Выводы Кныровича: «Взял сало и просто переложил. А руки-то жирные!»

Выводы Кныровича: «Взял сало и просто переложил. А руки-то жирные!»

«Мы едем-едем-едем в далекие края…» Мой отец ходил в школу за 5 километров. В его маленькой деревне школы не было, поэтому он был вынужден с утра, иногда через снег, через дождь добираться до этой школы и возвращаться каждый день обратно.

И вот правительство в очередной раз озаботилось судьбой школ, судьбой районного транспортного сообщения, и порекомендовало – такая замечательная формулировка – приобрести 386 небольших автобусов МАЗ для нужд местного пользования.

Казалось бы, замечательная инициатива: и народу поможем, и МАЗ немножко поддержим. Но давайте рассмотрим ее чуть более внимательно. Метод, которым в этот раз предложено облагодетельствовать широкие массы населения, вызывает восхищение.

Казалось бы, чего проще? Давайте просто дадим денег МАЗу. Нам не впервой. Но нет. В этот раз все немножко по-другому. Следим за руками.

Сначала страховые организации должны выкупить облигации Банка развития. Затем Банк развития за счет этих денег должен профинансировать его же компанию «Промагролизинг». Потом компания «Промагролизинг» должна предоставить эти средства МАЗу. Для того, чтобы он мог выпустить те самые автобусы и передать их в пользование предприятиям, подведомственным районным властям.

Цикл из пяти элементов. Вот такая вот интересная «пятиходовочка». Зачем же это надо?

Все материалы «Выводов Кныровича»

В этом месте вспоминается анекдот, как банкир рассказывал своему сыну о сути своей работы. Он взял кусочек сала из холодильника и положил его на стол. Потом взял его со стола и положил назад в холодильник. И спросил у сына: «Ты чего-нибудь понял?» – «Не-а». «Ну, вот смотри, что я сделал: взял сало и положил сало». – «Ну-у-у?..» – «А руки-то жирные!»

И в данной ситуации каждый из этих ходов предполагает, что каждой из этих замечательных и очень нужных стране организаций достанется по чуть-чуть, по своему процентику, полпроцентика. А вся нагрузка снова ляжет на местный бюджет.

В очередной раз за наш с вами счет

Ну, действительно. Есть страховая организация. Эти организации получают деньги откуда? Они получают деньги от нас с вами, когда мы платим чаще всего страховку за автомобиль либо «КАСКО». Это деньги, которые получила страховая организация, и она обязана их разместить в наиболее устойчивых безрисковых активах.

Являются ли такими активами облигации Банка развития? Да, конечно, на 100 процентов. Банк развития – это самый успешный и самый устойчивый банк в Республике Беларусь. Тут никаких рисков нет. Страховая организация, ее деньги защищены.

Далее на пути денег встает «Промагролизинг». Замечательная организация, которая выполняет очень важную государственную функцию, предоставляя в лизинг крупным и мелким предприятиям Республики Беларусь так нужную им технику.

Когда я говорю «замечательная и нужная организация», я ни разу не шучу. Это действительно абсолютно необходимый элемент государственной помощи тем или иным предприятиям.

И когда Банк развития вкладывает средства в «Промагролизинг», он тоже ничем не рискует. Абсолютно очевидно, что «Промагролизинг» ему эти деньги тем или иным способом вернет.

Когда «Промагролизинг» предоставляет деньги МАЗу, но, по сути, конечным получателем самих автомобилей являются те или иные небольшие предприятия в районах, рискует ли он? Казалось бы, риск у него нормальный – коммерческий риск, потому что эти предприятия могут ему эти деньги не вернуть.

Но как происходит в реальности? В реальности каждый раз, когда эти деньги невозможно возвратить, правительство тем или иным способом субсидирует всю эту историю. Правительство не бросает в беде подведомственные ему организации.

Что получается? Получается, что в результате всех этих достаточно сложных манипуляций правительство в очередной раз за наш с вами счет приобретает автобусы МАЗ. Если меня не подводят мои математические способности, то сумма всей этой операции составляет миллионов так 20 долларов. То есть в очередной раз мы с вами по 2 доллара скинемся на поддержку МАЗа.

И не нужна была бы вся эта цепочка

Как должно было бы быть в здоровой обстановке? Вот эта рекомендация купить 386 автобусов – примерно по три с небольшим в каждый район республики – в моем представлении, никак не связана с реальным спросом. И, как нынче принято говорить, при других обстоятельствах, вероятно, те самые предприятия, занимающиеся транспортными перевозками, должны были бы сами решить, нужны им эти автобусы или не нужны.

Они должны были бы объявить тендера в меру своего понимания текущей ситуации, и на эти тендера должен был придти не один МАЗ с лизинговой программой «Промагролизинга», а и конкурирующие компании.

И тогда, наверное, решение о том, что покупать именно эти автобусы с именно такой нагрузкой лизинговой или кредитной было бы значительно более взвешенным.

Правда, проблема в том, что, вероятно, МАЗ в такой ситуации не всё бы выиграл. И было бы не 386 автобусов, а может быть, 36. Но это точно было бы эффективное решение. И да: нам не понадобилась бы вся вот эта цепочка.

Ходят слухи, что директора МАЗа наказали. И коэффициент, по которому считается его зарплата, уменьшили в 2,5 раза. И теперь ему платят 700 долларов в месяц. Это, конечно, замечательно. Это очень экономит государственные средства. Но пока мы находимся в такой ситуации, когда у директора МАЗа нет ни ресурсов, ни полномочий, ни достаточной степени личной мотивации, все будет именно так.

Руководитель правительства будет исполнять функции директора МАЗа, Банк развития – его же финансового отдела, а мы все вместе будем отделом маркетинга и отделом продаж этого самого МАЗа.

Или зато 17,5 тысячи человек обеспечены работой?..

Все материалы «Выводов Кныровича»

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все