«Налог на розовое», или «pink tax» – это форма ценовой дискриминации, когда товары с пометкой «для женщины» стоят дороже, чем для мужчин. Существует ли он в Беларуси и за что женщины его платят? Мы решили проверить.
Мы зашли в два крупных ТРЦ столицы – GreenCity и Galleria Minsk, а также в интернет-магазины «Остров чистоты», «Мила», Veloset, Minsktoys и Bershka. Какие «розовые» и более дорогие товары мы нашли – смотрите в материале.
Гигиена и уход за собой
Это категория товаров, где чаще всего женщины платят больше мужчин. Заходим в магазины бытовой химии, косметики и парфюмерии «Мила» и «Остров чистоты».
У производителя косметических средств Schwarzkopf шампунь с пометкой «для мужчин» стоит 5 руб. 49 коп., а «для женщин» оценивается в 6 руб. 29 коп.
У Palmolive в том же магазине ценники примерно с такой же разницей. Брутальный черный флакон геля для душа обойдется в 5 руб. 55 коп., а розовый с ароматом клубники – 6 руб. 59 коп.
Не отходя от прилавка с косметикой, мы поинтересовались у покупательницы Елизаветы, видит ли она, что порой переплачивает за товары для женщин, и вот что услышали:
– Я замечаю, что мужские товары стоят немного дешевле и чаще стоят на скидке. Иногда заменяю женские уходовые средства на мужские. Например, уже несколько лет пользуюсь мужской пеной для бритья «Arko», ведь она стоит на рублей пять дешевле, чем женский гель, но при этом ничем не отличается.
На длинной полке со средствами для бритья мы замечаем только три разновидности женских гелей, а мужские занимают четыре стеллажа. Женские – дороже. Гель для бритья производителя Gillette с пометкой «для женщин» стоит 14 руб. 36 коп., а «для мужчин» – 9 руб. 77 коп., к тому же еще и объем больше.
Та же историями со станками для бритья. За упаковку из пяти самых простых станков женщины отдают 5 руб. 19 коп., а мужчины –4 руб. 39 коп. Разница практически рубль, а если брать более дорогие многоразовые бритвы, то 3-5 руб.
Зато дезодоранты для мужчин стоят дороже, чем для женщин. Ценовое различие может варьироваться от 15 коп. до нескольких рублей.
Одежда
Теперь посмотрим на одежду. Задача простая – сравниваем две одинаковых базовых футболки черного цвета. Проверим в магазине «ТВОЕ». Казалось бы, мужская футболка должна стоить дороже, ведь на нее ушло больше материала… Но нет. Изделие из женского отдела стоит 20 руб. 29 коп., а из мужского –14 руб. 99 коп.
В том же магазине замечаем девушку, выбирающую свитшот в мужском отделе. Решили узнать, хочет ли она приобрести его для себя или для молодого человека. Ульяна рассказала, что зачастую берет футболки и свитеры в мужском отделе, так как «на них интереснее и качественнее принты, и стоит дешевле, чем женские; кто увидит разницу».
Проверим еще один базовый предмет гардероба – джинсы. В магазине Bershka женские снова стоят дороже – на 10 рублей.
Детские товары
А что с товарами для детей – мальчиков и девочек? Мы решили посмотреть разницу на сайтах товаров для детей, и сразу наткнулись на детские велосипеды. С виду абсолютно одинаковы, только цвета различаются – розовый и синий.
У велосипеда фирмы Novatrack в интернет-магазине Veloset «для девочек» цена 201 руб., а «для мальчиков» –188 руб.
У детских игрушек тоже есть разница в цене. Кукла-мальчик в интернет-магазине Minsktoys стоит на 10 руб. дешевле, чем кукла в розовом.
А что в мире?
Со стороны обычному покупателю, который никогда не обращал внимание на ценовое различие, может показаться, что разница несущественная. Но если подумать, сколько раз за жизнь нам нужно покупать товары, имеющие гендерную привязку, можно начать присматриваться к ценам.
В 1994 году в калифорнийском Управлении по делам потребителей впервые начали исследовать разницу цен на товары для мужчин и женщин. Выяснилось, что за год женщины платят «розовый налог» в размере $1 351.
В 2015 году в Нью-Йорке Совет по делам потребителей решил сравнить 35 аналогичных товаров и выяснил, что даже детский розовый самокат стоил практически в два раза дороже красного.
Благодаря исследованию выяснилось, что в среднем женщины платят на 7% за игрушки и аксессуары, на 8% – за одежду для взрослых и на 13% – за средства гигиены. Подобные исследования, которые проводились и во Франции, Канаде и Австралии, показывали примерно такие же результаты.
Как видим, в Беларуси ситуация такая же. А вы или ваши подруги часто платите «розовый налог»?