В апреле Беларусь должна выплатить $1,2 млрд по внешним долгам

В апреле Беларусь должна выплатить $1,2 млрд по внешним долгам

Очередной отчет регулятора «Международные резервные активы и ликвидность Республики Беларусь» обнадежил значительным облегчением бремени внешних платежей, но разочаровал медленным снижением размера «горячего пирожка» переходящего долга. В целом апрель смотрится намного радужнее и оставляет надежду на минимальные поступления в казну, так как по критическим направлениям платежей стало меньше.

 

Сиюминутные расходы

По срочности до 1 месяца суммарные предстоящие платежи (в сравнении с ранее осуществленными тратами) такие:

Общая долговая нагрузка продолжает последовательно снижаться. К этому неплохо приложились коммерческие банки, которые решили проблему нехватки ликвидности, а регулятор перестал подставлять плечо взамен взятой валюты (устал рисовать ее как свою). В итоге после мартовской нужды проводить взглядом $ 1 млрд 545,2 млн апрель просит изыскать $ 1 млрд 203,5 млн. Отличие всего на $ 341,7 млн, но по ссудам и процентам нагрузка снижена на $ 165,1 млн, а за счет исправившихся банков не надо повторно заявлять минимум $ 249,8 млн. Скромный же рост на $ 73,2 млн по условным обязательствам не видится существенной угрозой – данная статья и раньше была за подведомственными предприятиями, и пока явных проколов с их стороны не было. Так что выход по критическим статьям на уровень в $ 647,9 млн уже существенное достижение и серьезная заявка на решение проблемы не до конца выплаченных долгов.

 

Как же изменилась ситуация с долгами?..

Общая величина апрельских выплат снижается на $ 341,7 млн$ 1 млрд 545,2 млн до $ 1 млрд 203,5 млн). За март полегчало на $ 163,2 млн, то есть темп снижения нагрузки ускорился. И хотя по-прежнему нужда трат превышает миллиард, более благополучно стало по самым тяжелым статьям.

По самой болезненной статье – Ссуды и ценные бумаги в инвалюте нагрузка снижается на $165,1 млн (вместо выплаты $ 737,2 млн заявлено $572,1 млн). За март ситуация улучшилась на $ 146,0 млн. Это облегчение традиционно заслуживает просмотреть предыдущий (мартовский) отчет в разбивке платежей по сроку «от месяца до трех». А в нем фигурировала сумма в $265,8 млн, которая после мартовских выплат увеличилась на $ 306,3 млн. То есть рассчитаться получилось вновь не со всеми (традиционно подобное отражено в колонках Переход). Кстати, в март из февраля перешло $338,2 млн, т.е. реально по данной статье нагрузка снижена на $31,8 млн. Но это «в среднем по больнице»:в февраль перешло $ 484,2млн после январской недоплаты $ 896,7 млн. То есть имеем устойчивую тенденцию снижения ранее недоплаченных сумм.

По статье выплат Основного долга тенденция снижения не нарушена: в февраль перешло $ 687,2 млн, в март попало $ 396,5 млн, апрель награжден $ 374,5 млн. Величина недоплат по-прежнему велика, но уже не видится такой непосильной ношей (и приблизилась к половине месячной нагрузке на пониженном уровне). Сама же величина позволяет надеяться, что после серии обращений в государеву кубышку за апрель что-то существенное может в нее вернуться.

В марте остроту долговой нагрузки частично снимал незапланированной приток наших средств в сумме $ 47,0 млн по основному долгу (в февральском отчете по срочности «от месяца до трех» никаких значительных сумм не ожидалось). В мартовском отчете также ничего не намекало на возврат в апреле дополнительных $ 55,2 млн. Конечно, сильно ситуацию не улучшит, но это сумма в плюс (если не на долги, так в резервы).

По второй, также болезненной статье Агрегированных позиций по форвардам и фьючерсам наступило долгожданное облегчение. После заявленной на март суммы $ 325,6 млн предстоит отдать на $ 249,8 млн меньше – $ 78,8 млн. Правда с этим успехом следует поздравить не регулятора, а коммерческие банки (которые он терпеливо воспитал и принудил жить за свои местные ресурсы). Обычно по данной статье проходит краткосрочно полученная валюта по операциям СВОП в деле поддержки ликвидности на отчетную дату. А за март проблемы с ликвидностью практически разрешились.

Чистое снижение по суммам операций СВОП $ 297,6 млн. При сличении с мартовским отчетом по данной линии появилось дополнительно $ 32,7 млн. Но ее сложно назвать кардинальным ухудшением ситуации.

Изменения выплат по третьему разделу – Обусловленных выплат по гарантиям не критичны, величина возможных выплат выросла на $73,2 $ 482,4 млн до $ 555,6 млн). Но это скорее задача для подведомственных предприятий, а не казны.

В Разделе 8 Другие активы вне ЗВР дается традиционная расшифровка средств вне официальной кубышки. За март припрятанное здесь снизилось на $ 173,5 млн$ 477,0 млн до $ 303,50 млн) после февральского выноса $ 238,9 млн. За квартал возможности данной заначки снизились более чем вдвое. И теперь у регулятора просто крайне ограниченные возможности выводить правильную цифру ЗВР. Придется их наращивать, благо долговая нагрузка позволяет, а ситуация на внутреннем валютном рынке способствует.

В случае крайней нужды еще остаются резервы денежных депозитов. Правда после мартовских трат $ 50,6 млн (и февральских на $ 224,8 млн) особе не разгуляешься, но в случае чего есть еще $ 42,4 млн).

Можно еще продолжить играться с перемещением в официальный статус «Прочего золота» (в марте перебазировали ценностей на $ 123,1 млн и есть возможность еще что-то вывести в свет из остающихся $ 239,7 мдн. Если в этом возникнет нужда.

Пока же есть надежда на удовлетворение потребностей за счет внутреннего валютного рынка. Все, как и раньше, зависит от ситуации: показываем возросшие внутренние возможности и рост ЗВР без внешнего кредитования либо вышибаем слезу у кредиторов и прячем излишки в тень. Кстати, не исключен визит заявленных 110 млн кредита с востока.

Автор: RIORAN

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все