В конце августа в Минске под председательством Президента-Председателя Правления ВТБ 24 Михаила Задорнова прошло заседание Координационной комиссии по розничному бизнесу при управляющем комитете Группы ВТБ.
Стратегию развития белорусского дочернего банка, прогноз выполнения бизнес-плана на второе полугодие и основные тенденции рынка депозитов и кредитов мы обсудили с Заместителем Президента-Председателя Правления ВТБ 24 Екатериной Петелиной.
- Рады приветствовать Вас в Беларуси! Интересно было бы узнать, как Вы рассматриваете белорусский рынок, и какие позиции занимает белорусский банк в Группе ВТБ.
- Белорусский рынок всегда был для нас на 3-4 месте по приоритету после России, Украины и Казахстана. Несмотря на высокие ставки привлечения и еще более высокие ставки размещения, по сравнению с Россией и странами СНГ, белорусский рынок - это рынок с достаточно неплохой маржой.
Мы серьезно настроены на то, чтобы расти быстрее, чем темпы роста рынка в Беларуси. Планируется достаточно агрессивное развитие банка ВТБ (Беларусь), прежде всего, в таких продуктах верхнего массового сегмента, как POS-кредитование, кредиты наличными, кредитные карты и автокредитование. Нам очень важно расширять сеть, преимущественно, за счет легких форматов. Также мы заинтересованы в повышении узнаваемости бренда ВТБ в Беларуси.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о стратегии развития белорусского банка.
- Стратегия Группы ВТБ предполагает развитие универсальных банков на территории СНГ и Грузии. Это выражается в том, что руководство уделяет внимание развитию обоих сегментов бизнеса - корпоративного и розничного. В группе ВТБ созданы две глобальные бизнес-линии – Корпоративно-инвестиционный с центром ответственности в ВТБ, и Розничный бизнес, который курирует ВТБ24. Сегодняшняя встреча была посвящена обсуждению именно стратегии розничного бизнеса в банках Группы.
Мы прогнозируем, что розничные рынки стран СНГ и Беларуси будут достаточно активно развиваться. Рост номинального ВВП в Беларуси прогнозируется на уровне 3-3,5% . Соответственно, рост розничного неипотечного кредитного портфеля (портфеля физических лиц) и рост портфеля привлечения средств физических лиц прогнозируется на уровне примерно 20% в год. Это достаточно неплохие темпы роста. И, если рассматривать проникновение кредитов к ВВП по европейским странам и странам СНГ, то у Беларуси данный показатель один из самых низких – 2,1% на конец 2012г. Для сравнения в России он составил - 9%, в Казахстане - 6,8%, в Украине - 7%, что говорит о высоком потенциале белорусского рынка, и поэтому мы прогнозируем, что к 2016 году процент проникновения кредитов к ВВП в Беларуси вырастет, хотя и будет на низком уровне по сравнению с другими странами СНГ в силу множества факторов, влияющих на этот показатель: ВВП, стабильность национальной валюты и розничный товарооборот и т.д. Так или иначе, мы думаем, что процент проникновения кредитов в Беларуси достигнет 4,5% и, в соответствии с прогнозом ВВП, это составит 20% по темпам роста.
Есть у Беларуси и потенциал в развитии точек продаж, в повышении плотности сети, хотя по этому показателю Беларусь как раз хорошо выглядит, по сравнению с другими странами СНГ. Если посмотреть плотность сети, то, например, в России этот показатель - около 270 отделений на 1 млн. жителей, в Беларуси - это 310 отделений на млн. жителей, в Украине - 450. Но, если посмотреть на показатели европейских стран (Франции, Германии, Италии, Испании), то там плотность сети значительно больше. Поэтому мы видим потенциал в развитии белорусского рынка за счет большего проникновения банковских отделений, в том числе и через легкий формат.
Чуть меньший потенциал мы видим в развитии ипотеки. Как раз этот рынок в Беларуси достаточно развит, по сравнению со многими другими странами СНГ, но в Беларуси значительную его часть занимает льготная ипотека. Также мы не видим пока больших перспектив в развитии рынка ипотеки, в связи с невозможностью выдавать кредиты в валюте и долгосрочным фондированием в белорусских рублях.
- А что Вы можете сказать по поводу просроченной задолженности в банке ВТБ (Беларусь)?
- Просроченная задолженность очень низкая. Банк ВТБ (Беларусь) имеет лучшие показатели, по сравнению с другими банками стран СНГ. Это связано как с качеством работ соответствующих служб банка, так и с менталитетом белорусского народа, он очень дисциплинирован. В стратегии мы закладываем даже некоторый рост этого показателя. Это связано с ростом кредитного портфеля.
- И в заключение нашей беседы хотелось бы поговорить о тенденциях на рынке депозитов и кредитов.
Во-первых, следует отметить, что рынок депозитов и кредитов становится все более розничным и конкурентным. Есть многие банки, которые на этом рынке развиваются, пытаются копировать продукты и технологии друг друга. Я со своей стороны, считаю, что это очень хорошо. При развитии конкуренции потребитель выигрывает как с точки зрения разнообразия, так и с точки зрения доступности продуктов.
Во-вторых, это рост доли и значения удаленных каналов. Европа построила свою сеть давно и строила в то время, когда клиенты ходили в отделения банков, а альтернативных каналов, в общем-то, не было.
Сейчас мы, как ВТБ 24 в России и мы, как розница на всех рынках своего присутствия, особое внимание уделяем развитию удаленных каналов - это и банкоматы, и терминальные сети, которые позволяют клиентам совершать операции по погашению кредитов. Например, у банка ВТБ24 более 5% депозитов открывается в банкоматах и более 14% открывается в онлайн-банке, а это составляет около 20 % депозитов. К слову сказать, депозитный портфель ВТБ 24 - это триллионы российских рублей. Также и все платежные сервисы, безусловно, мы стараемся перевести на удаленные каналы.
- Екатерина Владимировна, спасибо Вам за интересную и содержательную беседу.