Выводы Кныровича: «Разница между инфляцией и ценой кредитов – это плата за страх»

Выводы Кныровича: «Разница между инфляцией и ценой кредитов – это плата за страх»

С сегодняшнего дня Myfin.by начинает публиковать материалы «Выводов Кныровича» новой авторской колонки известного белорусского бизнесмена. Выходят они первоначально в видеоварианте на канале «БелБизнесЧенел». Мы же будем представлять нашим читателям также и текстовую расшифровку каждого выпуска.

Темой для размышлений Александра Кныровича на этот раз стала инфляция и цена денег в экономике. Почему разница между ними на сегодня равна 10 и даже более процентов? Чем чревато такое положение для страны и бизнеса? Есть ли страны хуже нас в этом отношении? И когда мы, наконец, поверим политике белорусских финансовых властей и белорусскому рублю? Читаем и смотрим.

Все материалы «Выводов Кныровича»

Инфляция все меньше, а депрессия растет

Если водка будет пять, все равно мы будем брать. Если водка станет восемь, все равно мы пить не бросим. Передайте Ильичу, нам и десять по плечу. Если цены станут больше, то мы сделаем, как в Польше. Ну а будет двадцать пять, будем Зимний снова брать.

Не было для советского человека более знакового товара, чем водка. Цену на нее знал каждый гражданин мужского пола. И с помощью нее можно было отслеживать и экономическую, и идеологическую, и политическую жизнь в стране.

Ну а во всем остальном была стабильность. За 20 послевоенных лет инфляция составила 40 процентов, за период с 70-го по 85-й – единицы процентов. Поговорим сегодня об инфляции в Республике Беларусь.

По данным статистики, за 8 месяцев текущего года она составила 12,1 процента – уже очень близко от того уровня, который пообещало нам правительство в начале года. Напомню, что это 12 процентов. И если бы не вынужденное повышение цен на услуги ЖКХ в начале года, то, наверное, она была бы и ниже.

Много это или мало? Если посмотреть на статистику, то за все 25 лет существования независимой Беларуси лучше ситуация была только 4 раза.

В середине 90-х в один из годов был уровень 6 процентов, в еще один было около 9 процентов, и так далее. То есть в 21-м из 25 случаев ситуация была хуже, чем сейчас.

Однако, несмотря на столь уже невысокую инфляцию – а до цели, которую заявило правительство на следующий год, однозначной инфляции в 9 процентов, уже очень и очень недалеко – общее ощущение депрессии и отсутствия денег в экономике сегодня сильно как никогда.

Как определить один важный горизонт

Почему же так? При инфляции в 12 процентов сегодняшняя ставка рефинансирования 18 процентов, а реальная цена денег – та, по которой физические и юридические лица их привлекают, – 23-24 процента.

Откуда берется эта разница в 10 и более процентов между инфляцией и сегодняшней ценой денег в экономике? К сожалению, это плата за страх. За страх, что повторятся события, которые уже случались с нами не раз. Это плата за неуверенность в завтрашнем дне, за неверие в стабильность макроэкономической и финансовой нынешней власти.

Чем же мы платим за столь высокую цену денег в экономике? Для этого нужно понять, что для каждого предпринимателя, каждого инвестора есть некий временной горизонт, на который он рассчитывает свои действия.

И этот горизонт можно получить очень просто. Нужно взять те самые 100 процентов, поделить на сегодняшнюю цену денег, и мы получим количество лет, на которое можно загадывать.

Если цена денег в экономике 25 процентов, то ни один предприниматель не будет загадывать дальше чем на 4 года. Если цена денег 50 процентов, то этот горизонт смещается до 2-х лет. Если же цена денег так, как в Швейцарии, 3 процента годовых, то мы можем строить очень долгосрочные планы.

При такой ставке становятся окупаемыми и очень дорогостоящие проекты типа платных дорог или развития сети местных аэродромов или какие-то еще вещи, о которых даже подумать нельзя при сегодняшних наших запретительных уровнях банковских кредитов.

400 лет постригать – и будет результат

Есть ли страны, которые хуже нас? Есть, и их совсем не мало. Выделяются на этом общем грустном фоне Венесуэла с инфляцией в 180 процентов годовых и Северная Корея с 55 процентами.

Нам есть к чему стремиться, но хотелось бы, чтобы наше движение было не туда, а в сторону более устойчивых стран. Например, в соседней Польше за прошлый год была маленькая, но дефляция. Такая же ситуация, плюс-минус полпроцента, наблюдается и в США.

Достижимо ли это? Безусловно, достижимо. Однако для того, чтобы придти к этому уровню, нужно поступить как с английским газоном. Как получить хороший английский газон? Нужно просто 400 лет каждое утро его постригать.

Если мы посмотрим на наших ближайших славянских соседок, то обнаружим удивительную вещь. В России сегодня инфляция чуть выше 7 процентов, и даже в воюющей Украине примерно тот же уровень.

Как я уже сказал, вот эта разница между инфляцией и стоимостью кредитов в экономике – это плата за страх.

Примерно такую же картину можно обнаружить, если взглянуть на сегодняшнюю структуру депозитов населения в белорусских банках. Люди не такие уж и бедные у нас. Оказывается, они держат около 9 млрд долларов на счетах.

Это значит, что население доверяет в принципе банковской системе. Но если посмотреть на структуру – соотношение между вкладами в валюте и депозитами в своих рублях, – то обнаруживается удивительная картинка.

Свинья-копилка и ее альпийские луга

Еще не так давно, несколько лет назад, это соотношение было 50 на 50. Сегодня же оно сместилось далеко в сторону доверия именно к устойчивым валютам. На текущий момент граждане Республики Беларусь держат на валютных счетах 7,7 млрд долларов. И в противовес этому, в белорусских рублях – 1,2 млрд долларов.

Данное соотношение – еще одно доказательство недоверия населения национальной валюте. Мы запуганы. Несмотря уже на более чем год устойчивого курса, на такой низкий уровень инфляции, мы всей страной – 9,5 млн человек – все еще не доверяем тому, что делают экономические власти.

Сколько же лет должно пройти, чтобы население Беларуси стало доверять новым белорусским же деньгам?

Я не знаю. Но глядя на наших соседок на западе и на востоке, можно предсказать, что срок будет семь, восемь, десять лет. Десять лет устойчивой, предсказуемой монетарной политики. Десять лет более-менее стабильного курса и отсутствия резких внешнеэкономических прыжков.

Доверил бы ли я свои накопления в белорусских рублях белорусской банковской системе? На три месяца – безусловно. На полгода – наверняка тоже. Очень хорошие ставки сегодня в белорусских рублях.

На год – я бы уже задумался, насколько все будет стабильно. Но если бы этот срок был лет пять, то сегодня я бы точно взял бы эти сбережения и доверил бы вот такой замечательной свинье-копилке.

А если бы она стала очень большой, то я бы, скорее всего, вывез эту свинку пастись на альпийских лугах.

Все материалы «Выводов Кныровича»

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все