Фото: бти-киев.укр
Весной ежегодно активизируются покупатели дач и домов для летнего отдыха. Длится это, как правило, до ноября, рассказали в агентстве недвижимости «Твоя Столица».
– Продажи идут волнообразно. Первый пик уже несколько лет приходится на март-апрель. Затем следует небольшое затишье – сказывается сезон отпусков. Второй приходит вместе с «бабьим летом» в сентябре и держит продавцов загородной недвижимости в напряжении до конца октября, – пояснила менеджер агентства Елена Акулич.
По ее словам, решительно настроенных покупателей с приходом весны становится заметно больше. Но увеличивается и количество предлагаемых на продажу объектов.
В результате предложение продолжает значительно превышать спрос, а покупатели, с каждым годом все больше выбирающие бюджетный вариант, становятся избирательней.
– Спрос на загородные дома и дачи есть, но он постоянно ослабевает, причем идет переориентация с домов на дачи, поскольку стоят они меньше. В итоге за 2016-й спросовых заявок на покупку домов в Минске и ближнем пригороде стало на 20% меньше, а предложение выросло на 10%, – привела данные эксперт.
Сейчас покупатели рассматривают объекты не только в пределах 30 км, но и даже 50 км от МКАД, отметила еще одну тенденцию она.
На основании типовых запросов покупателей и расположения населенных пунктов вблизи Минска можно выделить три зоны интереса покупателей: до 5 км, около 15 км и 30 км от МКАД.
– Структура предлагаемых год от года на продажу дач и домов крайне неоднородна. Именно год от года, а не месяц от месяца, потому что загородные дома не имеют такой ликвидности, как квартиры в городе. Поэтому срок их самостоятельной продажи может исчисляться годами, – отметила Елена Акулич.
Но это не значит, что дачи и дома не нужны, считает она. Скорее, наоборот – для отдыха люди все чаще отдают предпочтение своему уголку на природе.
Но цены, которые выставляют большинство продавцов, как правило, завышены. Им до сих пор тяжело свыкнуться с реальными ценами и объективно определить рыночную стоимость своего объекта.
– К тому же большинство продавцов дач и домов ждут весну в надежде, что найдется покупатель на определенную ими цену. Но сезонность им по части цены уже не помощница. Как минимум с 2009 года, когда на рынке «загорода» началось ценовое снижение, и которое продолжается до сих пор, – говорит специалист.
По ее словам, продавцы в основном определяют начальную цену так: считают свои вложения, смотрят самые дорогие предложения по таким же домам и дачам, добавляют к этой цене 10% и выставляют объект на продажу в ожидании весенней активизации.
Все это отпугивает потенциальных покупателей. В итоге чуда не происходит, и шквала звонков нет. Максимум, что продавец получает – это «пустые» показы. И только к концу осени приходит понимание, что что-то пошло не так.
– Но менять цену уже поздно, потому как в самом преддверии зимы интерес к загородной недвижимости иссякает. И приходится откладывать продажу на следующий год. А на следующий год цены оказываются еще ниже – и начинается все по-новому, – объяснила Елена Акулич.
Чтобы избежать такого, нужно при определении начальной цены ориентироваться не на затраченные на строительство и отделку суммы, и уж тем более не на желания других продавцов похожих объектов, а на реальные цены сделок, советует она.
Как показывает практика последних лет, в условиях снижающегося спроса и увеличивающегося предложения, в абсолютном большинстве случаев вложенные затраты при продаже не окупаются.
– Такой же прогноз и на среднесрочную перспективу. Продавцы, считающие иначе, рано или поздно вынуждены снижать цену до приемлемого для рынка уровня. С учетом снижения цен в последние несколько лет промедление чревато потерями в стоимости, – подытожила менеджер.