«Найм топ-менеджера – как трансплантация, ничего не делаешь – не приживется»

«Найм топ-менеджера – как трансплантация, ничего не делаешь – не приживется»

Фото: пресс-служба МТБанка

Передача управления компанией наемному менеджеру – всегда достаточно болезненный момент для всех сторон. О том, как при этом минимизировать нежелательные «побочные эффекты», на семинаре МТБанка «Бизнес в стиле FLEX» рассказал Александр Паньков, директор консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».

– Можно пошутить: каждый собственник имеет право уничтожить свой бизнес любым знакомым для него способом. В том числе неправильной передачей управления наемному менеджеру. У меня есть целое кладбище неудачных проектов по теме передачи бизнеса. Даже есть примеры, когда мы дважды пытались передать компанию наемному руководителю – в итоге все это закончилось возвращением собственника к управлению.

Почему вообще возникает идея передать бизнес? Причин несколько. Первая – усталость. Ряд собственников уже работают над своим бизнесом больше 20-ти лет и некоторые с гордостью заявляют, что они 7 лет не ходили в отпуск. Вторая – желание сконцентрироваться на стратегии и отойти от оперативки. Когда анализируешь работу компании, оказывается, что собственник тратит всего 5-7% своего времени на развитие бизнеса. А нужно 25%.

Третья – желание заняться новыми проектами и реализовать новые идеи. Поэтому нынешний бизнес становится некой обузой. Четвертая – уехать жить за границу, но сохранить здесь компанию. Пятая – потому что это модно. Такое тоже есть, уже не модно управлять бизнесом с 1995 года.

И шестая причина – желание быстро разбогатеть на новых трендах. Сейчас – это криптовалюта. Когда говорят «Мы привлечем $15 млн на ICO», мне интересно: мы же все честные, чем тогда эти деньги будем отдавать? Но такие предприниматели отвечают, что это будет потом, а сначала надо собрать.

Я видел много примеров, и знаю, что работает передача бизнеса управленческой команде. Не наемному менеджеру, а именно – подчеркиваю – команде управленцев, в которой есть генеральный директор. Он может быть наемный или «выращенный» внутри, неважно.

Главное соблюдать несколько условий. Первое – время для подготовки компании к изменениям и для формирования управленческой команды. Минимально – от 1,5 лет. Делаю акцент на слове «от», срок может быть и больше – 2 или 3 года. Второе – глубокое погружение собственника в процесс передачи дел и подготовки управленческой команды. Третье – технологии передачи бизнеса от собственника к управленческой команде.

Одна из проблем белорусского бизнеса: мы все время хотим «чуточку быстрей». И поэтому все время нарушаем технологию. И это не сразу заметно. «Прилетает» чуть позже, когда ты уже расслабился и не ожидаешь удара. Найм топ-менеджера – это как трансплантация, если ничего не делать, орган не приживется.

Бизнес в стиле FLEX – образовательная инициатива МТБанка, направленная на развитие бизнеса клиентов. В ее основе лежит принцип гибкого обучения – инновационного формата, при котором участники семинаров имеют возможность увидеть изнутри, как строится бизнес самых успешных и передовых компаний. Это ответы на самые злободневные вопросы,  опыт ведения бизнеса, полученный из уст преуспевающих бизнесменов страны, это емкое руководство к действию для тех, кто хочет сделать свою компанию успешной.

Источник: Myfin.by