Почему «проценты вперед» по вкладу не всегда выгодны

Почему «проценты вперед» по вкладу не всегда выгодны
фото: Myfin.by
фото: Myfin.by
В конце минувшей недели Нацбанк разослал белорусским банкам рекомендации, касающиеся порядка выплаты процентов по вкладам (депозитам). Суть указаний в следующем: начисление и выплата вкладчику процентов теперь возможна только по истечении срока вклада, а в рекламе должна указываться только годовая процентная ставка.

В чем тут подоплека и почему регулятор уделил внимание этому вопросу, Myfin.by прокомментировала Жанна КУЛАКОВА, финансовый консультант компании TeleTrade (ООО «ТелетрейдБел»).

– Такое положение вещей, когда банки обещают отдать вперед проценты по депозиту, встречается, – констатирует финансовый консультант. – И некоторые банки сейчас стали указывать доходность по вкладу с учетом капитализации процентов. Они это называют эффективной процентной ставкой, и получается, что на практике они обещают доходность чуть выше, чем прописано в договоре. Мне кажется, что такие подходы могут в итоге привести к тому, что не каждый клиент получит то, на что он рассчитывал.  

Для примера: человек положил деньги на депозит, забрал проценты вперед, а потом он этот депозит досрочно забрал. В таком случае банк, конечно, не станет работать себе в убыток и вернет «незаработанные» клиентом проценты – например, вычтет их из основной суммы вклада. Вроде бы все честно и правильно, но у клиента могут сформироваться обманутые ожидания.

Второй вариант – с эффективной ставкой. Например, если банк анонсирует ставку не 9%, как в договоре, а 9,5% – с учетом капитализации.

На практике может получиться так, что человек не оставляет проценты на депозите, а снимает их. В итоге капитализации не происходит и ставки, которую обещали в рекламе, клиент не получает. И снова – обманутые ожидания.

– Понятно, что людям нужно внимательно читать условия по депозитам, – отмечает Жанна Кулакова. – Банки, конечно, информируют вкладчиков нюансах продуктов, но, наверное, не все клиенты достаточно глубоко вникают в суть. И в конечном итоге такие подходы могут сформировать у человека неприятный осадок. С одной стороны, он сам виноват, с другой – может написать жалобу в Нацбанк или рассказать соседям, что он сделал в банке вклад, а его там обманули. Понятно, что никому это не нужно: ни банкам, ни Нацбанку, ни людям, – поэтому Национальный банк препятствует такому положению вещей.

Жанна Кулакова обратила внимание, что письмо с рекомендациями Нацбанка белорусским банкам начинается со следующей фразы: «В связи с возникающими вопросами о порядке выплаты процентов по вкладам (депозитам)…».

– Не совсем понятно, от кого поступали вопросы: от банковского сообщества или от клиентов, но не исключено, что действительно были какие-то жалобы в Нацбанк.

Также нужно отметить, что упоминание в рекламе эффективной ставки по вкладу затрудняет для клиента выбор объективно лучшего продукта.

­– Если у двух банков ставка по депозиту 9% и прочие условия абсолютно одинаковые, но при этом один из банков указывает в рекламе ставку с учетом капитализации, у клиента может создаться обманчивое впечатление, что один из вкладов лучше. Хотя на самом деле они ничем не отличаются, – объясняет Жанна Кулакова. – Человеку, который не очень глубоко разбирается в банковских продуктах, будет трудно сделать объективное сравнение депозитов и выбрать самый подходящий.  

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все