Как вернуть переплаченные работникам деньги и не рассорить коллектив. Из практики медиатора

Как вернуть переплаченные работникам деньги и не рассорить коллектив. Из практики медиатора

Возьмем реальную ситуацию, которую пришлось «разруливать» медиаторам.

Есть бюджетное предприятие, которое занимается общественной деятельностью и организацией творческого досуга детей и молодежи. Оно  не имеет высокой доходности, а в штате нет высокооплачиваемых бухгалтеров и юристов. Зато здесь работают энтузиасты своего дела.

И вот случилась неприятность: в ходе плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявлены недочеты, неточности при расходовании средств предприятия – зарплаты сотрудников начислялись неправильно, не в соответствии с бюджетными требованиями.

И все бы ничего, суммы переплат небольшие, умысла не было и т. д. Но в части финансирования работников оказались задействованы и бюджетные средства. А государство нецелевого распределения средств, как и любой инвестор, мягко говоря, не любит. И может оценить такие ошибки очень дорого. И началось…

Правда, у предприятия были собственные, внебюджетные средства и, конечно, задолженность вместе с начисленными штрафами и пеней оперативно погасили.

Вопрос с инвестором закрыли, у проверяющих претензий больше нет. Можно работать дальше, учитывая ранее допущенные ошибки управления.

Остался не закрытым вопрос, как вернуть предприятию утраченные деньги? Основная сумма нарушений - более или менее равномерные переплаты сотрудникам. Суммы фактически выплаченные больше, чем суммы, которые надо было выплатить, согласно актам, составленным по результатам проверки.

Традиционный способ требовать возмещение и компенсацию – обратиться в суд. Вполне цивилизованный, общепринятый и доступный в правовом государстве. Подаем заявление в суд. Он изучит материалы дела, установит виновных лиц и назначит к взысканию сумму нанесенного предприятию материального вреда каждому из участников процесса.

Только вот установить виновного будет достаточно сложно – ошибки в учете допускались не одним и не двумя сотрудниками. Суммы, которые определят к погашению конкретному лицу, неизвестны. Часть сотрудников уже давно не работает в этой организации.

В общем, судебный процесс при многочисленности участников будет длиться от года и более. Мало того, что и предприятие, и работники реально понесут в связи с этим расходы. Но и восстановить уже затраченные деньги будет можно только через продолжительный срок. А ведь и благосостояние ответчиков пока не известно - и сроки погашения определенной судом суммы может длиться годы.

Второй, не менее важный момент – сохранение коллектива. Взаимные обвинения и претензии в ходе судебного процесса - нормальная практика при рассмотрении дела в парадигме истец-ответчик. А суд по-другому и не может, ведь он действует в рамках процессуальных норм.

Процесс однозначно не пойдет на пользу эмоциональной атмосфере на предприятии. И это не зависит от направления деятельности:  творческие это работники или представители строительных специальностей.

Судебное разбирательство среди сотрудников внесет свои непоправимые  коррективы в отношения участников.

Следует отдать должное руководству предприятия. Учитывая желание сохранить сложившийся коллектив и необходимость возврата денег организации, они предложили сотрудникам вместо обращения в суд прибегнуть к помощи медиаторов.

После предварительной беседы было принято решение о проведении многосторонней встречи - медиативной сессии с привлечением практически всех сотрудников предприятия и двух медиаторов. Двое – из-за большого числа участников переговоров.

В процессе сессии, которая продолжалась более 6 часов, стороны пришли к полному согласию. Люди поднялись от принципа поиска виновного в проблеме к принципу совместного решения этой проблемы

Заключили медиативное соглашение, исполнение которого обусловлено принципами медиации - добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, нейтралитет медиатора и конфиденциальность.

Конечно, принудительное исполнение такого соглашения предусмотрено законодательством Беларуси, но к такому приходится прибегать крайне редко – не более чем в 10% случаев.

А в нашем примере и сотрудники, и руководство предприятия остались довольны результатами переговоров и исполнили соглашение добровольно и в этот же день.

К сожалению, у нас пока не так много людей знают об институте медиации. А ведь она может применяться в самых разных сферах, решать конфликты судебные и внесудебные, школьные и коммерческие, семейные и трудовые, уголовные и корпоративные.

Тем не менее, с каждым годом число обращений к медиаторам растет.

Игорь ХОМУТНИКОВ, медиатор Центра «Медиация и право»
Специально для Myfin.by

 

 


Центр «Медиация и право» учрежден Белорусским республиканским Союзом юристов, зарегистрирован в Минске в феврале 2014 года. Работает в двух направлениях: подготовка специалистов в сфере медиации и ведении переговоров, и  проведение процедуры медиации. За второе полугодие 2015 года прошли обучение и успешно сдали экзамен более 20 медиаторов, проведено более 100 медиаций (90% соглашений добровольно исполнены). В составе центра тридцать два практикующих  медиатора тренеры Центра – опытные преподаватели, занимающиеся практической и научной работой в области психологии, права и экономики. Многие из них - кандидаты наук и проходили стажировку и обучение в Европе и США. Руководитель центра – доктор юридических наук, профессор Виктор Каменков. С 13 мая 2016 стартует программа обучения медиаторов «Базовый курс» – первый этап обучения медиаторов. Желающие еще могут присоединиться.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все