Для нашего государства и общества по-прежнему остаются актуальными проблемы роста правонарушений среди несовершеннолетних.
Это свидетельствует и о недостаточности тех традиционных усилий, которые используются сегодня родителями, педагогами, милицией, органами исполнительной и судебной власти.
Решению данных проблем может помочь школьная медиация.
В России, например, утверждена концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей.
Беларусь тоже не должна оставаться в стороне, а постепенно переходить на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
В 2015/2016 учебном году центр «Медиация и право» организовал экспериментальный проект по развитию школьной медиации. Были задействованы Минск, Бобруйск и Гродно.
Что сделано в Минске
В Минске объектом внимания стала средняя школа №30. Целью проекта здесь была – ввести метод «Школьная медиация», сформировать базовые умения для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде.
Курс этот слушали все заинтересованные: административные работники, организаторы системы образования, педагоги, воспитатели, педагоги-психологи и так далее. Прошла и программа обучения самих детей.
В одном из 5-х классов был рассмотрен конфликт между девятью мальчиками. Проведена индивидуальная работа с учащимися и их законными представителями, а также групповая работа по разрешению конфликта и сплочению коллектива.
Как итог, отношения между учащимися урегулированы. Жалоб по дисциплине, информации по конфликтным ситуациям в социальную службу не поступало.
В одном из 7-х классов произошла конфликтная ситуация между учащимися, в ходе которой отец одного из мальчиков применил силу к другому. Конфликт также был улажен. В классе провели ряд занятий по сплочению коллектива.
Что сделано в Гродно
В Гродно в фокусе оказалась средняя школа № 38. В январе-феврале 2016-го здесь была организована служба примирения, в состав которой вошли педагоги и медиаторы.
Например, в службу обратились родители учащихся одного из классов: у детей резко снизились оценки по одному из предметов, который сдается на выпускных экзаменах.
При помощи медиации выяснились все вопросы сторон друг к другу. Учитель жаловался на низкий уровень знаний учеников, их нежелание осваивать предмет, несмотря на предпринимаемые дополнительно меры.
А школьники отмечали, что преподаватель редко обращал внимание на допущенные ошибки, недостаточно их комментировал и анализировал. Поэтому не всегда был понятен новый материал.
Результатом медиации стало введение дополнительного факультатива по предмету, удобное для всех по времени. Преподаватель ввел систему бонусов и отработок в виде дополнительных специальных заданий.
В итоге в классе средний балл успеваемости поднялся на 1,5–2 балла. Интерес к предмету повысился.
Работа в школе продолжается. Кроме работы медиаторов по различным спорам, ведется подготовка примирителей из числа учителей, родителей и учащихся старших классов.
Кстати
Сейчас Центр «Медиация и право» и Комитет образования Мингорисполкома договорились заключить соглашение в отношении школьной медиации и провести системную работу в школах Минска, чтобы потом позитивный опыт распространить на всю страну.
Виктор Каменков – директор центра «Медиация и право», завкафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, медиатор, доктор юридических наук, профессор.
Ирина Орловская – исполнительный директор общественной организации «Белорусский республиканский союз юристов», замдиректора центра «Медиация и право», куратор проекта «Школьная медиация», медиатор.
Справка:
Центр «Медиация и право» учрежден Белорусским республиканским Союзом юристов, зарегистрирован в Минске в феврале 2014 года. Работает в двух направлениях: подготовка специалистов в сфере медиации и ведении переговоров, и проведение процедуры медиации. В составе центра тридцать два практикующих медиатора. Тренеры центра – опытные преподаватели, занимающиеся практической и научной работой в области психологии, права и экономики. Многие из них – кандидаты наук и проходили стажировку и обучение в Европе и США. Руководитель центра – доктор юридических наук, профессор Виктор Каменков.