«Момент истины». Журнал Rolling Stone о Викторе Кислом и его компании Wargaming

«Момент истины». Журнал Rolling Stone о Викторе Кислом и его компании Wargaming

Первый белорусский миллиардер Виктор Кислый. Фото: free-shards.ru

Американский журнал Rolling Stone опубликовал на своих интернет-страницах большой материал о белорусе Викторе Кислом и его компании Wargaming. Предлагаем читателям Myfin.by перевод данной статьи, автор которой – журналист Крис Бейкер.

Когда Виктор Кислый был еще маленьким мальчиком, живущим в БССР, отец отвел его на постановку эпического «Спартака» с Кирком Дугласом.

«Меня потрясли эти ужасные и красивые битвы, – говорит он. – Легионы римских солдат атаковали, построившись в боевые порядки, а армия рабов-повстанцев скатывала на них огромные пылающие бревна. И я подумал тогда: «На месте Спартака я бы сделал по-другому! Пошел бы сюда, атаковал бы там». Меня захватила история. Не марксистская или какая-то в этом роде, а именно военная».

Примерно в то же время отец Виктора записал его в секцию по шахматам. Скоро мальчик стал одним из лучших игроков в белорусской столице – Минске. А любовь к расчерченной квадратиками доске логично привела к военным стратегическим играм.

Он был настолько ими увлечен, что нарисовал на линолеуме в квартире, предоставленной семье государством, карту поля боя и использовал кусочки бумаги и арбузные семечки вместо пехоты и кавалерии. Родители были вне себя, потому что сын использовал перманентные чернила.

А скоро парень уже пытался разработать свои собственные игры на лучшем компьютере, который только мог достать – переделанной копии популярного ZX Spectrum.

Два десятилетия спустя двойная страсть Кислого к военной истории и стратегическим играм сделала его миллиардером. Основанная белорусом компания Wargaming создала  высокодоходную линейку доступных и исторически-правдивых ММО-игр.

Это не просто самый крупный разработчик из стран бывшего Восточного блока – это один из самых популярных и прибыльных девелоперов во всем мире.

Тройка так называемых условно-бесплатных игр Wargaming для персональных компьютеров – World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships – располагает 150 миллионами игроков, которые покупают более чем 4 млн игровых элементов каждый день.

Самые дорогие объекты – достоверно воссозданные образцы старой военной техники: японский ракетный истребитель-перехватчик J8M за 54,99 доллара, советский эсминец типа «Ленинград» 1930-х годов за 25,99 и британский танк «Черный принц» времен Второй мировой, который не пошел дальше стадии прототипа, за 10,49.

Игра World of Tanks. Фото: rollingstone.com

«Ваш отец надерет вам задницу»

Wargaming наиболее популярен вблизи страны, где был основан, – в России и других постсоветских государствах. В этом регионе его игры настолько распространены, что компания ведет совместные с Burger King проекты по продвижению примерно так же, как может кооперировать сеть фастфуда с новым фильмом Pixar в США.

Недавно Wargaming подписал договор с производителем косметики о выпуске в России коллекции средств ухода за мужским телом, на которых будет стоять бренд World of Tanks.

Кислый говорит, что многие россияне наклеивают на бампер своей машины стикер Wargaming, чтобы передать окружающим тот же месседж, что и американец, помещающий туда значок Harley Davidson, – такой способ оповестить всех о том, чем вы занимаетесь, когда не стоите в пробке.

Завоевав страны бывшего Восточного блока, Wargaming укрепляет свои позиции на Западе. Консольные версии наиболее крупных игр уже популярны в Америке, как и версия для мобильного телефона под названием World of Tanks Blitz. Она все еще нишевая, но постоянно набирает мощь и завоевывает игроков, которых другие разработчики игнорировали.

«Наша аудитория – в основном люди постарше, – говорит Джей Коэн, главный менеджер Wargaming America. – Отцы знакомят с игрой сыновей. И если вам 18 или 20 лет, и вы не новичок в Call of Duty, ваш отец надерет вам задницу, когда вы будете играть с ним в первый раз».

Секрет популярности игры в том, что разработчики знали, где быть чрезвычайно достоверными, а где упростить механику ведения боя. «В реальности битвы могут занимать дни, а танки – стрелять по объектам в двух милях от них, – говорит Кислый. – Мы должны были сжать время и расстояние, а также упростить управление мышью и клавиатурой».

Игры всей линейки Wargaming в основном построены на стратегии. Кислый окрестил это «шахматами на стероидах». Поединки рассчитаны так, чтобы уложиться в 10-15 минут, а пользователи стреляют друг в друга на намного более коротких дистанциях. Каждый ведет в бой одну машину, при этом не надо беспокоиться о пополнении припасов и невинных гражданских.

Игра World of Warplanes. Фото: migom.by

«Сами измеряем толщину брони»

Зато чему уделен максимум внимания, – так это тому, чтобы танки, самолеты и корабли были сделаны достоверно. Элементы, которые компания продает в своих играх, всегда скрупулезно воссозданы по реальным прототипам.

В Wargaming работает 4 тысячи сотрудников, и две дюжины из них – историки. Они ездят по миру, рыская по национальным архивам и частным коллекциям, чтобы удостовериться в аутентичности игровых моделей.

Николя Моран, директор по взаимодействию с архивами в Wargaming America, – один из таких историков. Вдобавок к изучению исторических документов и налаживанию связей с музеями, он и его коллеги постоянно крутятся вокруг сохранившихся образцов техники, чтобы проверить размеры.

«Я нашлепываю прибор ультразвукового измерения на броню танка, и понимаю, что книги по истории ошибаются – толщина всего 10 сантиметров, а не 12, – говорит он. – Тогда команда вмешивается в процесс и меняет данный параметр в самой игре».

Эти детали по-настоящему важны для многих геймеров. Моран говорит, что аудитория Wargaming – это скорее фанаты военной истории с тягой к интересной игре, чем игроки, интересующиеся военной историей. В другие времена в свободное время они бы, наверное, склеивали модели кораблей и бомбардировщиков. Теперь же могут купить виртуальные версии машин по 10 или 20 долларов и направить их в бой в виртуальном мире.

Неудивительно, что многие из этих любителей военной истории – сами бывшие или действующие военные. «У нас их намного больший процент, чем можно встретить просто выйдя на улицу, – говорит Николя. – Только около 6 процентов населения служили в армии, включая береговую охрану. В нашей игре цифра будет около 40 процентов».

Моран скоро поедет в Шведский музей танков, который находится рядом со Стокгольмом. Историки Wargaming соберут здесь данные для новой линейки танков, которые станут доступны игрокам в этом году. Но во время поездки в Швецию они также снимут много видеоматериала и разместят его в интернете.

У Николя есть серия роликов на YouTube, где он рассказывает игрокам о мельчайших деталях реальных объектов военной техники. «Я забираюсь в танк, и говорю, что делает вот эта кнопка. Не так уж много людей вообще хотят знать, что в танке M4 Sherman вот так отключается гидравлический подъемник и ставится ручное управление. Но если вам это действительно надо, приходите к нам и мы расскажем».

Виктор Кислый. Фото: rollingstone.com

«Эта штука заставила плакать»

В добавление к стандартному комьюнити-контенту, предлагаемому большинством игр, Wargaming много тратит на создание того, что делал History Channel до того, как променял документальные фильмы про Вторую мировую на реалити-шоу о ломбардах и пришельцах. Одна серия видеороликов посвящена классическим военным кораблям типа USS Texas и Yamato. Другая с помощью компьютерной анимации реконструирует эпические битвы и отважные спасения.

Компания даже экспериментирует с недокументальным контентом. На Международный день мира Wargaming выпустил короткий фильм со сложной постановкой и спецэффектами.

В нем чередуются сцены с пилотом японского бомбардировщика, атакующим корабль, и американским солдатом на борту этого корабля, а также кадры с их семьями, тревожно ждущими своих близких дома. И все это разворачивается на фоне звучащих стихов советского военного поэта Константина Симонова.

Один из комментаторов на YouTube написал: «Мне 43, рост под два метра, вес 130 кг, но эта проклятая штука заставила меня заплакать».

Wargaming также вкладывает деньги в спасение объектов военной истории. Компания спонсировала подъем последнего оставшегося легкого бомбардировщика Dornier Do 17 и восстановление последнего же супертяжелого танкера Maus. Была даже отправлена экспедиция в Мьянму, чтобы проверить сообщение о захороненных там редких самолетов Spitfire.

Моран говорит, что взаимодействие с поклонниками игры также включает спонсорство многих мероприятий в военных музеях, хотя это и встречает некоторое сопротивление.

«Глава исследовательской команды в музее Panzer, который в Мюнстере, как-то назвал нас «врагами», – говорит Моран. Немецкому исследователю казалось, что игра не показывает геймерам реальную цену войны. И все же в итоге он согласился, что партнерство с Wargaming – лучший способ передать полную ее картину новой аудитории.

«Убиваем друг друга лишь в онлайне»

Учитывая большое число военных в базе игроков, кое-кто из них нет-нет да и вовлекается в жаркие стычки на форуме, споря о том, что оружие его родной страны самое лучшее. Тем не менее, Николя утверждает, что многие геймеры приобретают машины вне зависимости от страны их происхождения. И все-таки отмечает, что разные национальности играют на разных серверах, и это надежно предотвращает выплеск неприязни в игру.

Единственное место, где геймеры разных стран сталкиваются друг с другом, – ежегодные большие финалы Wargaming League. Компания сейчас серьезно развивает направление электронного спорта.

The Wargaming.net League Grand Finals 2015. Фото: Bit-Tech.net 

В прошлогодних соревнованиях в польской Варшаве игроки World of Tanks со всего мира сражались за 300 тысяч долларов призовых. Финал прошел на нервах, и команда Natus Vincere вышла вперед после того, как член враждующего клана, известного как HellRaisers, Юрий «applewow» Ильин застрял в расщелине на краю горы.

Все игроки финала были из бывших советских республик, где Wargaming наиболее популярен: Украина, Латвия, Россия и Беларусь. Западной Европе и обеим Америкам в этом плане многое предстоит наверстать.

Иметь дело с национальным соперничеством среди игроков достаточно тяжело. Но имея 16 офисов по всему миру, приходится работать и с разницей в культурах и подходах самих сотрудников.

«Здесь в Калифорнии на собраниях мы все улыбаемся, мы эмоциональны и инстинктивны, – говорит Коэн. – А за океаном ребята очень аналитичны, и очень любят спорить. Они идут напролом к сути вопроса, и так как английский – второй язык, разговор может иногда казаться недипломатичным. Но когда собрание заканчивается, раздражительность немедленно испаряется, и они говорят: «А пойдем-ка попьем кофе и покурим».

В обычный ход вещей могут вмешаться и события внешнего мира. Коэн утверждает, что между Wargaming America и другими офисами не было никаких проблем, даже несмотря на накал страстей в отношениях США и России. «Хотите услышать о каких-то потенциально затруднительных ситуациях? – говорит он. – В прошлом году, когда происходили все те события в Крыму, у нас была одна студия в Киеве, а другая – в Москве».

Управлять многонациональной компанией, когда по земле грохочут реальные танки, было тяжело. «Это оказалось для нас – как это называется? – моментом истины, – говорит Кислый. – Какие-то трения существовали, и все же внутренний мир поддерживался. Название нашей компании Wargaming, однако мы очень мирные люди. Носимся повсюду, убивая друг друга, но только на виртуальном поле боя».

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все