Российский банкир не согласился со Всемирным и слегка покритиковал Национальный

Российский банкир не согласился со Всемирным и слегка покритиковал Национальный

– Ясно, что в этом году будет определенный спад, но по его размерам я вряд ли согласился бы со Всемирным банком. Мне кажется, он все-таки окажется несколько меньше.

Так прокомментировал прогноз по падению белорусского ВВП в 3 процента президент-председатель правления российского банка ВТБ24 Михаил Задорнов.

Он также предположил, что в ближайшее время стоимость кредитов в Беларуси уменьшится:

– У вас более высокая инфляция, чем в других странах. Но думаю, что ставки по потребительским кредитам даже с ее учетом находятся на слишком высоких уровнях. Они будут снижаться.

Тем не менее, Задорнов слегка покритиковал белорусский Нацбанк за поддавливание рынка в сторону такого понижения. По словам банкира, это нужно делать более мягкими методами.

– Но регулятор всегда прав. И банки вынуждены с этим считаться, – резюмировал он.

«Нефть и газ будут еще долго оставаться основными отраслями»

Михаил Задорнов побывал в пятницу в Минске на заседании Координационной комиссии по розничному бизнесу при управляющем комитете группы ВТБ. 

– Помимо России, у Группы есть дочерние банки в шести странах СНГ и в Грузии. Раз в квартал мы собираемся, чтобы сверить часы по текущим бизнес-планам, обсудить изменения на рынках и обменяться опытом, – пояснил Задорнов.

По его словам, все данные страны пострадали от нынешнего кризиса. Но ситуация в каждой различается. Например, Армения и Грузия почувствовали его не в такой сильной мере.

– Есть три нефтяные страны – Россия, Казахстан и Азербайджан. Когда падает цена на черное золото, они первыми получают удар. Затем он сказывается и на экономиках других стран, которые, что бы мы ни говорили, очень привязаны к российской.

Например, в платежном балансе Таджикистана переводы из России занимают 20 процентов, Армении – 10. Это те деньги, которые пересылают домой работающие в Москве и других городах трудовые мигранты.

– Однако Армения и особенно Грузия меньше зависят от происходящего в России. В этих двух странах наименьшая глубина девальвации национальных валют. В Армении – всего на 20 процентов с начала 2014 года, в Грузии чуть больше, но в пределах 25.

Задорнов сравнивает эти цифры с 70 процентами в Украине. В России был максимум 50, хотя теперь ситуация уже сдвигается в другую сторону. С начала года рубль укрепился более чем на 10 процентов.

– Вообще говоря, сейчас все валюты отвоевали часть позиций, кроме украинской. Гривна еще 4 процента потеряла на 26-27 апреля.

Тезис о том, что Россия сидит на нефтяной игле и ничего не делает, – неправильный, утверждает Задорнов. В стране за последние 25 лет сформировались целые сектора экономики, которых вообще не было ранее, говорит он.

– Например, телеком. Сейчас это четверка крупных компаний, огромные инвестиции и в рублях, и в долларах. Работает примерно миллион человек с хорошими рабочими местами и зарплатами.

Говоря о прогрессе, банкир приводит в пример и ситуацию в угольной промышленности. К моменту распада Советского Союза здесь работало примерно 750 тысяч шахтеров, в том числе с использованием ручного труда и опасностью для жизни.

– Сейчас у нас работает 160-170 тысяч человек. И это совершенно другая ситуация. Да, трагические случаи еще происходят. Но если сравнить статистику последних 10 лет и 1990-х, она совершенно другая с точки зрения потерь в человеческих жизнях.

Но также нельзя подходить к вопросу с иллюзиями. В плане ВВП в России, Казахстане и Азербайджане нефть и газ еще долго останутся основными отраслями экономик, говорит Задорнов.

«Исходим из 40 долларов за баррель и минуса ВВП в 1 процент»

С точки зрения «плохих» кредитов с задолженностью по платежам российский банковский сектор уже ощущает себя нормально, утверждает Михаил Задорнов. Пик проблем пройден.

– Для ВТБ24, например, самым тяжелым был период конца 2014-го и 2015-й. Мы тогда создали основные резервы, и сейчас у нас практически нет прироста просрочки по долгам. В России 4 квартал прошлого и первый месяц этого года люди очень хорошо платят.

Хотя, признает Задорнов, пока есть рост просрочки платежей по долгам в Украине, в Беларуси. Как объясняет банкир, связано это с опозданием в реакции экономик этих стран по сравнению с российской.

– То, что у нас произошло в 2015 году, скажем, в Беларуси будет в 2016-м. То есть когда российская экономика будет выходить на подъем, белорусская будет лишь собираться еще это делать, – объясняет он.

В Закавказье группа ВТБ не чувствует большого роста просрочки, кроме одной страны – Азербайджана.

– В этой стране была серьезная девальвация маната, которая происходила в два этапа: сначала осенью, затем под конец года. Плюс в основном кредиты на азербайджанском рынке были долларовые.

Интересно, что в России доля выдаваемых кредитов в американской валюте, по словам Задорнова, составляет меньше 1 процента.

– Причем безо всякого запрета регулятора, как в Беларуси. Это просто сама политика банков, мы сами не делаем валютные выдачи, чтобы не прикладывать валютные риски.

Свою стратегию группа ВТБ строит сейчас исходя из прогноза, что в 2016-м среднегодовая цена на нефть будет равна 40 долларам за баррель, а спад ВВП в России продолжится на уровне около 1 процента.

– Произойдет дополнительное снижение реальных доходов населения в пределах 3-4 процентов. И более глубокое уменьшение рыночного товарооборота. Потому что российское население в кризис зажимает свои расходы больше, чем падают его доходы.

В прошлом году розничный товарооборот упал в России на 10 процентов. И около 40 процентов потерял выездной туризм.

– Но вместе с тем мы заметили по ВТБ24 очень активное увеличение спроса на кредиты – на 3 процента. Люди берут и ипотечные, и наличными. То есть хотят поддержать свой уровень жизни. Для нас это очень благоприятный фактор.

При этом данные кредиты – «здоровые», то есть россияне берут их осознанно и ответственно. Потому что в 2012-2013 годах к новым заемщикам были ужесточены требования. Сейчас их скорее нужно уже смягчать.

– Правда, нужно сказать, что ВТБ24 идет в известной степени против рынка. Потому что наш сегмент – это все-таки люди с доходами существенно выше среднего. А они всегда страдают от кризиса меньше.

Владимир СТАТКЕВИЧ
Фото автора

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все