Белорусские велосипеды и мотоциклы в свое время приносили неплохой доход республике. Но чтобы хотя бы сохранить прежние позиции нужно прилагать много усилий. И еще больше нужно потрудиться, когда конкуренты не спят на прежде монопольном рынке.
Мотовелопродукция проходит в виде отдельных статей насыщенной 87-й группы наземного транспорта, по которой прогресса в последнее время не просматривается. Рассмотрим этапы «большого пути» утраты своего рынка.
Прокачу с ветерком
Как и по молочным продуктам, РФ является крупнейшим потребителем и ценителем наших мотоциклов. Из экспортированных 2262 единиц на восток поставлено 2247 (казахи снизили закупки еще больше: с 115 до 10). Помесячная динамика поставок просто удручает (вывоз в штуках снизился более чем в три раза):
Поставки, ед | Выручка, тыс$ | Цена, $/ед | Поставки к 2013, ед | Выручка к 2013, тыс$ | |
январь | 303 | 335 | 1 104,29 | -204 | -96 |
февраль | 324 | 345 | 1 065,43 | -661 | -601 |
март | 554 | 641 | 1 157,40 | -911 | -583 |
апрель | 375 | 381 | 1 017,07 | -1 109 | -910 |
май | 192 | 313 | 1 628,13 | -1 007 | -779 |
июнь | 203 | 306 | 1 507,39 | -1 003 | -793 |
июль | 262 | 336 | 1 283,59 | 85 | 82 |
август | 49 | 85 | 1 730,61 | -66 | -99 |
за год | 2 262 | 2 742 | 1 212,25 | -4 876 | -3 778 |
за 2013 | 7 138 | 6 520 | 913,45 | ||
к 2013му | -4 876 | -3 778 | 298,80 |
И только июль выглядит как проблеск надежды: сбыли на 85 штук больше, чем ровно год назад в пик сезона! Однако не стоит забывать, что прошлый год – не показатель, так как имел место спад, последствия которого никак не удается преодолеть. Это подтверждает августовский спад продаж.
За 8 месяцев наши поставки сократились на 4,87 тыс единиц (с 7,14 до 2,26 тыс). Влияние ценового фактора (стоимость наших изделий выросла на 32,71% с 913,45 до 1212,25 $/ед) положение спасти не может. Так что снижение и без того весьма скромной выручки на $ 3,78 млн (с $ 6,52 млн до $ 2,74 млн) вполне закономерный итог – не ценят наш мотоцикл.
А как же конкуренты дышат? Очень даже неплохо!
Закупки, ед | Затраты, тыс $ | Цена,$/ед | Закупки к 2013,ед | Затраты к 2013,тыс.$ | Сальдо, тыс $ | Сальдо к 2013 | |
январь | 733 | 1 630 | 2 223,06 | 253 | 418 | -1 295 | -514 |
февраль | 1 062 | 2 145 | 2 019,40 | 183 | 328 | -1 799 | -930 |
март | 2 098 | 3 231 | 1 540,23 | 157 | 357 | -2 590 | -940 |
апрель | 2 608 | 3 348 | 1 283,82 | -353 | -754 | -2 967 | -155 |
май | 2 155 | 3 044 | 1 412,48 | -924 | -1 465 | -2 731 | 687 |
июнь | 1 928 | 2 556 | 1 325,57 | -85 | -1 229 | -2 250 | 436 |
июль | 1 815 | 2 152 | 1 185,56 | 166 | -505 | -1 816 | 586 |
август | 822 | 1 193 | 1 450,97 | -1 275 | -849 | -1 108 | 750 |
за год | 13 221 | 19 298 | 1 459,63 | -1 878 | -3 699 | -16 556 | -79 |
за 2013 | 15 099 | 22 997 | 1 523,05 | -16 476 | |||
к 2013му | -1 878 | -3 699 | -63,42 | -79 |
Для того, чтобы остаться на нашем рынке, им пришлось потесниться, но с темпом падения нашего экспорта этот шаг несравним. Суммарный ввоз мотоциклов снизился на 12,44%, а это вполне весовые 1878 единиц (РБ после трехкратного снижения экспортировала всего 2262 мотоцикла - спад сбыта был в разы!).
Ценовой фактор был на стороне импортеров: стоимость белорусских мотоциклов за период снизилась на 63,42 $/ед (с 1523,05 до 1459,63 $/ед), делая велик с моторчиком еще доступнее. Выравнивание цен экспорта и импорта имеется, но экономия за счет отказа от импорта не впечатляет - всего $3,70 млн (снижение с $ 23,00 млн до $ 19,30 млн). РБ такие объемы выручки и не снились.
Единственным утешением является стабилизация отрицательного сальдо в торговле мотоциклами(провальное начало года было компенсирована более успешной работой с мая). Оно выросло только на полпроцента (до $16,57 млн) и то главным образом за счет неравномерного снижения импортных цен. Хотя если сравнить апрельские закупки и майские – прогресс есть: 2608 и 822 очень не похожи. Так что сезонный фактор сбрасывать со счетов не стоит (и глупо ожидать роста импорта под крещенские морозы).
Крутить педали не ленись
Теперь о более доступных вещах для оздоровления организма (и занятий спортом по дороге на работу). В части поставок на завоеванные ранее велосипедные рынки положение не столь удручающее (если сравнивать с темпам утраты мотоциклетного рынка). Сбыт снизился всего на 37,75% или на 35,55 тыс ед (с 88,44 до 53,89 тыс). Июльский рывок в деле поставок смотрится лебединой песней перед закрытием сезона.
Поставки, ед | Выручка, тыс $ | Цена, $/ед | Поставки к 2013, ед | Выручка к 2013,тыс.$ | |
январь | 2 450 | 194 | 79,27 | -2 668 | -180 |
февраль | 3 981 | 322 | 80,81 | -1 939 | -55 |
март | 5 422 | 475 | 87,59 | -3 316 | -175 |
апрель | 8 265 | 629 | 76,12 | -10 742 | -580 |
май | 8 232 | 535 | 65,00 | -6 015 | -534 |
июнь | 8 249 | 540 | 65,46 | -6 010 | -512 |
июль | 11 986 | 848 | 70,75 | -874 | -121 |
август | 5 305 | 398 | 75,02 | -3 984 | -299 |
за год | 53 890 | 3 941 | 73,13 | -35 548 | -2 455 |
за 2013 | 89 438 | 6 396 | 71,51 | ||
к 2013му | -35 548 | -2 455 | 1,62 |
В деле закупок колесных друзей особо отличились наши южные соседи: поставки на Украину снизились с 22,49 до 8,84 тыс единиц. Чуть меньше воротили нос от наших велосипедов восточные соседи: поставки в Россию сократились с 25,75 до 13,85 тыс. Следующий по объему отказник – Узбекистан: с 24,35 до 18,75 тыс. По крайней мере, география поставок наших велосипедов пока широка.
Выручка от реализации за 8 месяцев упала более чем на треть с $6,40 млн до $3,94 млн – спасибо в целом стабильной цене.
Если по мотоциклам можно робко надеяться, то часть не вывезенной продукции досталась местным ценителям скорости, то по велосипедам этого не скажешь. Импортные закупки выросли на 45,88% с 90,73 до 132,36 тыс ед (то есть товар внутри страны востребован и спрос на него имеется).
| Закупки, ед | Затраты, тыс $ | Цена, $/ед | Закупки к 2013, ед | Затраты к 2013, тыс.$ | Сальдо, тыс $ | Сальдо к 2013 |
январь | 10 741 | 983 | 91,55 | 3 104 | 683 | -789 | -863 |
февраль | 11 548 | 1 001 | 86,64 | 389 | 5 | -679 | -60 |
март | 24 332 | 2 232 | 91,71 | 14 632 | 1 333 | -1 757 | -1 508 |
апрель | 15 627 | 2 005 | 128,29 | 2 200 | 798 | -1 376 | -1 379 |
май | 24 518 | 2 794 | 113,94 | 13 082 | 1 425 | -2 259 | -1 959 |
июнь | 18 413 | 1 972 | 107,11 | 37 | 592 | -1 432 | -1 104 |
июль | 19 042 | 2 014 | 105,79 | 2 211 | 369 | -1 166 | -490 |
август | 8 134 | 898 | 110,36 | 5 972 | 635 | -500 | -934 |
за год | 132 355 | 13 898 | 105,01 | 41 627 | 5 841 | -9 957 | -8 296 |
за 2013 | 90 728 | 8 057 | 88,80 | -1 661 | |||
к 2013му | 41 627 | 5 841 | 16,20 | -8 296 |
И берут чужое по гораздо большей цене, которая за период выросла на 16,20 $/ед с 88,80 до 105,01 $/ед (наш среднестатистический велик на экспорт подорожал всего на 2,26 $/ед, оставаясь в более низкой ценовой нише).
Затраты на удовлетворения потребностей наших велосипедистов импортными игрушками выросли на 72,50% (или на $ 5,84 млн с $ 8,06 млн до $ 13,90 млн) – в абсолютной величине вдвое больше, чем уступили наши экспортеры.
Если в прошлом году отрицательное сальдо было скромным при почти равных штучных объемах ввоза и вывоза, то за 8 месяцев текущего года оно выросло впятеро с $ -1,66 млн до $ -9,58 млн. А сезон оздоровительных поездок на свежем воздухе на исходе, ажиотажного спроса уже не будет, разве что вне наших прохладных мест и только при более активной работе маркетологов и производителей.
Автор: RIORAN