

Источник: Myfin.by

Сайт
Система Orphus