История 10 девальваций: кто в 2014 году упал ниже белорусского рубля

История 10 девальваций: кто в 2014 году упал ниже белорусского рубля

Белорусский рубль по итогам 2014 года оказался далек от того, чтобы возглавить тройку мировых лидеров по скорости обесценивания. Переплюнуть украинскую гривну и российский рубль по вполне понятным причинам не смогла ни одна другая мировая валюта. Темпы обесценивания белорусского рубля оказались сопоставимы с малоизвестным ганским седи и аргентинским песо.

Производить расчеты в нашем ренкинге мы будем, отталкиваясь от динамики курсов иностранных валют к доллару США на 1 января 2014  и на 1 января 2015 года.

 

 

1 Украинская гривна –  92,7%

100-процентным лидером по уровню девальвации в 2014 году стала украинская гривна. Она еще с первых дней января начала неумолимо сдавать свои позиции. Если ее российский брат до июля минувшего года отличался богатырским здоровьем, то национальная валюта Украины уже на тот момент обесценилась на 50% к доллару США. В ноябре у гривны случился рецидив, и Новый год украинцы встречали с «бумажками», которые могли их осчастливить ровно вдвое меньше, чем в начале года.

 

2 Российский рубль – 67,8%

Российскому рублю тоже можно приписывать 100% девальвацию. В памяти свежи торги, на которых он взмывал до 80 рублей за доллар (14-15 декабря 2014 года). Тем не менее среднедневной курс рубля на конец 2014 года установился на отметке 55 рублей за одну американскую единицу. Учитывая, что год Козы начинался для червонца на отметке 32,8  рублей за доллар, то на финише девальвация  получилась не столь грозной. И это позволило России пропустить на первое место Украину.  

Основное ухудшение состояния российского рубля пришлось на ноябрь – декабрь минувшего года. Болеть в одиночку россиянин, конечно, не стал и потащил за собой пару-тройку национальных валют государств-торговых партнеров (в том числе и белорусский рубль).

К слову, в Беларуси, которая находилась между двух огней, и для гривны, и для рубля сценарий был примерно одинаковый: падение курса рубля в обменниках, снижение интереса банков к купле-продаже обесценивающихся бумажек у населения. Рублю, конечно, доверяли больше, но и ему пришлось не сладко.

 

3 Ганский седи – 31%

Ганский седи потерял треть своей стоимости, а именно 31% относительно доллара США. Что стало причиной ухудшения положения дел денежной единицы заокеанской Ганы, доподлинной не скажем. Однако, можно констатировать, что в переводе на действующие курсы 31% составляют всего 0,7 седи. Валюта Ганы весьма успешно опирается на золото, что позволяет ей противостоять доллару США по очень хорошему (и даже по просто невероятному в наших реалиях курсу!), который в лучшие времена (январь 2014 года) составлял 2,4 ганских седи за доллар, в худшие (август 2014 года) – 3,75 седи за доллар США.

В настоящее время в Гане используется режим плавающего валютного курса. Критерием эффективности курсовой политики (курсовой якорь) выступают показатели инфляции.

 

4 Белорусский рубль – 25%

Наша национальная валюта в 2011 году уже устанавливала мировой девальвационный рекорд и в году минувшем была не столь активна. Тем не менее, даже без учета легендарной и незабвенной 30% комиссии на покупку иностранной валюты, белорусский рубль на 1 января 2015 года потерял 25% стоимости относительно этой же даты годом ранее.

 

5 Аргентинский песо – 24%

Власти Аргентины девальвировали свой местный песо мгновенно на 14% в январе 2014 года, в надежде поддержать свои тающие валютные резервы. На более жесткие меры правительству пришлось пойти уже после того, как в течение 2013 года песо продержался в режиме плавной девальвации. 

По итогам 2014 года аргентинский песо подешевел на 24% на фоне экономического спада и дефолта по облигациям в июле. Это, конечно, поспособствовало бегству капитала из страны. Правительство обвинило иностранных инвесторов в попытке спровоцировать в стране девальвацию.

 

6 Норвежская крона – 23,5%

Не сомневайтесь, в 2014 году взгрустнулось не только странам Африки, Азии и Восточной Европы. Норвежская крона начала свое постепенное обесценивание относительно доллара США в июне 2014 года. Благополучие национальной валюты Норвегии во многом зависит от цен на нефть. Последние полгода оставляют желать, как известно, лучшего.

Для Норвегии, в свою очередь, девальвация национальной валюты является не результатом кризиса, а оружием в борьбе с ним. Именно ослабление курса своей валюты власти Норвегии используют для защиты от последствий падения цен на нефть.

По сообщению агентства Bloomberg, министр финансов страны Сив Йенсен заявил, что ослабление кроны станет «первой линией защиты экономики, одновременно с мерами монетарной политики, прежде чем правительство разработает дополнительные меры».

 

7 Шведская крона – 21,5%

Благополучная шведская крона обесценилась по отношению к доллару США на 21,5%.

 

8 Казахстанский тенге – 19,4%

Только в Беларуси хватает воли держать свою национальную валюту на прежнем уровне, в то время как мир рушится. Власти Казахстана, который приходится нашим братом по Таможенному союзу, решили в 2014 году работать на опережение и еще задолго до того, как российский рубль начал болеть в открытой форме, отказались от искусственной поддержки своего тенге. Умная мысль посетила Нацбанк Казахстана 11 февраля 2014. С тех пор снизились  объемы валютных интервенций, сократилось вмешательство регулятора в процесс формирования обменного курса тенге и, как следствие, один американский доллар стал стоить в местном выражении дороже на 19,4%.


9 Киргизский сом – 19,3%

Думал ли власти Казахстана о судьбе киргизского сома, девальвируя свой тенге, мы уже не узнаем. Но факт остается фактом – киргизский сом, долго не думая, поплыл вниз по течению следом за тенге, а населения этого замечательного азиатского государства забегало по обменникам (не одним белорусам это дано!).

Не успел 11 февраля Нацбанк Казахстана объявить о «свободном плавании» тенге, как киргизскому регулятору пришлось осуществить валютные интервенции на сумму $27 млн, тогда как за весь 2013 год объем интервенций Центробанка равнялся $14,7 млн.

Внутри страны абсолютно адекватно объясняли сложившуюся ситуацию давлением на валютный рынок Киргизии девальвации российского рубля и казахстанского тенге. И это притом, что главным торговым партнером государства является Таджикистан, в котором было на тот момент все спокойно. Россия и Казахстан занимают по объему товарооборота второе и третье место соответственно.

 

10 Новый израильский шекель – 12,7%

Российский рубль можно по праву считать долгоруким, потому что последствия его нестабильности докатились даже до Израиля. Шекель синхронно российскому рублю начал болеть в конце июля. Израильские экономисты предупреждают, что крах финансовых рынков и рецессия в России прямо ударят по Израилю.

Речь идет, в первую очередь, об израильском экспорте.

В Россию ежегодно ввозится израильских товаров на три миллиарда долларов. В первую очередь, речь идет о сельскохозяйственной продукции - фруктах, овощах, цветах. 

Израильские экономисты обеспокоены положением дел в России и предупреждают, что финансовая нестабильность и кризис финансовых рынок РФ негативно скажутся на Израиле.

 

Сказка ложь, да в ней намек

Итак, 10 девальваций по всему свету. Разные сценарии, предпосылки и итоги. Что можно сказать в заключении? Когда речь идет о необходимости снижения покупательной способности национальной валюты, выхода, как правило, два: плавная девальвация или мгновенная. Можно рассмотреть, как работает этот механизм, на примере стран Таможенного союза (далеко ходить не будем!). Первым на девальвацию своей валюты в 2014 году отважился Казахстан. При этом стоит отметить, что процесс обесценивания был построен с оглядкой на best practice, в частности Норвегию. Какие преимущества дала Казахстану мгновенная девальвация. В отличие от России и Беларуси Казахстану удалось избежать спекулятивного ига – рынок не успевает понять, что к чему, и уж точно у него нет времени на махинации на падающем курсе. В плане контролируемости мгновенная девальвация точно ничем не уступает плавной. Даже наоборот. В отличии от того, с чем столкнулась и еще столкнется Россия, борясь с волатильностью на рынке, Казахстан полностью контролировал девальвацию тенге и сохранит контроль над ситуацией, если продолжит столь успешную политику.

Говорить о том, как проходила плавная девальвация в Беларуси лучше и вовсе не вспоминать. Тянули кота за хвост и прочие жизненно важные органы целый год, чтобы в итоге ввести на рынке абсолютно «уникальный» налог на покупку иностранной валюты. Конечно, все это делалось с учетом местного менталитета, но в итоге хотели как лучше, а получилось, как получилось.

Если отбросить заботу об убитых нервных клетках многомиллионного населения, то можно предположить, что упомянутый Казахстан вышел из воды самым сухим. Не секрет, что одним из болезненных последствий девальвации является инфляция. Так вот Казахстан по данному показателю сумел выйти на лучший результат – 7,5% по итогам 2014, против 11,4%  и 16,2% в России и в Беларуси соответственно.

Когда падение валюты полностью контролируется центральным регулятором, инфляцию тоже легче обуздать. Соответственно в итоге придется тратить меньше ЗВР на зализывание ран и восстановление экономики.

Автор: Юлия ЛОКОТКОВА

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все