Новые вклады в феврале: рублевые растут медленно, а валютные вообще не интересны

Новые вклады в феврале: рублевые растут медленно, а валютные вообще не интересны

В феврале объем вновь открытых срочных депозитов физлиц в национальной валюте опять незначительно вырос, продолжив тем самым тенденцию медленного прироста объемов. Но несмотря на то, что Br-рублевые вклады сейчас, при ревальвации Br-рубля к доллару, очень прибыльны в долларовом эквиваленте, прирост замедляется: февральский объем выше январского незначительно – лишь на Br8 млн.

В национальном секторе хотя бы идет рост, а вот в иностранной валюте новых срочных вкладов население открывает с каждым месяцем все меньше: в феврале опять обновлен их многолетний минимум. Долларовые депозиты сейчас не выгодны: очень низкая доходность по вкладу и, главное, курсовая стабильность не обеспечивают сохранность покупательской способности сбережений. Инфляция ежемесячно снижает реальный вес Br-рубля, а Br-рублевый эквивалент валютных вкладов даже не растет – он снижается из-за падения курса доллара.

В целом, во всех валютах, февральский объем новых срочных вкладов в Br-рублевом эквиваленте даже номинально, без учета изменения покупательской способности Br-рубля, снизился до уровня 3,5-летней давности, с поправкой же на инфляцию – стал минимальным с января 2009-го. Как и в долларовом эквиваленте: $-эквивалент всех новых срочных депозитов физлиц стал самым низким с лета 2008-го, за 8,5 года. Это прямой результат падения реальных доходов белорусов: откладывать на депозит получается все меньше и труднее.

Долларизация новых вкладов снижается, так как объем новых срочных Br-рублевых депозитов физлиц все же растет, а инвалютных падает.

Депозиты в национальной валюте: прирост объемов новых вкладов сильно замедлился

В феврале продолжилась тенденция медленного ежемесячного прироста объема нового депонирования Br-рублевых средств населения в банки, но в этот раз прирост оказался совсем незначительным – лишь на Br8 млн больше, чем в январе. Тем не менее, февральская сумма «приноса» Br-рублей в банки стала максимальной за 11 месяцев.

В отчетном месяце было открыто новых срочных депозитов физлиц в национальной валюте (а в статистику включаются не только физический приток «новых» денег в банк извне, но и рекапитализация начисленных процентов и продление уже действующего вклада на новый срок без выноса денег из банка) на Br285 млн (в т. ч. по сроку до 1 года – Br200 млн, свыше 1 года – Br85 млн).

Сегодняшние объемы – незначительные в сравнении с объемами нового депонирования в 2013-14 годах.: тогда они были в разы больше, иногда превышали Br1 млрд. Как раз в то время была зафиксирована и исторически рекордная сумма – Br1,404 млрд (в апреле 2015-го).

Но сразу после достижения этого максимума пошло быстрое сокращение свежего притока Br-рублей в банки от населения, в первую очередь в связи с девальвационными ожиданиями, которые подтвердились в августе того года, а также из-за снижения реальных доходов граждан. Результатом стало падение объемов новых срочных Br-депозитов на порядок: в июле 2016-го открыто новых срочных вкладов физлиц лишь на Br169 млн – минимум последних 4-х лет. С этого «дна» и пошла тенденция почти ежемесячного, но медленного увеличения объемов.

Сегодняшние суммы новых срочных Br-рублевых депозитов физлиц значительно превосходят объемы Br-депонирования, которые были еще раньше, до 2013-го года – но лишь номинально, в абсолютных цифрах, без учета изменения покупательской способности Br-рубля.

С поправкой же на инфляцию, учитывающую реальную стоимость Br-рубля прошедших периодов и рассчитанную по официальному индексу потребительской инфляции, даже выросший февральский объем новых срочных Br-депозитов остается одним из самых низких за последние 14 лет по покупательской способности всей своей денежной массы.

Долларовый эквивалент объема новых срочных Br-вкладов населения, естественно, тоже прирастает от месяца к месяцу, подгонямый еще и ревальвацией Br-рубля к доллару: $-эквивалент открытых в феврале срочных Br-депозитов физлиц ($151 млн) больше январского на $8 млн.

Но февральский объем выше только объемов предыдущих месяцев (в середине 2016-го $-эквивалент упал было вообще ниже $100 млн), а  ведь еще недавно, в 2013-15 годах., был в разы, а то и на порядок, выше: ежемесячно новых срочных Br-вкладов физлиц открывалось тогда на $500-900 млн в эквиваленте, а, бывало, и на более $1 млрд.  Но даже еще раньше, с 2004-го по 2012-й, $-эквивалент их был больше, чем сейчас.

Исторический максимум $-эквивалента был в ноябре 2013-го  и январе 2014-го – более $1,2 млрд, и возвращения к таким объемам не будет.

Депозиты в иностранной валюте: февральский объем обновил 8-летний минимум

В отличие от Br-рублевых, объемы новых срочных депозитов физлиц в иностранной валюте имеют отчетливую тенденцию снижения в последние 1-1,5 года. Это объясняется невыгодностью их использования в условиях падения курса доллара, не говоря уже про «проигрыш» инвалютных вкладов в конкуренции с Br-рублевыми.

Так, доходность новых долларовых срочных депозитов физлиц сейчас – 1,5-2,5% годовых, тогда как долларовая доходность Br-рублевых срочных  в эквиваленте – десятки процентов годовых (на процентную ставку, которая находится сейчас на уровне 10-15%, накладывается еще и процент ревальвации Br-рубля к доллару, увеличивая приращивание $-эквивалента Br-депозита).

Кроме того, непосредственное влияние оказывает падение реальных денежных доходов населения: свободных денег для покупки валюты в сбережения остается после похода в магазин все меньше.

Итогом всего этого стало уменьшение депонирования населением иностранной валюты в банках в феврале 2017-го до 8-летнего минимума: в отчетном месяце открыто новых инвалютных срочных вкладов физлиц лишь на $389 млн. 

Это уровень конца 2008-го. С тех пор ни разу не было такой маленькой суммы. Наоборот, в те годы она только прирастала, перевалив в 2015-м за $1 млрд в месяц,

Исторический же рекорд валового притока валюты от физлиц в банки, который был зафиксирован в августе 2015-го – вообще $1,512 млрд (в тот месяц из-за девальвации Br-рубля произошел переток из Br-рублевых в валютные, появился дополнительный объем).

Рост интереса к валютным вкладам начался с конца 2008-го на фоне мирового кризиса. Он резко усилился с 2009-го, когда в самом начале года произошла неожиданная для большинства девальвация Br-рубля, и обладатели Br-вкладов  очень сильно потеряли в $-эквиваленте, а процентные ставки по валютным вкладам в 2009-м выросли до 10-12% годовых (в 5-10 раз больше, чем сейчас).

До 2009-го новых срочных валютных вкладов открывалось мало, предпочтение отдавалось Br-рублевым: с 2001-го по 2008-й Br-рубль был стабилен, и Br-рублевые срочные депозиты давали прибыль в $-эквиваленте намного большую, чем непосредственно долларовые, – десятки процентов годовых.

Br-эквивалент февральского объема новых срочных инвалютных вкладов физлиц – Br736 млн. Это номинальный минимум за 3 года. Рекорд же месячного притока иностранной валюты на новые срочные вклады в Br-эквиваленте – почти Br2,5 млрд (в августе 2015-го). И это, к тому же, пересчитано по тогдашнему курсу Br/$. По теперешнему было бы почти Br3 млрд.

С учетом же инфляционного неравенства сегодняшняя покупательская способность февральского объема новых валютных депозитов физлиц стала самой низкой за последние 8 лет.

Хотя в период до 2009-го объем новых вкладов в иностранной валюте был вообще мизерным в сравнении и с сегодняшними объемами, даже с поправкой на инфляцию, по сегодняшней покупательской способности их Br-эквивалента.

Удельный вес долгосрочных депозитов в общей сумме новых вкладов больше в инвалютном сегменте, чем в национальном, что объясняется различием объемов и целей размещения денежных средств в банковской системе (для больших сумм сбережений и на длительный период хранения чаще выбираются доллары и евро, несмотря на то, что доходность по валютным вкладам очень низкая), а также «портретом» вкладчика. Но в общей массе краткосрочных вкладов и там и там больше, чем долгосрочных.

И все же курсовая стабилизация привела к тому, что в национальном секторе новых срочных вкладов доля долгосрочных депозитов растет последние несколько месяцев, а в феврале поднялась до 30,1% – максимума за более чем 2 года, со времен до начала текущего кризиса и девальваций 2015-16 годов.

В иностранном же секторе, наоборот, доля упала к январскому уровню (до 40,2%), хотя в целом, за последние 1,5 года видна тенденция к падению удельного веса краткоосрочных инвалютных депозитов.

Депозиты в национальной и иностранной валютах: февральский объем  минимальный за 8,5 лет

Общий объем всех новых, открытых в феврале, срочных вкладов физлиц (Br-рублевых + инвалютных в Br-эквиваленте) – Br1,021 млрд. Это меньше, чем было в прошлом месяце, на Br108 млн (-9,6%). На срок до 1 года открылось срочных вкладов на Br682 млн, на срок свыше 1 года – на Br339 млн.

По своей номинальной Br-рублевой величине без учета изменения покупательского веса Br-рубля объем февраля 2017-го – самый низкий объем с конца 2012-го.

С поправкой же на инфляцию, с учетом покупательской способности Br-рубля, – уровень начала 2009-го.

Долларовый эквивалент февральского объема новых срочных вкладов физлиц – $540 млн. Тогда как в 2013-15 годах равнялся, в основном, $1-1,5 млрд.

Долларовый эквивалент новых срочных вкладов физлиц, открытых во всех валютах в феврале 2017-го, – минимальный с лета 2008-го. За все прошедшее с того момента время, а это 8,5 лет, не было еще такого низкого $-эквивалента новых срочных депозитов. Рекордные же объемы $-эквивалента – свыше $2,1 млрд (были в январе и декабре 2014-го и в апреле и мае 2015-го).

Но есть и положительный момент: долларизация новых срочных депозитов физлиц в феврале 2017-го в очередной раз снизилась, хотя и осталась очень высокой: в иностранной валюте вкладов открывалось 72,1%, в национальной – 27,9%. Падение долларизации в отчетном месяце произошло благодаря снижению валютных вкладов (до 8-летнего минимума) при увеличении Br-рублевых (до 11-месячного максимума),

В дальнейшем текущая тенденция продолжится: новых срочных депозитов в Br-рублях будет открываться все больше, хотя объем их останется низким, а валютных еще больше снизится.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Максим СЕРЕДА, фото: Владимир СТАТКЕВИЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все