«Радует, что хоть не вкладывали деньги из бюджета». Бизнесмен о пустующих торговых центрах

«Радует, что хоть не вкладывали деньги из бюджета». Бизнесмен о пустующих торговых центрах

.blockquote1 {

background: #ebebeb;

border-left: 1px solid #989898;

margin: 1.5em 10px;

padding: 0.5em 10px;

}

.blockquote1:before {

color: #989898;

line-height: 0.1em;

margin-right: 0.2em;

vertical-align: -.4em;

}

.blockquote1:after {

color: #989898;

line-height: 0.1em;

vertical-align: -.45em;

}

.blockquote1 > p:first-child {

display: inline;

}

Тоговая сеть «Axis» закроет последний магазин, пишут СМИ. «Serge» ушел в банкротство, работает через новое юрлицо. На местах магазинов в «Столице» и «Европе» зияющая пустота или новые, не пуганные еще кризисом арендаторы.

Явление естественное и массовое. Падение доходов населения смыло практически весь с таким трудом рождавшийся средний класс. Трудно ожидать сохранения спроса на трусы по 5$ или туфли по 100$, если зарплаты рядовых граждан упали с 600$ до 350$, в лучшем случае. Их хватает только-только на «коммуналку», продукты питания и товары первой необходимости. Покупатели разбежались.

Параллельно с этим, дала свои плоды программа строительства торговых центров, гипермаркетов и шоппинг-моллов, начатая в Минске более 10-ти лет назад.

Если принять во внимание уже открытую «деревню бутиков» на брестском направлении, почти готовые «Дана-молл» и «Галерею Минск», а также надеяться на то, что достаточно большие обекты на пересечении Орловской и Тимирязева и улицы Казинца с МКАД будут все-таки введены в строй, то действительно обеспеченность качественными, современными торговыми площадями в городе Минске будут выше всяких оптимистичных ожиданий. Это и правда уже уровень Праги и Варшавы.

Вот только продавать нечего и некому.

Дилемма.

Не идет к нам «Зара», и «H&M» не идет, и «Reserved», и «Royal collection». Объявленные ранее планы пересматриваются и откладываются. И это понятно. Рынок слабенький, а затраты на вход – вполне серьезные. Местные же игроки не способны ни поддерживать ассортимент такой глубины, ни обеспечивать смену коллекции раз в месяц. Не наросли мускулы, да и не могли нарасти.

В этой ситуации, по законам жанра, расцвести должно было бы такое замечательное место как «Жданы». Туда должны были бы вернуться ранее ушедшие в торговые центры покупатели. Однако и оттуда доносятся шекспировские крики «Я разорен!».

Что ждет нас? Полагаю, в 5-тилетней перспективе все встанет на свои места – всемирные бренды придут. А куда они денутся? Несмотря на уровень доходов, все-таки Минск двухмиллионный город. Торговые центры переживут очень непростой период, ставки аренды в них под давлением низкого спроса придут во вменяемое состояние, каждый из центров обретет какое-то собственное лицо.

В тех, что поменьше, будут представлены бренды поэксклюзивнее и подороже – если, конечно, месторасположение позволяет. Те, что побольше, станут точками притяжения массового спроса и массовых марок.

«Жданы» тоже никуда не денутся. Во всех городах мира есть такие места, правда, размером поменьше, где темные личности торгуют неидентифицируемыми торговыми марками. Правда, покупатели там также несколько специфические.

Все выстроится по ранжиру.

Но до этого еще нужно дожить. И банкротства местных компаний, и сворачивание бизнеса, и проблемы торговых центров – все это быстро не закончится. Ранее зараженный организм должен очиститься и придти в норму.

Радует одно. В этом секторе почти нет государственных денег. Дал бог разума не вкладываться за счет бюджета в развитие торговых центров. Обошла хотя бы эта беда нас стороной. А значит, за все неудачи в планировании, промахи в предсказании конкретных сегментов рынка будут отвечать те, кому положено – собственники компаний и банки, ранее посчитавшие такие вложения вполне перспективными.

Но и им тоже, по большому счету, при наличии запаса прочности не о чем беспокоится. Объекты вот они – стоят. Спланированные и построенные в лучших местах города. Заметно дешевле они стать не должны – все-таки столица европейского государства. А значит, нужно набраться терпения и ждать. И шок от необъявленных реформ пройдет, и спрос восстановится, и оценочная стоимость недвижимости вырастет в разы.

И засверкает Минск неоновыми вывесками – «Zara», «H&M», «Massimo Dutti».

Дожить бы!

Александр Кнырович – белорусский предприниматель,
соучредитель группы компаний «Сармат-СТИ», бизнес-ангел.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все