Капиталист с человеческим лицом. Как житель Кричева пленил кошельки и сердца австралийцев

Капиталист с человеческим лицом. Как житель Кричева пленил кошельки и сердца австралийцев

Сидни Майер. Между 1920 и 1934 годами. Фото: nla.gov.au

«Майер» – самая крупная сеть универмагов в Австралии. Сегодня она состоит из 67 магазинов, в которых работает 12,5 тысячи человек. Ежегодная выручка – более 2,5 млрд долларов.

Жизнь любого австралийца так или иначе связана с «Майер». За свою 100-летнюю историю эта ритейлерская сеть превратилась в нечто большее, чем просто бизнес. Она стала частью истории континента, одной из его легенд.

Так же, как и жизнь ее основателя – Сидни Майера. Человека, который приехал в Австралию, почти не имея денег в кармане и не зная ни слова по-английски, но в конце концов построил огромную торговую империю.

А родился он в белорусском Кричеве.

Симха Баевский (второй справа) в кругу семьи. Российская империя, 1897 год. Фото: janesoceania.com

В Мельбурн вслед за старшим братом

Симха Баевский, ставший впоследствии Сидни Майером,  появился на свет 8 февраля 1878 года. Он был самым младшим из 11 детей гебраиста Иезекиля Баевского и его жены Куны Дубруши, в девичестве Шур.

Кричев тогда находился в составе Могилевской губернии Российской империи. Он как раз попадал в черту оседлости, за пределами которой запрещалось жить иудеям и цыганам.

Симха ходил в еврейскую начальную школу, затем в высшую школу, был отличником, потом управлял магазином матери, где торговали тканями. А в 1899-м в свои неполные 20 эмигрировал в Австралию, куда уже уехал его старший брат Элкон.

Элкон был старше Симхи на 3 года и до этого прошел все те же ступеньки «карьеры», что и он. И в конце концов оказался в Мельбурне, где нашел работу в магазине нижнего белья у одного из родственников.

Мельбурн. Около 1900 года. Фото: urban.melbourne

Не хотел торговать по субботам

Прибывший в Мельбурн Симха присоединился к нему. Братья оставались в магазине еще несколько месяцев, в течение которых младший брат активно изучал английский.

А затем, взяв одну из семейных фамилий – Майер – переехали в город Бендиго и открыли магазин по продаже тканей. Сидни торговал в сельской местности – сначала пешком, затем с лошадью и телегой.

В 1900 году братья вступили в официальное партнерство. Но вскоре оно разорвалось – Элкон хотел строго придерживаться правила не торговать по субботам. Он возвратился в Мельбурн, где стал производить одежду.

Младший же брат купил долю старшего за 320 фунтов и остался в Бендиго. Но они продолжали тесно сотрудничать – Сидни стал крупнейшим покупателем Элкона.

В 1905-м Сидни женился на Ханне Флегельтауб из города Балларат. У них не было детей, но с 1911-го Сидни являлся опекуном своего племянника.

Один из магазинов «Майер» в наши дни. Фото: bandt.com.au

Что такое ураганная распродажа

Экзотически оформленный магазин в Бендиго привлекал толпы покупателей. Здесь они находили такой выбор и такие предложения, перед которыми невозможно было устоять.

Сидни Майер, как оказалось, имел дар попадать в новейшие модные веяния и красиво подавать товар. Он к тому же не боялся дерзкой рекламы, сенсационной и убедительной одновременно, взывающей к женским привычкам и склонностям.

К 1907 году в «Популярных тканях Бендиго» работало более 60 человек. И она расширила свои площади. В 1908-м Сидни за 22 тысяч фунтов купил магазин своего конкурента, а последовавшая, как пишут биографы, «ураганная распродажа» товаров помогла ему расплатиться с кредиторами.

Став  крупнейшим торговцем в городе, Майер за 3 года увеличил оборот с 38 тысяч до 160 тысяч фунтов, а чистая годовая прибыль выросла до 15 тысяч.

«Популярные ткани Бендиго». 1905 год. Фото: theage.com.au

Лихорадка длилась целую неделю

В 1909 году Сидни съездил за границу изучить британский и европейский методы торговли и установить контакты с производителями и экспортерами.

Двумя годами позже он ухватился за возможность приобрести магазин тканей на Бурк-стрит в Мельбурне, за который заплатил 91 тысячу фунтов.

Сидни тут же поднял работникам зарплату, затем на две недели закрыл магазин, закупая товар, и в июне, после череды газетных объявлений на всю полосу, Мельбурн испытал на себе первую распродажу «в стиле Майер».

Старый товар продавался за бесценок, новый шел почти по себестоимости, ткани, ранее находившиеся за прилавками, были разложены на столах, и лихорадка шопинга длилась целую неделю.

Магазин продолжил работу под началом своего бывшего менеджера Эдвина Ли Нейла.

К Сидни же тем временем присоединился его брат Элкон, который с еще одним замом управлял двумя магазинами в Бендиго вплоть до их продажи в 1914 году.

Флагманский универмаг «Майер» на Бурк-стрит сегодня. Фото: dedece.com

По примеру Сан-Франциско

А в 1913-м Майер приступил к своему грандиозному плану – превращению магазина на Бурк-стрит в современный универмаг под названием «Майер Эмпориум».

Пока шла реконструкция, он переместил торговлю в купленный специально для этого универмаг на Флиндерс-стрит. Переезд прошел за одну ночь. Покупателей удержали бесплатным автобусным сообщением и непрерывным рядом акционных предложений.

Построенное по образцу «Эмпориума» в Сан-Франциско и носящее такое же имя, новое 8-этажное здание за 70 тысяч фунтов открылось в июле 1914 года невероятно успешной большой распродажей.

Этот универмаг стал основанием для дальнейшего разрастания торговой империи Майера. Один за одним он будет скупать прилегающие здания, чтобы превратить торговую площадку в Мельбурне в своеобразный город в городе. А затем сетью магазинов покроется весь континент.

Во время войны, боясь, что Австралия может быть отрезана от заграничных поставок, Сидни увеличил закупки у местных производителей и начал производство собственных товаров.

Бизнес расширялся, и в конце 1917-го он основал «Майерс Пи-Ти-Уай Лтд» с капиталом 500 тысяч фунтов. Директорами стали Майер и Нейл.

Сидни Майер. Приблизительно 1925 год. Фото: myerfoundation.org.au

Голубые глаза, выразительный рот

Как пишут биографы, влияние Сидни было харизматичным. Он часто совершал по магазину рейды и тут же подмечал все ошибки. Мог в один момент перевернуть с ног на голову работу любого отдела.

Случалось, Майер говорил жестко, иногда были вспышки внезапного гнева, но в целом обращался с сотрудниками вежливо, конструктивно критиковал, поощрял инициативу и усердие.

Он был знатоком характеров, и его собственный заразительный энтузиазм, природное благородство и шарм завоевывали людей. Лояльность и стремление к совершенствованию у сотрудников «Майер» были предметом зависти других нанимателей.

Живое чувство юмора Сидни компенсировала глубокая задумчивость. Он был высок, элегантен, с темными вьющимися волосами, светлыми голубыми глазами, высокими скулами, аккуратными усами и выразительным ртом.

Говорил тихо, и в речи угадывался русский акцент, который становился сильнее, когда Майер, всегда неохотно, говорил на публике.

«Майер Эмпориум», 1929 год. Один из фасадов. Фото: nla.gov.au

Фронтон растягивается вширь

В 1919 году Сидни уехал в США изучить американские универмаги. Там он развелся, принял христианство и женился на 19-летней Маржори Мерлин из Мельбурна.

Супруги впоследствии каждый год проводили несколько месяцев в Калифорнии, где и родились их четверо детей.

К 1920-му «Майер Эмпориум» разросся до 200 отделов и был хорошо известен своими понедельничными и пятничными акциями, а также целым флотом доставочных грузовиков.

Бизнес разветвлялся, было решено объединить все фирмы, включая лондонское отделение, в холдинг «Майерс Лтд» с капиталом 2 млн фунтов. И хозяином всего этого был Сидни.

Компания стабильно росла, бизнес с 1922 по 1925 увеличился в 3 раза. Фронтон универмага на Бурк-стрит растянулся вширь после покупки соседних магазинов.

Появлялись новые торговые площади на других улицах и в других городах – например, в Аделаиде. К 1926 году в холдинге работали уже более 2 тысяч человек.

«Майер Эмпориум», 1929 год. Вид сверху. Фото: nla.gov.au

От кафетерия до дома мод

Поэтому была сформирована новая компания под названием «Майер Эмпориум Лтд». Капитал у нее был равен уже 3 млн фунтов. В 1927-м чистая прибыль составила 328 тысяч фунтов и акционеры получили дивиденд 17,5 процента.

Сидни Майер и Ли Нейл продолжили управлять империей, но появился и большой вспомогательный директорат.

Постепенно бизнес становился не только продажей тканей и одежды. Так, в 1930 году Майер выкупил магазин, торговавший посудой, а в 1931-м - качественной мебелью.

Вскоре «Майер» начал обслуживать всех и вся, удовлетворяя любые нужды покупателя, предоставляя товары на любой кошелек и вкус.

В 1926 году в Мельбурне открылась бакалейная лавка «Кэш энд Кэрри», потом появился один из самых крупных в мире кафетериев, затем красивейший «Мьюрал Холл», где устраивались показы мод.

Дом Майера в Тоораке, Мельбурн. Фото: nla.gov.au

Не был уволен ни один сотрудник

Майер стал известен в Австралии не только благодаря своему чутью предпринимателя, но и благотворительности, хорошему отношению к людям.

Со временем он все чаще стал смотреть на сотрудников своей компании как на семью. Начал делиться акциями предприятия с управляющими, менеджерами и простыми сотрудниками. Был введен оплачиваемый отпуск, основан фонд для заболевших, оборудованы дома отдыха и даже больница при универмаге.

Ежегодно устраивались балы и пикники, футбольные и крикетные матчи, рождественские вечера и благотворительные концерты.

В разгар Депрессии в 1931-м Майер начал реконструкцию «Майер Эмпориум», которая стоила 250 тысяч фунтов. Сделано это было специально для увеличения занятости и чтобы приободрить людей.

Из-за падения покупательской способности он ограничил маржу прибыли до 5 процентов. А также на 20 процентов урезал зарплаты всем сотрудникам, включая себя. Зато ни один работник не был уволен.

Мерлин Майер, вторая жена Сидни. 1958 год. Фото: myerfoundation.org.au

Знаменитый рождественский ужин

«Задача капитала – дать людям работу. Если он это не сделает, то ничего не стоит», – заявил Сидни Майер. В 1931-м он призвал магнатов инвестировать в правительственные проекты, чтобы люди нашли работу и встретили счастливое Рождество.

Сидни сам отдал 22 тысячи фунтов для немедленного продолжения одного из проектов, благодаря чему занятость отыскали многие сотни людей.

В Австралии до сих пор помнят рождественский ужин для более чем 10 тысяч безработных, который Майер устроил в 1930 году. Их пригласили в выставочное здание, проезд в трамвае был бесплатным, играла музыка, а каждый ребенок получил подарок.

В 1926 году, узнав о тяжелом финансовом положении университета Мельбурна, он подарил ему 25 тысяч акций «Майер», которые стоили 50 тысяч фунтов.

В 1928-м поддержал тихоокеанский перелет авиатора Чарльза Кингсфорда Смита. А в 1929-м спас от закрытия детскую больницу, подарив ей 8 тысяч фунтов.

Он любил классическую музыку, а поэтому поддерживал Мельбурнский симфонический оркестр, устраивал серии бесплатных концертов и делал многое-многое другое.

Могила, где похоронен Сидни Майер. Фото: wikipedia.org

Блеск, с которым совершалась революция

Умер Сидни Майер внезапно из-за остановки сердца 5 сентября 1934 года недалеко от своего дома в Тоораке – пригороде Мельбурна.

Он оставил после себя двух сыновей, двух дочерей и состояние в более чем 1 млн фунтов. По завещанию, одна десятая средств пошла на создание благотворительного фонда, который действует в Австралии и сейчас.

Четыре года спустя после смерти Сидни умер от рака после долгой болезни и его брат Элкон.

Как пишут биографы, «оптимизм и человеколюбие Майера, его коммерческий гений и отвага, а больше всего тот блеск, с которым он совершил революцию в ритейле и изменил сердце Мельбурна, сделали его одним из величайших людей своего времени».

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все