Не стоит обманываться. Чтобы спасти «Мотовело», его нужно снова приватизировать

Не стоит обманываться. Чтобы спасти «Мотовело», его нужно снова приватизировать

Николай Ладутько просит более 50 млн на модернизацию «Мотовело». Ему не нравятся старые корпуса завода, изношенное оборудование. С его точки зрения, перенос предприятия обойдется в 7 млн долларов. И после этого необходимы будут дополнительные инвестиции в организацию производства электротехники.

Корпуса действительно не ахти – прямо скажем, не очень корпуса. Послевоенные стены, низкие потолки, кривой пол, пропитанный техническим маслом и потом поколений трудящихся на пару метров вглубь. В таких корпусах хорошо ждать старость, пенсию и мечтать о поездке на дачу, к любимым внукам и помидорам с картошкой, а не думать о конкуренции с мировыми лидерами. Но в корпусах ли дело?

Объемы падают, рынки теряются

Хроника падения. Объемы производства предприятия находятся в точном логическом соответствии с состоянием корпусов. Если в момент выхода из дружной семьи советских народов мы производили 900 000 велосипедов и 240 000 мотоциклов, то в 2002 году эти цифры упали до 600 000 и 40 000, в 2014 году – 60 600 и  6 302 соответственно. Можно предположить, что выручка предприятия была около 10 млн долларов, прибыли явно не просматривается. Имеющиеся в свободном доступе данные говорят о продолжении падения в 2015 году.

Но может быть, это общая тенденция? Заглянем в такую близкую нам российскую статистику.

Российский рынок велосипедов – 4 500 000 штук. Из них лидер рынка компания Stels производит 1 500 000 в год. Есть еще несколько производств в разы крупнее минского «Мотовело». И конечно, около половины рынка, 2 200 000 штук, приезжает прямиком из Китая.

На этом фоне рыночная доля нашего завода видна только уж очень сильно вооруженным взглядом. Наш главный экспортный рынок очевидно потерян. Но и на местный рынке, если экстраполировать российские данные, мы также совсем не доминируем. Вряд ли доля отечественной продукции превышает 20%.

Можно ли спасти предприятие?

В жизни бывают чудеса, и Стив Джобс, однажды вернувшийся в «загибающуюся» Apple, доказал, на что способен человек с видением будущего развития предприятия. Но есть ли у сегодняшнего руководства «Мотовело» такое стратегическое видение? Признаков этого пока, к сожалению, не обнаруживается.

Фото: БЕЛТА

В конкуренции на таких рынках можно победить тремя способами.

  1. Низкие издержки. К сожалению, рядом с залежами калийных солей пока не откопали такие же природные залежи велосипедов или хотя бы компонентов для сборки. И, в условиях отсутствия такого природного преимущества, китайские производители еще очень долго будут доминировать просто за счет объемов выпуска. В этой зоне искать нечего. Слишком простой продукт.
  2. Преимущество в уровне НИОКР. Возможно, мы не все знаем об отделе разработок на бывшем отечественном гиганте. Но, исходя из доступных моделей, и предполагая объем вложений в будущее, трудно рассчитывать на успех именно за счет высокого уровня инженерного труда.
  3. Лучший маркетинг. Бывает так, что более слабый продукт захватывает рынок за счет более осмысленной маркетинговой стратегии. И тут, безусловно, важнейшим является широта представленности в дилерской сети, рекламная поддержка. Сегодня очевидно,  что и на этом поле китайские и российские производители нас переигрывают и продолжают наращивать преимущество.

Если мы ставим цель реализовать амбициозный проект по возрождению веломотостроения в республике, очевидно, что нужно оценивать уровень вложений не только и не столько в здания и оборудование. Стоит думать об объеме денег, времени, менеджерских навыков, необходимых для конкуренции с ведущими российскими и средними китайскими производителями в реальных экономических условиях.

Могу предположить, что в случае выпуска около 500 000 велосипедов только для наполнения дилерской сети продукцией потребуются все 7 млн долларов, запланированных Николаем Ладутько для переноса завода. Это при условии удачного управления этим процессом.

Частные руки – лучшее решение

В чем же выход?

Если уж мы как страна, как общество очень хотим сохранить милый сердцу бренд, нам стоит найти тех, кому этот завод действительно нужен, и тех, кто обладает знаниями, опытом, связями на данном рынке. Нужно, как это ни смешно звучит, снова приватизировать недавно национализированный завод. Полагаю, что условием этой приватизации должно быть строительство новых цехов завода, например, в белорусско-китайском технопарке и передачу освободившихся площадей городу, чтобы не увязывать выгоду от удачного месторасположения старых корпусов с ценой собственно бизнеса.

Сколько стоит «Мотовело»? Думаю, честная оценка – ноль, как ни грустно это признавать. Но если компания без прибыли, только для поддержания своей деятельности на текущем, крайне низком, уровне, просит у государства сумму, достаточную для запуска завода с нуля, то может быть, не стоит себя обманывать? Может быть, стоит подарить этот завод заинтересованному, профильному, профессиональному участнику рынка при условии сохранения и развития бренда? У нас останется замечательный участок в центре города размером в несколько десятков гектаров и ценой в десятки миллионов долларов.

Ну и естественно, такая новая приватизация должна не повторять ошибок прошлых лет. Как показала практика, кулуарные сделки с непрофильными инвесторами – не лучший способ привлечения заинтересованных инвесторов, как в случае с данным предприятием, так и с остальными ценными объектами белорусского промышленного наследия.

А если все же иначе?

Что ждет «Мотовело» в случае выделения денег сегодняшней команде госменеджеров?

Предсказать это не трудно. Достаточно посмотреть на наш опыт госинвестиций в области завода газетной бумаги в Шклове, модернизированных предприятий в цементной промышленности, деревообработке. Пару-тройку лет займет процесс – мы будем строить цеха, завозить оборудование, перерезать ленточки. А потом обнаружится, что промахнулись – не попали в рынок ни по моделям, ни по цене-себестоимости, ни по уровню работы с дилерской сетью. И станет гордость страны еще одним камнем на шее белорусской экономики, но только ценой уже плюс 50 млн долларов.

Но есть слабая надежда. Нынешний кризис настолько суров, что даже правительство прямо заявляет: «За бесплатными деньгами не ходите! Их не будет! Нужны деньги? У нас не освоенные кредитные линии с банком Китая! Вперед!». А там все-таки есть какой-то входной барьер от липовых маркетинговых, производственных и инвестиционных планов. И если проект возрождения мотовелостроения не окупаем по определению при данных условиях и данном менеджменте, то не получит он денег и умрет, не успев растратить очередные десятки миллионов народных долларов.

Еще больше новостей – в нашем Telegram-канале
Подписаться на канал
Поделитесь своей новостью или «денежной» историей через @myfinby_bot
Текст: Александр КНЫРОВИЧ
Источник: Myfin.by
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Оцените статью:
Уведомления
Отметить все как прочитанные
Удалить все